Уже много «сломано копий» про поведение наших водителей на дорогах, но и я решил добавить свою капельку.
Основные проблемы, на мой взгляд, это, во-первых, низкая водительская квалификация многих инструкторов в автошколах, а во-вторых, отсутствие четко регламентированной, правильной методики обучения практическому вождению. То есть, каждый инструктор учит, как сам умеет, или как его когда-то самого научили, или просто все пофиг. Столкнулся с этим, когда жена пошла учиться на права, некоторые азы инструктора дают неверно или не дают вообще. Ладно, сам втолковывал, были, и слезы, и истерики, «меня инструктор не так учит», чуть не развелись даже, но удалось переломить, вот ездит уже 12 лет нормально (тьфу-тьфу-тьфу). Хуже, когда человек уже закрепил неправильные навыки, переучить сложно, практически невозможно. Был у меня товарищ, с которым я ездить просто боялся, хотя ездил он спокойно, даже где-то опасливо, и стаж уже был нормальный. Ну не было у него абсолютно понимания об одном из «золотых правил»: Перестроение в потоке нужно делать с УСКОРЕНИЕМ, заранее подготовившись к маневру. Тогда ты не создаешь помех другому двигающемуся транспорту, не тормозишь потоки, не устраиваешь аварийных ситуаций. У него же это выглядело так: Решив перестроится, он включал поворотник, переносил ногу на педаль тормоза, потом смотрел в зеркало, и если не было машин, то перестраивался, а если были, то продолжая двигаться накатом, ждал разрыва в потоке. В итоге, его скорость падала, иногда значительно, создавалось торможение, и его полосы, и той, куда он в конце концов перестраивался. На мои замечания, пожимал плечами:
- Я всегда так ездил и нормально все было.
И таких полно! Вот представьте, едете вы по своей полосе, впереди в соседней другая машина двигается с такой же скоростью и включив поворот, решила перестроиться в ваш ряд. И места вроде было полно, но водитель сбросил скорость и начал маневр уже, когда вы его почти догнали и практически поравнялись или все-таки перестроился и вам пришлось тормозить. Знакомая ситуация, не правда ли?
Также, когда этот товарищ ездил еще на «ручке» (ручная коробка передач), у него было еще одно нарушение «золотых правил»: Все телодвижения с сцеплением, тормозами и переключением передач выполняются ДО ПОВОРОТА. В поворот нужно входить уже с включенной нужной передачей, с отпущенным полностью сцеплением и с небольшим «газом». У него же вход в поворот происходил на той же передаче на какой ехал до торможения, но с выжатым сцеплением и только после завершения маневра включалась нужная передача. Пару раз зимой цеплял заборы и стоящие машины:
- Логикой вроде понимаю, но если специально не думаю (нет автоматического навыка), то делаю по-прежнему – сетовал он после очередного ДТП.
И вообще, у него сцепление почти всегда выжималось вместе с нажатием на тормоз. Я ругался на него постоянно, но повторялось это снова и снова. Спрашивается, какой инструктор и как его учил? Мой, в таком случае, тыкал меня сразу в левое колено специальной указкой (я учился на права еще в СССР в автошколе при ДОСААФ). Права товарищ точно не покупал, честно отучился и сам сдавал. В данной ситуации, на мой взгляд, помог бы закон, действующий в Германии, что водитель со стажем до года может управлять транспортным средством, только в присутствии в машине водителя со стажем не менее 3-х лет (или 5-ти, не помню, рассказывали живущие в Германии, что есть такой закон).
Еще одно из «золотых правил»: Двигайся с такой же скоростью, как все. Автомобили, двигающиеся с большей или меньшей скоростью, чем основной поток попадают в ДТП в разы чаще. Про играющих в «шашки» на дорогах, промолчу, когда-нибудь все равно допрыгаются, но и те, кто двигается со скоростью значительно меньшей, чем основной трафик, рискуют гораздо больше, чем другие. Мало того, что вызывают раздражение других участников движения, так еще и создают аварийные ситуации. Особенно бесят, когда такие лезут в крайний левый ряд. Хочешь (или можешь) ехать со скоростью 80 км/час, где разрешенная 100, так не суйся в левые ряды. Зачем?
- Так я же ничего не нарушаю! – а элементарное уважение к другим водителям, для вас пустой звук? Кто-то может на самолет опаздывает и тут ты, такая ничего не нарушающая «умная колбаса». Очень часто, в последнее время, этим грешат таксисты, особенно с пассажирами. В принципе, понимаю почему. Ехал я как-то зимней ночью с одним таксистом, выходцем из средней Азии, из аэропорта Домодедово. Всю дорогу «тошнил» со скоростью 70-80 км., поминутно смотря на телефон с навигатором, но при этом постоянно залазил в левую полосу.
- Побыстрее ехать можно? – я уже не выдержал, когда выехали на МКАД (для тех, кто не знает – Московская кольцевая автодорога, с разрешенной скоростью 100 км/час).
