В середине 90-х надо было устраивать ребенка в детсад. В соседнем дворе находился ведомственный садик ФСБ. Это было трудно, но путем согласований, с участием ряда начальников, дочку туда взяли. Садик реально был хороший, с добрым и заботливым персоналом. Ведомственная принадлежность никак не просматривалась Как-то ребенок пожаловался маме, что у них в группе все дети из неблагополучных семей, одна она как дурочка из полной семьи. Помню, как первый раз пришел за ребенком, раньше там вообще не был, открыл в дверь и оказался прямо перед уборщицей, проходившей с ведром и шваброй:
- Вы Ирочкин папа? Вам на третий этаж, шестая комната.
Это был правильный совет.
Мысли против ветра.
Наткнулась на сайте Михаила Жванецкого на вопиющее безобразие:
Цитата:
«Сегодня нам пишут женщины!
По сорок романов в месяц.
Женское писательство напоминает бюро машинописи, где сидели одни женщины и оглушительно стрекотали, а им подносили все новые тексты».
http://jvanetsky.ru/data/text/t0/menedgeram_rossii/
Богословие – удел мужчин, не спорю, оно прекрасно.
А что лучшего в литературе написали мужчины? Патологические, запредельные, зашкаливающие страсти у Достоевского, «красота» неправильного выбора жизненного пути у Толстого, скучный сарказм Гоголя, мистика Гоголя и Булгакова. Пока Евангелие после них всех не перечитаешь, в себя не придешь. Мужики, мрачно. Правильно иногда рассуждали господа классики, но мрачно.
Дина Рубина пишет не менее глубоко и интересно, чем Достоевский и Толстой. Александра Маринина интереснее Конан Дойля. Я не ругаю прошлые века, я хвалю современников. Классики нужны, необходимы, но не надо ждать, пока уйдут гениальные писатели, чтобы ввести в школьную программу их книги.
Школьную программу для детей по литературе в третьем-четвертом классе я бы начала с Майн Рида и Фенимора Купера. Просто, легко, ненавязчиво, приключения. Именно развлечения для перегруженных детей. Научить простому пересказу. И про любовь там есть. Начали с развлечений, потом немного призадумались о более сложных вещах: классе в пятом-шестом-седьмом – «Несвятые Святые» архимандрита Тихона Шевкунова, книги Олеси Николаевой, умные, добрые рассказы наших священников, книги Николая Задорнова, «Проклятые короли» Мориса Дрюона, и немного Чехова и Лескова. Классе в восьмом появляется вкус к хорошим детективам, нужно немного жизненной логики и адеквата (детям не в розарии жить), а зло должно быть наказано. Профессионалы знают, что книги Александры Марининой дают больше знаний по юриспруденции (расследованию преступлений), чем весь курс школьного обществознания (на котором можно удавиться со скуки). Легко, понятно, многих гадов посадили. Пусть для внеклассного чтения – но как увлекательно! Старшие классы…дайте детям Дину Рубину почитать. Глубоко, умно, современно и можно ее в школу пригласить. Пусть дети видят, что писать хорошие книги можно и в наше время, и вот она – живая, красивая, умная перед ними. А на самом последнем этапе обучения в школе – Толстой, Достоевский, Гоголь, Булгаков. Историю уже более-менее знают, о чем речь – более-менее поймут. Ранее прочитанные светлые книги не дадут удавиться от сложности выбора жизненного пути, который у признанных классиков жанра был ой каким непростым. И не забыть приложить биографии писателей к учебнику.
Пушкин и Шекспир в изложении наших гениальных переводчиков – как образец правильного слога, прививка к красивой манере изложения. Учить Маяковского наизусть, конечно, можно, но это такая дурь.
Не надо превращать уроки литературы в морализаторские трели наших замученных жизнью учителей. Дайте детям высказаться! Учителя разучились слушать, они «всегда все знают лучше», их слово должно быть обязательно последним. Если дети увидят, что их слушают, что их мнение интересно и их не ругают за личное мнение, всем будет откровенно легче жить. Литература – это, наверное, единственный предмет, по которому мнение детей важнее мнения учителя. Все остальные предметы – чистые знания, а литература – это радость общения, умение слушать даже совсем маленьких, но иногда понимающих куда больше, чем взрослые.
Всегда считала, что филология – это правила грамматики. Филолог – это специалист, который много всего прочитал, умеет очень грамотно писать и слушать зал, который жаждет высказаться.
В школах на детей сначала обрушиваются около-морализаторские трели на уроках литературы, а потом гвоздик в детскую психику забивают психологи нервического типа.
По сути, сейчас функции учителей литературы пытаются переложить на психологов. Страшно только, что психологи приучают детей обсуждать себя-любимых и конкретных людей, а не литературных героев. Психология – это наука о том, как заставить человека рассказать о себе много ненужного, чтобы потом вложить ему в голову нужную психологу модель поведения. Консультация у психолога – это выворачивание наизнанку своей души перед чужим человеком, про внутренний мир которого ты толком ничего не знаешь, а потому потенциальную опасность его советов оценить не можешь. Достаточно почитать Дейла Карнеги, чтобы понять всю суть психологии.
Эдвард Радзинский не менее гениален, чем Ключевский. Почему он не в школьной программе? Вот это – история: Соловьев, Ключевский и Радзинский. Интересны работы Михаила Задорнова: Рюрик и Вещий Олег. Учебник «Основы православной культуры» Андрея Кураева – в нем нет ни одной пропагандистской или идеологической составляющей.
Можно и нужно выбирать лучшее. Времени на то, чтобы прочитать все, у детей нет. Пусть читают лучшее, пусть учатся говорить и обсуждать книги, а не подробности жизни знаменитостей.
Вывод: если хотите научить детей светлому и прекрасному, сделать их хорошими людьми, дайте им прочитать Евангелие и творения святых отцов Церкви. Уже все давно объяснили.
Если хотите научить детей грамотно говорить и красиво излагать свои мысли – слушайте их на уроках литературы, но помните, что литература – не богословие, а учитель - не батюшка.
Довели, мужики, Вы женщин до того, что они литературные произведения не хуже Вас писать стали. Кто виноват?