Предупреждение: у нас есть цензура и предварительный отбор публикуемых материалов. Анекдоты здесь бывают... какие угодно. Если вам это не нравится, пожалуйста, покиньте сайт. 18+

История №867609

В моей карьере расследований было очень много, всех даже и не упомню.  Многие были просто напросто скучны и не вошли в мою личную коллекцию "побед и поражений."  Посему я стараюсь писать именно про те которые чем то необычны или где была хоть какая то интрига, хотя решение часто бывало очень банальным.  Эта история пожалуй интересна тем что решение годами лежало на поверхности, а лучшие инженеры компании ломали головы. Помните как в замечательном фильме "Место Встречи Изменить Нельзя", следователь Шарапов в разговоре с подозреваемым Груздевым рассказывал про то как он любил брать в разведку новых людей, ибо у наблюдателей, после определённого времени "замыливался" глаз.  А у Гашека в романе про Швейка есть фраза про то как бал правил Параграф, решал, судил, и казнил Параграф, хотя уже давно не вчитывался что же собстенно этот Параграф значил.  Вот собственно про то и история. 
Я работал в свое время на компанию которая производила различную тару из металла и пластика.  Одним из видов тары были большие стальные банки  для консервов.  В производстве таких банок была задействована следующая технология: на отштампованную банку, по диаметру у отверстия, наносился тонкий слой меди.  Происходило это следующим образом.  В штамповачную машину загружался огромный рулон медной проволки (весом в сотни кг), в штамповку машина выпускала правильный размер разогретой проволки которая прикладывалась к банке (т.е. наносилось покрытие), потом проволка как бы отдиралась, обрезалась секатором на автомате, и отрезок меди падал в специальный поддон.  Потом медные отрезки собирались и отправлялись на завод который делал проволку.  А медь по цене лома шла зачётом против следующих поставок медной проволки. 
Схема конечно замечательная, но проблему, я думаю, видно сразу - медь.  Медь ликвидный цветной металл, хоть в Африке, хоть в РФ, хоть в США, который всегда кто то непрочь умыкнуть. Рабочие на заводах проходя мимо  втихую брали медные отрезки и выносили.  То есть даже если каждый брал в день по чуть-чуть, то всё равно "пять старушек - рубль."  "Ха" сказало управление компании, "так дело не пойдёт, инженеры - вперед".
И один инженер придумал модификацию машины.  Медная проволка теперь после обреза шла в специальный закрытый желобок и потом по желобку падала в большие стандартные бочки белого цвета сделаные из пластика.  Крышки были запечатаными с пломбой и было лишь отверстие для желобка (узенький, руку не просунешь).  Более того, бочки начали ставить на специальный паллет в который были вмонтированы весы.  Как только вес обрезков достигал определённой массы, машина отключалась, зажигалась лампочка и был сигнал.  Потом подгонялся погрузчик, желобок вынимался, ставилась затычка, на бочке маркировался вес, и бочку увозили на склад и ставили пустую бочку.  Потом раз в сколько-то недель накопленые бочки грузили на тягач и отправляли производителю медной проволки (ну или производитель проволки сам приезжал). 
Систему отработали на одном заводе на отлично.  Медь украсть было практически не возможно.  Более того, сразу взглянув на объём продукции и на вес бочки можно было достаточно чётко определить если машина работает правильно.  Конечно вариации были, всё таки температура нагрева проволки может быть немного разной, толщина проволки может быть чуть больше-меньше, плюс калибровка машины всё таки может сбиться, но всё в разумных пределах вариации.  Потом проверили на другом заводе, потом на третьем. Всё супер.  Банки делаются, медь не воруется, инженер молодец.  Сказали ему - раз ты такой молодец, распиши-ка нам процесс, ибо ты всё таки не вечен, а компания должна работать как надо всегда (кстати очень разумно).  Ну и инженер, душа парень, и расписал всё как мог.  Ставится проволка так-то, температура должна быть такая-то, толщина проволки такая то, ссыпается всё в стандартные 55-галлоновые белые бочки (drums), стоят они на поддонах, вот вес при котором машина отключается, итд.
И всё заработало просто супер-дупер-пупер. Процесс стал законом и "Параграфом" и все на него молились и не отступали ни на шаг.  Инженера давно уже не было в компании, а система всё работала на ура.  Пока не решили, а давайте ка мы перенесём часть производства в Гватемалу, ну что бы затраты уменьшить (рабочая сила то там дешевле).
Взяли старые линии с американских заводов и отправили туда, а в США на заводы новые линии поставили по старой технологии.  И "Параграф" в Гватемалу ту отправили что инженер написал (с указанием перетолмачите на месте), ну и наладчиков естественно.  Отправили, привезли, установили, и работа пошла, банки штампуются, все довольны.  Но как оказалось, совсем не все.  Через какое-то время начали смотреть на расходы меди, хрень какая-то получается.  Медь закупали в Гватемале, но по той же схеме что и США. И видят, в зачёт производитель, дает меньше денег чем должен.  
