Зачем выпускные экзамены в школах? Правда, а зачем?
О какой адекватной оценке знаний может идти речь, если реакция на стресс у всех детей разная, и не всем умение владеть собой в стрессовой ситуации может понадобиться в жизни. Сейчас откровенных лентяев не так много. Уровень конкуренции высокий, но, как показывает жизнь, веселые, незлобливые и радостные устраиваются в жизни намного лучше, чем унылые «ослики Иа», которых груз знаний прибивает к Земле-матушке, вместо того, чтобы радовать. Даже общий балл диплома никому не нужен. С хорошим репетитором за неделю можно выучить больше, чем с плохим учителем в школе за несколько лет. Потом общий балл диплома – это повод для манипуляций детьми. Вместо того, чтобы их учить, их оценивают. Но цель школы, давайте будем честными – это здоровое, радостное времяпровождение наших чад, в ходе которого ими приобретаются знания. Цель школы – не убить здоровье. Как минимум.
Дети достаточно амбициозны: если оценки выставляются ЧЕСТНО, ударить лицом в грязь мало кто захочет.
Все предметы одинаково важны. Астрономия не менее важна, чем литература. Уроки музыки развивают. Приоритеты дети выберут в зависимости от университета, в который, и если, они захотят поступать.
Как сделать окончание школы красивым, радостным и запоминающимся?
Выпускное сочинение, на котором (внимание!) не ставятся всем поголовно оценки, а выбираются лучшие. Дайте детям шанс показать себя, то, чему они научились, пофантазировать, написать что-нибудь оригинальное, то, что школе не стыдно будет послать на районный конкурс, потом на городской и федеральный. Пусть эти сочинения будут, нет-нет, не оценкой детей, а поводом для взрослых оценить свою работу в течение 10 лет и свой вклад в жизнь ребят, поводом для осознания своих ошибок.
Не надо никому ломать жизнь из-за того, что организм «сдал» во время ЕГЭ. Кому этот ЕГЭ вообще нужен?
Как обеспечить «справедливость» при поступлении в университеты и другие учебные заведения?
Первое правило педагогики: нельзя спрашивать то, о чем заранее не предупредили. Как было в СССР? Было время, когда каждый год издавались брошюры с вопросами для поступления в каждое учебное заведение. Взрослые детям и не нужны были, по большому счету. Классе в 8-9, а то и зимой 10-го брал ребенок такую брошюру и готовился по списку вопросов.
Устные экзамены перед комиссией из 3-5 педагогов все равно справедливее, чем ЕГЭ.
Надо быть гением, чтобы правильно формулировать вопросы для тестов. Лучше всех умеют это делать, наверное, эксперты-полиграфологи (специалисты по работе на детекторах лжи). Они знают, что в вопросе должно быть не более одного сказуемого. Умение сформулировать вопрос так, чтобы было всего два варианта ответа: «да» или «нет» - искусство, которому учат лучших профессионалов, работающих в системе ФСБ и аналогичных ведомств. Общеизвестный факт, что количество идиотских вопросов на ЕГЭ зашкаливает, и умные дети с аналитическим складом ума понимают это.
Согласитесь, что как-то странно напрягать экспертов ФСБ для формулировки вопросов на ЕГЭ. Им и так есть чем заниматься.