- Нэт! У меня резин летний (!!!) – с апломбом сообщает мне таксист одной из известной компании, на желтеньком Хундае Солярисе.
- А чего ты тогда в левом ряду ползешь? – начал я нервничать. На МКАДе была сухая дорога при температуре +3.
- Так нэт же никого – с железной логикой и твердой уверенностью в голосе заявил таксист, словно не замечая иногда проносившиеся мимо машины, которые обгоняли справа, некоторые сигналили или мигали фарами.
- Б… (падшая женщина), положи наконец телефон, еще 30 километров прямо ехать, я дорогу знаю – не проедем! И перестань постоянно включать нейтралку (это на автоматической коробке-то!), двигаясь накатом ты ничего не сэкономишь! – таксист обиженно засопел, но видимо я его не убедил, чуть прибавил скорость, но в остальном продолжая делать тоже самое, с интересной посадкой за рулем, елозя рулем практически по подбородку. Лет двадцать бы назад, вместо денег, дал бы от души в репу и забрав, выкинул бы в мусорку права, там им самое место. Но добрый видимо стал, опасливый, еще жена рядом, так и дотерпел, стиснув зубы.
Еще «золотое правило»: Смотри в зеркала! Не только, когда нужно маневр совершить, а регулярно. И чем быстрее едешь, особенно в городе, когда много вокруг транспорта, тем чаще это нужно делать, чтобы контролировать обстановку вокруг (периферийное зрение, тоже никто не отменял). Я, например, двигаясь по МКАД со скоростью около 100 км/час, каждые 10-15 секунд бросаю короткий взгляд (доля секунды), то в одно, то в другое зеркало. Делаю это уже давно абсолютно неосознанно, но четко понимаю, что происходит вокруг. Если зеркала грязные, сразу чувствую себя неуютно. Не один раз такая практика позволяла избежать неприятностей.
И наконец последнее, может быть, даже не правило: Соблюдай ПДД и уважай других участников движения. Думай о последствиях своих действий и будь ЧЕЛОВЕКОМ! В этом плане, в пример можно привести Германию. Был случай, когда я последний раз был в Германии. Недалеко от Франкфурта, примерно час ночи, светофор на выезде с прилегающей дороги на разгонную полосу автобана. Останавливаюсь на красный, впереди две машины. Стоим. Десять минут стоим – светофор не переключается, двадцать – стоим, сзади уже нехилый хвост. Двадцать пять (двадцать пять минут Карл!) – стоим, и никто, повторяю никто не объехал и не посигналил, все терпеливо ждут, хотя нет ни камер, ни полицаев и трафик по автобану редкий. Вообще в Германии камер на дорогах относительно мало. Сын (шестнадцать лет) извелся весь уже: - Ну давай поедем уже, до утра стоять будем что ли? В Москве бы, максимум через пять минут все поехали бы уже, ну сломался светофор, бывает, чего-стоять-то? По автобану подъехали полицаи, остановились в трех метрах до выезда, стоят, видимо по рации связываются, но никто из водителей не сигналит, через пять минут вышел один полицай, сделал разрешающий жест, только тогда все поехали. Очень показательный пример законопослушности. Хотя был там и другой пример, тоже законопослушности, но с тухлым таким душком. Подъехал к дому тетки, парковочные места все с номерами машин жильцов, а гостевые (таблички Besucher) все заняты, но будний день, машин на парковке немного, встал на первое попавшееся свободное место у подъезда, сам в машине остался, жена пошла чисто сумку взять. Но скорость «стука» – быстрее скорости звука. Буквально через пару минут подъехали полицаи, какая-то сука из жильцов уже позвонила и наябедничала. На мой взгляд, вот это уже перебор.
Последнее время и у нас ситуация на дорогах заметно исправляется, в первую очередь благодаря камерам, но и водители заметно вежливее стали, хотя мудаков по-прежнему хватает. Мудак, в моем понимании, это такое осознание собственной исключительности, наплевательское отношение к окружающим, быдловатое такое состояние души, вне зависимости от пола, возраста, национальности и пр.
