ОСОБЕННОСТИ КАЗАХСКОЙ РЫБАЛКИ
Сразу хочу предупредить, что отец мой вырос среди казахов, говорил на
казахском так же хорошо, как и на своем родном немецком и на официальном
русском. Он еще ребенком во время войны попал в Казахстан, и это
наложило отпечаток на его незаурядных лингвистических способностях.
С соседями-казахами у нас были очень теплые отношения. Наш сосед даже
снес забор между нашими дворами, чтобы этим же забором получше
отгородиться от другого соседа-казаха, которого он подозревал в
воровстве кур и сена. Когда наш племенной хряк, воспользовался
отсутствием забора забрел к соседу-мусульманину, то мы все же решили
отгородиться от него проволочным забором.
Те, кто живут в Германии, уже наверное подумали, что я собираюсь
написать плагиат об известном
«Maschendrahtzaun», но история посвящена рыбалке.
Сидим мы, значит, всей семьей на тихой речушке, идиллия, поплавки не
шевелятся. Слышен только писк комаров и жужжание бзыков (так в
Казахстане назывались огромные хищные мухи). Отец наш был азартным
рыбаком, и время от времени он делал нам детям знаки руками, чтобы мы не
шумели. Место было подкормленным, но рыба почему-то не клевала.
Наконец один из поплавков нырнул под воду. Начался клев!
И тут, как гром среди ясного дня, к другому берегу речушки подкатывает
газик и из него вываливает шумная компания подпитых молодых людей
титульной национальности. Они явно небыли рыбаками и чувствительная
психика рыбы их интересовала так же мало, как азарт заядлых рыбаков.
Один из представителей привилегированной национальности решил немного
охладиться и, вызывая фонтаны брызг, переплыл речушку, подплыв прямо к
тому прикормленному месту, где на образовавшихся от коллективного
купания волнах сиротливо покачивались наши поплавки. Как нам потом
объяснил отец, он в этот момент думал уже не о рыбе. Он больше всего
боялся за снасть и напряженно размышлял, как сделать так, чтобы крючок
(а крючки тогда были большим дефицитом) не зацепился бы за обширные
семейные трусы подвыпившего «хозяина земли».
Не подозревая об опасности, джигит громко поздоровался по-казахски, на
что отец тоже что-то ответил на том же языке.
Дальше беседа продолжается на великом русском.
Представьте себе такую картину: На берегу сидит рыбак и держит в руках
удочку. В двадцати сантиметрах от поплавка из-под воды выглядывает
голова радостно улыбающегося казаха. Казах, без какого либо чувства
собственной вины, и, не осознавая всей нелепости ситуации, спрашивает на
ломанном русском:
- - Эй, немись (немец), чо ти туть дэлаишь?
Вопрос к рыбакам: - Что бы Вы в этом случае ответили?
Вот и отец наш не сдержался! Пристально глядя своими светло-синими
немецкими глазами в карие и от алкоголя похожими на раскосые щелочки
глаза представителя привилегированной национальности, он тихо и четко
ответил:
- - Казахов ловлю!
Дальнейшее развитие событий было вполне предсказуемым: Казах обомлел,
поперхнулся водой и даже на несколько секунд скрылся под поверхностью.
Потом откашлялся и немного протрезвев, что то громко крикнул по-
казахски своим пьяным собутыльникам. Вся пьяная компания тут же
бросилась на подмогу своему соплеменнику.
Началась яростная перебранка на казахском языке, но до «мордобойства»
дело не дошло. Мы дети только лишь смогли понять обрывки фраз, типа
«фашист» и «Германия», и еще кое какие казахские маты (казахский мат
понимали в Казахстане все!).
Наш отец еще напоследок громко выматерился на всех известных ему языках
и мы быстро смотали удочки и сели в машину.
Когда мы его спросили, о чем же собственно шла речь, то он ответил, что
пьяным казахам показалось, что их национальное достоинство было
грубейшим образом попрано. Как посмел какой-то «фашист» сказать такое
законным хозяевам земли! Мало, что ему разрешают жить на казахской земле
и ловить казахскую рыбу, так он еще и самих казахов ловить собрался!
В общем, посоветовали нам сматывать удочки и убираться «к себе» в
Германию!
Этот совет запал нам в душу, и, когда в Казахстане уже не то что рыбу, а
вообще уже нечего стало ловить, наша семья «сложилась» и собралась в
Германию.
На проводах наш сосед-казах, от которого нас отделял всего лишь
Maschendrahtzaun (если этот рассказ прочитает Stefan Raab, то пусть ему
станет стыдно!), искренне плакал на наших проводах. Он даже зарезал
своего самого лучшего курдючного барана и сделал нам вкуснейший
бешбармак! И даже молодой джигит, который чуть было не попал к нам на
крючок, навестил нас перед отъездом. Он к тому времени уже сделал
блестящую карьеру и работал в органах и, наверное, имел доступ к
секретной информации. Он не то угрожал, не то уговаривал нас продать ему
по дешевке нашу старую и изрядно момятую Ладу...
PS:
Важная информация для рыбаков-путешественников:
В Германии к рыбалке относятся очень серьезно. Для того, чтобы получить
«Angelschein» (удостоверение рыбака) нужно сначала сдать очень сложный
экзамен. Нужно не только знать, что, где и когда можно ловить (казахи в
каталоге не упоминаются!), но (и это самое главное), нужно знать, как
отправить рыбу на тот свет, не причинив ей при этом никаких физических
страданий. Поэтому «заглотыши» в Германии настрого запрещены. Пойманную
рыбу нужно обязательно и немедленно оглушать специальным маленьким
молоточком, и этот аксессуар является таким же неотъемлемым в наборе
немецкого рыбака, как граненный стакан в наборе русского любителя рыбной
ловли.
Как Вы сами понимаете - немецкая рыбалка (как и многое другое в
Германии) очень скучная, никакого сравнения с русской! Очень уж эти
немцы серьезно относятся к своему «темному прошлому»! Даже рыбке боль
причинить боятся! Но вот о дождевых червях еще никто не подумал. Не
знаю, как кому, но у меня сердце разрывается, когда приходится червячка
насаживать. Он бедный и так и сяк изворачивается - тут невольно
накатываются слезы и рука инстинктивно тянется за пивной бутылкой...
Арт
www.allmend.net