История не смешная и долгая. Торопыгам и желающим поржать советую пройти мимо.
Сказка о том как мы писали дипломную работу. Почему сказка? - Потому что чем дальше, тем страшнее)))
На информационном портале в очередной раз наткнулся на новость о реформе в системе образования. И очередной раз в глаза бросилось мнение о том, что система образования СССР безнадежно устарела. Совсем не хочется спорить и что-то доказывать, но накипело настолько, что молчать уже сил нет. Хочу просто привести сравнительный пример, самый что ни на есть настоящий, из моей жизни, без преукрас и сарказмов (если получится).
Я со своей дочерью можно сказать заново отучился в средней школе с первого по одиннадцатый класс, помогал ей во всём и объяснял то, что не смогли объяснить в школе преподаватели "нового", прогрессивного поколения. Потом университет. Тут она уже сама, но в трудные моменты мои советы и подсказки всё же помогли разгрызать гранит науки. Дошло дело до написания дипломной работы и её защиты, вот на этом моменте мне и хотелось бы провести сравнение.
Как в своё время "защищался" я.
Я учился в техническом училище на радиомеханика, проще говоря на телемастера. Перед защитой дипломной работы мне необходимо было пройти производственную практику. Практику не в учебной лаборатории, а как говорится "в поле", в реальных, а не смоделированных условиях. Я работал в настоящей телемастерской и вёл дневник производственной практики, записывал наименование того что мне приносили в ремонт, характер неисправности и мои действия. Параллельно я писал дипломку.
Темой моей дипломной работы была какая-то (уже не помню модель) автомобильная радиола. Я должен был начертить принципиальную электрическую схему радиолы и объяснить принцип её работы. Объяснить - значит чётко показать через какие цепи и электронные компоненты проходит радиосигнал и что с ним происходит в каждом из узлов. Проще говоря объяснить назначение каждой из нескольких сотен радиодеталей в схеме. После этого меня закидывали каверзными вопросами по теме, на которые я должен был дать исчерпывающий ответ. На такие вопросы нельзя ответить зазубренными фразами, тут нужно включать мозг и опираясь на ранее полученные знания строить логическую цепочку.
Такой принцип защиты диплома позволял выяснить, не зря ли студент учился несколько лет и насколько его приобретенный опыт соответствует требованиям профессии.
Теперь самое интересное - защита дипломной работы моей дочери.
Она закончила ВУЗ (не буду называть), числящийся в списке самых элитных учебных заведений Казахстана. На производственную практику её направили в компанию, являющуюся одним из крупнейших продавцов автомобилей мировых брендов в Казахстане. В компании сказали, что всех своих специалистов они отправляют на обучение в различные страны мира и это обучение стоит туеву хучу денег. Девочку-стажерку им нет резона обучать, а без спецподготовки она будет только путаться под ногами. Поэтому предложили валить домой и к концу практики принести заполненый дневник, где они абсолютно безвозмездно проставят печати и все необходимые автографы. Ну, в наше время - не самый худший вариант, я бы даже сказал лучший, не считая того, что речь идет о подготовке студента, являющегося потенциальным "высококлассным" специалистом в своей отрасли.
Дипломная работа - БРЕД В ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ПРОГРЕССИИ.
Тема. Каждый студент должен предложить какую-нибудь инновацию (изобретение) для организации, где он проходил производственную практику. Разумеется нужно объяснить почему именно эта инновация обеспечит качественный рост эффективности процессов ..... и т.д. и т.п. Причем объяснять нужно на 90 страницах, можно больше, но никак не меньше.
Ну бред же, согласитесь? Тройной бред.
Во первых - профессоры хреновы, вы блин готовили специалистов конкретной отрасли или изобретателей? Причем здесь инновации, ваши студенты усвоили суть профессии которой обучались несколько лет или вам пофиг? (как в анекдоте - мужик долго думал кого взять в жены, красавицу или умницу, а в итоге женился на третьей, у которой сиськи больше).
Во вторых - ну что двадцатидвухлетняя девчонка (или мальчишка) может предложить мегакомпании с хорошо отточенным за много лет профессиональным опытом и твердо поставленым механизмом работы? Наивно полагать, что такие компании не пользуются самыми прогрессивными разработками в сфере свой деятельности, более того, на вооружении они имеют инструменты и технологии о которых студенты даже и не догадываются.
В третьих - на факультете примерно 100 студентов старшекурсников, вы хотите сказать, что силами выпускников университета каждый год выстреливаете сотней изобретений? Да ладно?
Конечно же дочь призвала меня на помощь, призвала как призывают военкоматы - не спрячешься и не отмажешься. Ну, надо так надо...