Вот пример. Повадилась у нас возле дома одна Хонда ЦРВ, занимать на парковке сразу два места. С парковочными местами и так, мягко сказать, напряженка, а тут такое безобразие. Думал, может случайно, с кем не бывает, но время идет – тенденция, однако. И поговорить не получается, в разных ритмах живем, как ни подъеду вечером, уже стоит опять раскорячившись, а утром нету, и не знаю даже из какой квартиры. Ладно думаю, надо как-то предупредить, может не понимает или парковаться не умеет. Напечатал на А4 текст примерно следующего содержания: «АвтоЛЮБИТЕЛЬ, в нашем дворе принято одним автомобилем занимать одно парковочное место и не более того, уважайте, пожалуйста, других жильцов, которым из-за вас зачастую негде вечером припарковаться. Систематическое неуважение будет лечиться пробитыми колесами.» Вышел вечером с собакой гулять и приклеил на лобовое стекло. Не помогло, иногда даже стала машина стоять вызывающе почти поперек. Слова на ветер не привык бросать и за такое демонстративное неуважение надо однозначно наказывать. Подозвал пацана со двора (самому уже не солидно как-то), договорились за триста рублей, что ночером проколет ножом одно колесо. Он проколол два, видно надеялся дурачок на удвоение суммы. Утром, еще шести не было, раздался со двора дикий крик, на грани визга, что всех жильцов сперва порвут, потом засудят и много других неприличных пакостей сделают. Выглянул в окно, стоит бабища, лет за сорок из серии «Вы все мне по жизни должны», ага, знаю, с шестого этажа, вроде одинокая и орет, брызгая слюной, уже на бедного дворника узбека с метлой. С чувством глубокого морального удовлетворения пошел досыпать. Думаете помогло? А фиг там. Эта дура, вместо того, чтобы понять и исправиться, решила объявить войну неизвестному врагу, установила рядом со своим окном камеру. Чтобы получить картинку, где можно было бы идентифицировать негодяя с шестого этажа ночью, на практически неосвещенной парковке, требуется инфракрасная камера с достаточно высоким разрешением и к ней, опять же, достаточно мощный инфракрасный фонарь (или встроенный в камеру). Толи ей не объяснили, или просто на испуг взять захотела, может сэкономила, но посмотрев на эту финтифлюшную якобы камеру и вновь раскоряченную почти поперек машину, я вздохнул и позвонил тому же пацану. Договорились за 1000 рублей на четыре колеса. Утром вызвала полицию, пришёл участковый, обошел пару квартир, никто, естественно, ничего не видел, а на камере только силуэт в бейсболке. На этом всё. А она что, надеялась, что пост №1 возле ее машины организуют, со сменой караула? Моя полиция – меня, конечно, бережет, но не до такой же степени. Пока ставит свое авто как положено, дальше посмотрим. Вот такой вот «Стоп Хам» местного разлива получился. Некоторые скажут - нельзя так, надо объяснять или законными методами действовать, да и подловатенько как-то. Нет, дамы и господа, нет в России пока законных методов борьбы с подобными мудаками. Нет, от слова «совсем». И если каждый им не спустит их хамство, без обычного равнодушия, пусть и такими методами, глядишь, через какое-то время, меньше проявлений мудачества станет и жизнь будет лучше, немножечко, но лучше.
Еще несколько строк про организацию движения, делается сейчас немало (по крайней мере в Москве), но одними ограничительными и запретительными мерами проблемы не решаются. В пример, опять же, приведу ту же Германию, есть там автобаны вообще без ограничения скорости, но фуры едут строго в крайнем правом ряду и на других дорогах знаки ограничения строго выполняются, несмотря на минимальное количество камер, потому что все понимают - сделано все правильно и справедливо, для их же безопасности. А у нас? Пример: Построили хорошую, современную дорогу по Дмитровскому шоссе от МКАД в область, не хуже автострады. Три полосы в каждую сторону, с отбойниками, без светофоров, с развязками и полосами разгона и торможения, но зачем-то ограничили скорость 60-ю км/час и камеры через каждые 500 метров. Зачем? Какое обоснование? Но, тут же взять Алтуфьевское шоссе от МКАД в центр. Три полосы в каждую сторону, ограничение 80, но есть через все полосы зебра, нерегулируемый пешеходный переход, видимо специально для самоубийц. Или, например, г. Королев в ближайшем Подмосковье, на дороге (ул. Пионерская), по которой идет минимум 50% городского трафика 250-тысячного города, плюс транзит в ПГТ Загорянский и г. Щелково, положили лежачих полицейских и знак ограничение скорости 20 км/ч, потому что рядом построили школу и сделали нерегулируемый пешеходный переход. Решение, на первый взгляд, логичное, безопасность детей должна быть на первом месте, но из-за этого теперь постоянные пробки. А что стоило заранее запланировать и сделать переход над проезжей частью? В масштабах бюджета города – сущие копейки и школа строилась ведь не один год, можно было подумать. Или хотя бы светофор поставить с кнопкой. Но пошли по пути наименьшего сопротивления и теперь город мается в пробках, а городской власти, наверное, наплевать. И пока такое отношение у власти – большинство посчитает выполнение правил необязательным, потому что они «дурацкие», как говорит моя жена, или «да дураки» от одной небезызвестной личности.
Может кому-то мой опус покажется этаким нравоучением, навязыванием своих правил, морали и образа мышления, но в данном вопросе считаю себя более-менее специалистом, и почти 30-летним безаварийным стажем, надеюсь, заслужил, чтобы маленько поворчать.
Всем хороших дорог, безаварийной езды и побольше удачи.