Сначала конечно игнорировали, разница не большая.  Потом, когда цифры недозачёта стали приличными, решили проверить наладку машин - прислали инженеров, проверили - всё чётко, толщина, температура, настройка весов, бочки запечатаны, все на месте.  Инженеры говорят, всё путём.  А потом опять, поставщик меди в зачёт берет меньше чем заявленый вес.  Начали уже на поставщика наезжать, ты чего гадина безобразничаешь?  Он клянётся что всё чётко, хоть сами проверяйте.  Приезжали инженеры ещё раз, смотрели как отрезки падают в бочку, маркируется вес, брали отдельную бочку с отрезками, сами взвешивали, пломбы проверяли, везли к поставщику, там взвешивали.  Всё нормально.  И уезжали ни с чем.  А в зачёт всё равно идет меньше денег.  И длилось это дело пожалуй года 2-3, и в конце концов послали нас на ревизию.
Конечно послали не именно ради меди, а вообще время проверки подошло.  Но нас конечно предупредили, разберитесь наконец, что же там происходит с медью.  Недозачёт уже идет на сотни и сотни тысяч долларов (огромные деньги для Гватемалы).  Надо же решить вопрос наконец, зачем вам деньги платим.  Ну мы приехали, начали смотреть, но без толку естественно.  Мы же ни в инженерии ни в механике ни черта не понимаем (плюс все объяснения на испанском).  Ну машина, ну проволка, ну обрезки падают.  Расход меди на 1000 банок ровно такой как в США.  Пломбы стоят как положено, весы исправны (проверили).  Склад охраняем.  Правила прочитали (на английском естественно, мы же по испански не говорим).  Потом заставили нашего переводчика их перевод "Параграфа" перечитать и сравнить с американской версией - всё точно.  Мистика какая то.  Вроде всё путем, а зачёта меди меньше.  Помогла как обычно случайность (ну и назойливость моя пожалуй). 
Начал я платежи что компания делает за закупки проверять.  Вот счета за инструменты, вот за компьютеры, вот за спецовки, вот за охрану, вот за бочки, за медь, вот за металл для банок.  Стоп, стоп, стоп... Смотрю странность.  Я просто на другом заводе где банки выпускают в США тоже был недавно и помню там бочки тоже покупали, так они были НАМНОГО дешевле.  Почему такая разница?  Не, я конечно понимаю что страна другая и ценник другой, но всё таки не на столько.  Начинаю рыться в старых бумагах (из предыдущего аудита).  Да, действительно огромная разница в цене.
Звоню на тот завод в США, пришлите мне копию счёта на бочки.  Сравниваю их счёт с Гватемальским.  Беру переводчика и он мне переводит каждое слово.  И тут меня осеняет... я менеджеру говорю... потом переводчику... и мы бегом на склад на бочки смотреть.
Оказывается что эти хитрецы удумали.  Инженер, когда процесс описывал и устанавливал вес, рассчитывал что будут использоваться ПЛАСТИКОВЫЕ бочки для того что бы собирать медные обрезки.  Но он то считал что это понятно и указал только объём бочек (55 галлонов).  И все всегда в США на заводах белые пластиковые бочки использовали.  И термин для описания использовали "white drums", т.е. "белые бочки."  А эти хитрые Гватемальцы, перевели то всё дословно, но сделали ударение на то что бочки должны быть БЕЛЫЕ.  Они и закупали МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ БЕЛЫЕ бочки.  Все проверяющие что приезжали, помнили что бочки должны быть белые, как в Параграфе, но все забыли про материал бочек - глаз замылился.  А когда контрольный замер делали - им просто подсунули пластиковую бочку (о том что проверяющие будут они то знали заранее).  Естественно что металлические бочки тяжелее и они с медными обрезками достигают указанного в Параграфе веса быстрее чем пластиковые.  То есть разница между весом пластиковой бочки и металлической в медных обрезках - себе в карман.  Точно рассчитали на сколько "государевых" бочек приходится одна своя.  Ну а "лишнюю" медь сдавали уже сами, другому скупщику. 
Поставили это дело на поток сам директор завода и начальник производства (ну и парочке рабочих что в теме были) отстегивали чуток.  Для Гватемалы деньги они имели совсем не шуточные. За почти 3 года, более миллиона долларов.  Директор потом моего менеджера на ужин пригласил в хороший ресторан, подарки да деньги предлагал, но он конечно на это не пошёл.  Доложили наверх как положено. 
Потом естественно был скандал.  Директора и ещё пару человек уволили.  Не знаю если местное правосудие привлекали, мы то своё дело сделали, и уехали, а там уже руководство компании решает.
Вот такая история про "замыленый глаз."  Правда не знаю чего на нас потом инженерный отдел так косился.
+811
Проголосовало за – 891, против – 80
Статистика голосований по странам
Статистика голосований пользователей
Чтобы оставить комментарии, необходимо авторизоваться. За оскорбления и спам - бан.
32 комментария, показывать
сначала новые