Вариантов инноваций у нас не было, за помощью обратились к преподавателю вуза, курирующему группу выпускников, в которой состояла дочь. Он долго думал, дня два, потом предложил "эндоскоп" - маленькая видеокамера, позволяющая проводить диагностику внутренней полости автомобильного двигателя без его разборки. А теперь на минутку представьте, что все 100 выпускников должны "родить" нечто подобное, но повторяться нельзя.
Смешно. На алиэкспрессе такие эндоскопы стоят 5-10 баксов, тоже мне инновация. Этими игрушками пользуются даже самые захудалые СТО-шки, что говорить о монстрах, для которых мы выдумываем всю эту хрень. Но других вариантов не было, начали собирать материалы и помаленьку накидывать дипломку. Было трудно, перелопатили весь интернет и ближайшую техническую библиотеку, в процессе открыли для себя много интересной, но бесполезной в нашем случае информации. Написали.
Ну и как обещал - в конце самое страшное. Нет, не защита, еще страшнее. Страшное, потому что не объяснимое. Ну не могу я понять логики следующего действия - проверка на плагиат.
Вкратце - в интернете есть сайты, проверяющие текст на оригинальность, антиплагиат. На этом сайте есть поле, в которое нужно вставить проверяемый текст или файл. После проверки выдается результат - процент оригинальности и список сайтов, на которых присутствуют строки или абзацы, присутствующие в данном случае в дипломной работе. Если оригинальность менее 50 процентов, то дипломную работу просто не принимают, причем что-то исправить не позволяется, попытка только одна. Провалил попытку - не сдал дипломную работу - отчислен.
Теперь представьте, на просторах интернета имеются не только электронные версии всевозможных учебников, но так же тонны различных статей и сообщений на форумах. Какую бы фразу вы не написали она не будет уникальной на сто процентов, кто-то где-то эту фразу уже написал до вас и её использование по логике проверяющего сайта является плагиатом.
Давайте представим, вы делитесь на кулинарном сайте рецептом жареной картошки. Ну что тут можно написать - "картошку, моем, очищаем, нарезаем и выкладываем в сковороду на разогретое растительное масло". Думаете это вы написали? Фиг там, это уже было написано до вас. Вы украли чужой текст, списали, вы плагиатор (вор). Только что, ради прикола проверил предложение про картошку на одном из сайтов антиплагиата, результат - уникальность текста 0%. Не верите - проверьте.
Примерно тот же результат грозит нам при написании научных работ, в том числе и дипломных. Технический язык строг и требует правильной формулировки, если по инструкции нужно открутить гайку, то так и нужно писать - "открутить гайку", не спилить, отбить, отстрелить, отломать, а именно "открутить". Ну вы поняли, бОльшая часть дипломной работы была изложена техническим языком и не имела возможности пройти антиплагиат.
Что же делать? Вносить в текст орфографические ошибки или заменять русские буквы латинскими не вариант, это первое что мы проверили, остается одно, предложение за предложением, абзац за абзацем изменять так, чтобы процент уникальности возрос именно в этом предложении/абзаце.
Поскольку синонимов у технических терминов не так уж много пришлось тупо менять местами слова. Ну а что еще делать? Иногда получалось не плохо, но иногда предложения принимали вид, как будто их произнес магистр Йода из "Звездных войн", т.е. задом на перед. Если полученный текст прочесть в слух, то сворачиваются не только уши, но и мозг.
И вот 90 страниц этой херни было нормально принято, рецензировано, утверждено и в последствии защищено (защищено нормальным языком, а не искаверканым). Подозреваю, что работу не то что не читали, но даже и не открывали.
Когда дочь принесла домой диплом я смотрел на него с откровенной печалью, более того, по новым правилам министерства образования этот диплом станет полноценным только после года учебы в аспирантуре, без неё это просто кусок картона.
Дочь не стала продолжать этот идиотизм, вместо аспирантуры она пошла работать. Конечно же не по специальности.
Ну а что, диплом о высшем образовании имеется и образование это получено не в каком-то "сраном совке" а в респектабельном высшем учебном заведении страны.
P.S. И напоследок. Всю эту историю я прогнал через несколько сайтов-антиплагиаторов. Результат поразил - уникальность текста на разных сайтах от тридцати до восьмидесяти процентов и далее представлен список из множества сайтов которым принадлежит авторство. Вот как так могло получиться, история моя, но принадлежит она не мне?
История это баловство, дипломная работа куда серьезнее и результат её написания и защиты может изменить жизнь, как можно такую ответственную работу поручать какому-то сайту в интернете. Вот такое у нас сейчас образование. Дореформировались блин!!!