Силы враждебные кроют нас матом.
Мысли недобрые голову кружат.
Но не потеряна связь с адекватом.
В последнее время принято критиковать родные ВУЗы. Мол, за границей «всё лучше» и «все умнее», и учат там как-то особенно, и материальная база у ВУЗов круче, и то, и сё.
Я не знаю про преподавателей. Все может быть. Но я точно знаю, что самые умные студенты все равно у нас.
Преподаю в одном из лучших ВУЗов. Это неловкое чувство, что интеллект студентов в разы превосходит твой. Понимаете, их туда, т.е. к нам, отбирали со всей страны. Не верьте разговорам про то, что только блатные и богатые попадают учиться. Может быть, они и блатные, и богатые, но при этом они еще и очень умные.
Я хорошо училась. Но точно знаю, что никогда бы не смогла пережить современную школу с учительским хамством, произволом, неадекватом и потребительским отношением к детям. ЕГЭ – это просто маразм. Чем чиновничью общественность не устраивают простые письменные ответы на вопросы? Пусть будут письменные экзамены. Да, их проверка будет сложна. Но так давайте эти работы проверять тем, кто хорошо соображает, а не тем, кто ведет учет галок. Пришлось когда-то подготовиться к американским тестам, но, пардон, структура и логика английского языка позволяет сдавать такие экзамены.
Мои студенты пережили и российскую школу, и ЕГЭ; с детства им тестировали и оценивали каждую извилину, но при этом они остались людьми. Они не сбежали учиться за границу, хотя, судя по всему, возможности были, и с их мозгами и навыками лучшие университеты мира были бы рады зачислить их в ряды своих студентов.
В принципе, понимаю коллег, в том числе, и школьных учителей. Это действительно очень сложно – учить очень умных детей. Многие учителя звереют от того, что умные дети просто не понимают их объяснений. Современные ученики и студенты моментально находят нужную им информацию, имеют выбор между интересным и очень интересным материалом. Поразить их воображение на уроке крайне сложно. Но, коллеги, зачем звереть и обвинять детей и студентов в том, что они необучаемы? Например, по моей дисциплине большинство программ безнадежно устарели, и, если честно, то вся отрасль знаний впала в некое многословие и неадекват. По большому счету, передавать надо студентам не «мудрость древних» (она нас, собственно, и завела туда, где мы сидим), а честно описывать ситуацию и вместе искать выход из положения.
Вот не надо высокомерия. Умный студент может предложить неожиданный выход. Даже первоклассник на уроке может задать, казалось бы, простой вопрос, ответ на который потянет на Нобелевскую премию.
К чему я это… за державу не страшно. В России действительно очень умные дети. Может быть, не всем из них хватило усердия прочитать все, что читали мы, но, если честно, современники пишут не хуже классиков.
Жизнь очень несправедлива к современным писателям. Судя по всему, многие преподаватели зациклились на махровой классике и высокомерно отрицают труды современников. Зря.
Дети не зациклены ни на чем. Давайте признаем, что у них по совершенно объективным обстоятельствам намного больше возможностей учиться, чем было у нас. И прежде чем подлавливать молодежь на незнании чего-то, что для нас кажется архиважным, коллеги, разберитесь хотя бы со своим смартфоном на уровне ученика пятого класса. И сравните, что Вы знали и умели в пятом классе, и что знают и умеют они в этом возрасте.