fantom3325.01.17 22:30

"по диаметру у отверстия, наносился тонкий слой меди" "и отрезок меди (проволоки) падал в специальный поддон“ и в конце "За почти 3 года, более миллиона долларов" (украли). Автор, Вам не кажется, что с вашим предприятием что-то не то? Какой же об'ем отходов? Вам бы не с кражами, а с рентабельностью заняться.

+1
ответить

yls2➦fantom3325.01.17 23:22

Объем отходов там очень большой. А насчёт рентабельности, так это не к аудитору вопрос, а к бухгалтеру или управленцу.

+0
ответить

Ren1125.01.17 19:44

Дочитав до слов "Начали уже на поставщика наезжать, ты чего гадина безобразничаешь? Он клянётся что всё чётко, хоть сами проверяйте" очень удивился.

Я отнюдь не следователь, но ведь совершенно же ясно, что если идет недозачет, значит дело либо в том, что недоплачивают, либо недовешивают. Запрашиваются документы у поставщика, и тут уже все просто. Если со склада завода ушло 5 бочек (условно вес меди 10 тонн), а к поставщику пришло 5 бочек (условно вес меди 6 тонн), то либо водитель по дороге куда-то заезжает (проверить несложно), либо со склада уходит не 10 тонн, а все-таки 6. Значит бочки нужно перед отправкой перевзвешивать. Ну и собственно, на этом этапе можно было догадаться.

Вообще этот вопрос легко было решить даже без выезда на место. Достаточно было лишь запросить документы по взаимозачету у гватемалького поставщика меди. Ведь если бочки были стандартные, то специалист в головной компании уже знал, что если со склада ушло 10 бочек, то это плюс минус N фунтов меди. И если по полученным документам он видит, что уходит 10 бочек, приходит 10 бочек, а поставщик твердит, что в них N-40% фунтов и бочка полная, то собственно вот она разгадка.

Тут дело не в том, что я такой умный. Тут дело в том, что любой адекватный диалог с поставщиком неизбежно привел бы к вопросам "а сколько меди пришло к вам". Неизбежно. Я просто не представляю, КАК нужно вести диалог, чтобы попустить такое.

- Вы чо там, кинуть нас решили?!
- Нееее, все супер, братаны!
- Ааа, ну тогда отваливаем.

Только если вот так.

+0
ответить

yls2➦Ren1125.01.17 20:19

Ну этих деталей я не знаю. Нам давали задание, мы расследовали. А как там бухгалтерия или управленцы общались я не знаю. Вся верхушка в Гватемале была в теме и думаю вопрос старались замять в разговорах с головным офисом. А вообще Вы правильно рассуждаете, но легко задачки решать когда ответ известен.

+0
ответить

Ren11➦yls225.01.17 22:07

Я догадывался, что вы скажете, что мол в ретроспективе всегда все понятно. Типа как с долларом: любой эксперт расскажет, почему он вчера упал, но фиг кто угадает, куда он пойдет завтра.

Но в данном случае вся вышеописанная цепочка у меня возникла после слов о поставщике. Просто если вас не догружают или недоплачивают, то первым делом смотрят в отгрузочные документы. И если там все нормально, уже рыщут на производстве и т.д. Можете мне не верить, но я просто не представляю, как можно было упустить этот момент.

Я не считаю себя особо умным, просто все сначала сверяют документы, а уже потом (если в документах расхождения) ищут какие-то схемы. А у вас получается, сначала ищут схемы, и только потом сверяются по документам :)

Либо "в деле" были и менеджеры в головной организации, которые как-то между делом замыливали обсуждение расчетов с поставщиком.

+0
ответить

yls2➦Ren1125.01.17 22:13

Не исключаю сговор. Более того, подозреваю что на каком то уровне он был. Инфа сначала шла из Гватемале в региональный офис в Мексике. А потом консолидированная по региону уже в США. А в Мексике такие жуки сидели, могли что то и иметь с этого дела. Но доказательства прямого не было.

+1
ответить

Juno25.01.17 06:42

вот этой компании и урок - нечего производство в Гватемалу оффшорить. А вам +)

+0
ответить

Byram ★★★24.01.17 23:53

Замечательные у вас истории. Самые лучшие среди всех "американских". Пишите. ждем!

+2
ответить

yls2➦Byram25.01.17 00:01

Вы меня перехваливаете, но спасибо. Придётся теперь делиться парочкой из сокровенного заказчика, но они длинные предупреждаю.

+0
ответить

alex544824.01.17 23:28

Спасибо за интересную серию историй. Не будете против если я переведу её на иврит ( с указанием авторства естественно)?

+0
ответить

yls2➦alex544824.01.17 23:38

Без проблем. Я постараюсь ещё несколько набросать.

+1
ответить

Робин24.01.17 23:09

Про Гарвард-Хуярвард и Иркутск-57 похожая история была.
Правда без следователя. Поиском наверно можно найти.

+0
ответить

Таняша24.01.17 22:56

Юрий, весьма интересно, спасибо!

+0
ответить

yls2➦Таняша24.01.17 23:38

Благодарю. Спасибо что читаете.

+1
ответить

Mjrpetrofff24.01.17 22:20

Странный рассказ. Если ищите дефект в процессе, что делаете? Правильно, идёте и неделю наблюдаете как и что работает. Не неделю, а за один день железные бочки обнаружились бы! Очень странная история!

+0
ответить

yls2➦Mjrpetrofff24.01.17 23:04

Видите ли, не известно было где прокол. У в процессе, в бухгалтерии, у производителя, или ещё где. Часто мы ищем чёрную кошку в чёрной комнате. И очень часто её просто напросто нет. А бывает что вместо её что-то намного хуже.

+1
ответить

Некто Леша ★★★★★24.01.17 20:47

Юра, всю следовательскую серию читаю с большим интересом, спасибо. Ничего подобного никто здесь еще не писал.

+5
ответить

yls2➦Некто Леша24.01.17 21:20

Спасибо что читаете. Надеюсь что понравилось.

+2
ответить

Gene Martin24.01.17 19:43

Да, гениальный инженер тоже страдал туннельным зрением. А что, если белые бочки перестанут делать? Как жить тогда? И опять-таки, взвешивать без обнуления тары, на мой взгляд, безответственно. Так бы можно было сличать с поставщиком меди: 15 ноября мы вам прислали 10,438 кг, а вы сколько приняли? Кстати, удивительно, что этот бухгалтерский процесс тоже не был поставлен, вне зависимости от обнуления тары.
Но Вы заметили, здорово! Жду новых историй.

+0
ответить

Serge71224.01.17 17:14

Могли бы сразу догадаться что учет поставлен неправильно - получатель ведет учет веса нетто (что есть правильно), а поставщик ведет учет веса брутто (что есть неправильно). Не случайно на любой упаковке любого товара написано 'вес нетто ...' Это не инженерная проблема, это элементарная бухгалтерская ошибка.

+3
ответить

yls2➦Serge71224.01.17 17:47

Местная бухгалтерия была под влиянием директора, а при региональной консолидации цифра "терялась" в общем объеме. Что ещё раз подтверждает что за маленькими удалённый и заводами нужен хороший присмотр.

+2
ответить

Питон 24.01.17 16:23

История замечательная, только "проволка" режет глаз.
Проволока она потому и проволока, что изготавливается путём протяжки (волочения) через последовательно уменьшаемые отверстия.

+3
ответить

yls2➦Питон24.01.17 17:48

Спасибо. Учту.

+0
ответить

v701324.01.17 16:11

Т.е. учет колличества заправленных бочек не велся или фальсифицировалсЯ?
И под желобок вполне можно было поставить свою тару?
И соотношение вес продукциии - вес бочки тоже ни как не контролировался? (Об этом в самом начале говорилось)
И то что поставщик с одной бочки заявляет менше меди, чем в США никого не волновало?

+0
ответить

yls2➦v701324.01.17 17:53

Учёт велся. Под желрбок теоретически можно было поставить что угодно, но было принято ставить именно стандартные бочки. Соотношение не контролировалось и это было причиной. Разница в количестве меди волновая, и потому нам сказали обратить внимание на расхождение. Но приоритетом это не было. Что такое завод что приносит $10ММ на фоне главного офиса компании что продаёт на 6.5 миллиардов.

+0
ответить

Zewrus 24.01.17 14:12

СпасиБО за историю! Плюсик от меня!:)

+1
ответить

СФ24.01.17 14:06

"чётко определить если машина работает правильно", "Не знаю если местное правосудие привлекали" - по-английски пишете.

правильно ли работает машина
привлекали ли местное правосудие

"Не "среди тут", а "между здесь" - так немножечко больше по-русски".

Истории интересные, пишите еще.

+0
ответить

yls2➦СФ24.01.17 17:54

Спасибо за комментарий. Извините за помарки.

+0
ответить

mathematicus 24.01.17 13:10

Вот, например, зачем нужна система ГОСТ. Чтобы не писать "белая бочка", а указать на номер стандартного изделия.

+7
ответить

yls2➦mathematicus24.01.17 17:55

Согласен, но она в частных компаниях часто отсутствует.

+1
ответить

adder3824.01.17 11:29

Таки да, поучительно и занимательно.

+1
ответить

йклмн24.01.17 10:09

"-то", "-либо", "-нибудь" таки пишутся через дефис (не в обиду - среди в целом грамотных текстов - повторяющаяся ошибка, которую вам будет несложно извести).

+2
ответить

Общий рейтинг комментаторов
Рейтинг стоп-листов

Рейтинг@Mail.ru