Предупреждение: у нас есть цензура и предварительный отбор публикуемых материалов. Анекдоты здесь бывают... какие угодно. Если вам это не нравится, пожалуйста, покиньте сайт. 18+

История №1118347

Опять о вступительных в СССР, Евреях и прочем.
Физика. Перед поступлением в ЛГУ на Матмех, мне взяли в репетиторы самого Сан Саныча Быкова, директора 45 интерната, автора знаменитого учебника. Он собственно и принимал экзамены по физике, и его и его коллег, не без оснований называли зондер-комманда.

Для затравки, он предложил мне решить несколько задач, довольно не простых, но я, в основном, справился. Тогда он предложил другие задачи, которые я не то, что не мог решить, но даже не знал, как к ним подступиться. Он показал решения, которые кстати не выходили за рамки школьной програмы и сказал:
"Первые задачи, это задачи для обычных абитурентов. А вторые - для таких, как ты. Я выдам тебе все решения, ты их раскажешь на экзамене, и я или мой коллега, с чистой совестью поставят тебе тройку, или даже четвёрку! Только не вздумай никому про эти задачи рассказывать!"

Я сразу же позвонил своим друзьям, тоже поступающим:
"Привет! Мне тут пришла в голову нехуёвая задачка!"
Вначале они спрашивали: "Блядь, сука, откуда ты её взял?"
Но потом перестали, и просто записывали решения.

Моему отцу он позже объяснил: "Чтобы Ваш сын поступил на Матмех, необходимо одно из двух условий. Или Вы найдёте принимающего по математике..."
"А второе?" -спросил папа.
"Или кончится Советская власть!"

Математика мы так и не нашли, до конца Советской власти оставалось ещё 10 лет, так что ни я, ни мои друзья не поступили. Оглядываясь назад - может это и к лучшему. Кому, на хер, нужны чистые математики.
+-59
Проголосовало за – 170, против – 229
Статистика голосований по странам
Статистика голосований пользователей
Чтобы оставить комментарии, необходимо авторизоваться. За оскорбления и спам - бан.
67 комментариев, показывать
сначала новые

Dimas 07.06.20 08:11

Практически во все вузы ссср евреи могли поступить. "Практически" находилось за пределами 10-20 вузов, иногда отдельных факультетов.
Весь МФТИ, МЭИ, почти весь , а может и весь МГУ и ЛГУ.
Это началось вскоре после свмолетного дела Дымшица и Ко. "Операция свадьба". Читайте в поиске , кому интересно. До этого поступали в обозначенные ВУЗ ы вполне легко, ну на уровне тех, кому областная олимпиада была по плечу.
В меды, педы, инженерные - ноупроблем. Особенно МИИТ. Из этого " института иностранной торговли" , как и из керосинки вышло довольно много участников Форбса с неправильными фамилиями типа Вексельберг.
А про те ВУЗ ы что были за пределами "Практически" - я знаю замечательную ситуацию, когда в один из вузов не взяли абсолютного победителя международной олимпиады по физике. Не так , как про этого славного мальчика, про которого обписАлись все СМИ, который 29-е место занял. А абсолютный номер 1. Ему сообщили, что минус 5 - это очень слабое зрение, чтобы абсолютный чемпион у них учился.
И зондеркоманды были. Знаю призера всесоюзных , который сдавал устный 4 часа. В итоге оба расстроились. Экзаменатор не смог поставить двойку, а абитурьент , после трояка забрал документы , и сказал - "никогда не хотел и не планировал уехать отсюда, хоть антисемитов в стране хватает, но раз я тут никому не нужен, поищу тех кому нужен. "

+-1
ответить

Эстет1106.06.20 18:09

И я там учился у Сан Саныча...

+1
ответить

AK ➦Эстет1106.06.20 18:13

В 45-м?

+0
ответить

VadimCJ06.06.20 18:09

что-то в этой истории не вяжется...

"А второе?" -спросил папа.
"Или кончится Советская власть!" - такое в 70х годах вслух сказать кому-то кто тебе не брат или не лучший друг в жизни ??? (а судя по тому что персонаж таки не поступил - ни первый ни второй вариант не подходит)

реально ????

+1
ответить

AK ➦VadimCJ06.06.20 18:12

Вообще без проблем! Он прекрасно понимал, что мы его не заложим. А даже если бы и заложили, он бы сказал, что ничего такого не говорил, а ему мстят за непоступившего балбеса сына. Чай 70-е, не 30-е.

+1
ответить

Эстет1106.06.20 18:08

И

+0
ответить

Эстет1106.06.20 18:08

Экая ностальгия. И

+0
ответить

Dmitri06.06.20 16:27

В конце рассказа "нахер" пишется слитно и ,правильно, выделяется запятыми.В данном случае это междометие,служащее просто для связки слов в предложении и которое можно безболезненно выбросить без ущерба для смысла.

+1
ответить

AK ➦Dmitri06.06.20 16:50

Нахер, в данном случае, ключевое слово в предложении. Если его выбросить, смысл поменяется полностью. Хотя согласен: писать его надо слитно. Проверочное слово: похер.

+1
ответить

evengerova06.06.20 15:37

Все чистые математики строем идут в программеры. У нас в конторе куча студентов, и предпочтение отдается мат-меху (ну, в крайнем случае пм-пу).

+1
ответить

AK ➦evengerova06.06.20 18:09

Так я и пошёл! От судьбы не убежишь!

+0
ответить

Ost06.06.20 10:50

Ну ладно, проблемы с русским и русачками (знакомо), но зачем еврею репетитор по физике или математике?!

+2
ответить

qart➦Ost06.06.20 10:54

Может не в 5пункте дело?

+2
ответить

2haw2 ➦qart06.06.20 11:40

Дело всегда в пятом пункте. Когда к тебе и к Ване разные требования, то дело в пятом пункте.

+0
ответить

Apleks➦2haw206.06.20 18:54

анализ мочи не тот, вот всё то, а моча подкачала. ☺

+0
ответить

НМ ★★06.06.20 09:27

Просто непонятно, как же все мои друзья-математики еврейской национальности поступали в ВУЗы в СССР, если такой уж был тогда якобы антисемитизьм... Неужто за взятки? Не верю... Может быть, они литературу лучше знали? :-)
Большая часть из них очень неплохо устроились в Израиле, Германии или Штатах, но парочка и в РФ далеко не бедствует...
"Кому, на хер, нужны чистые математики" - это из серии "зелен виноград", и не более того.

+6
ответить

Chicago95 ➦НМ06.06.20 10:17

А может ненадо врать! Не-бы-ло в Советском Союзе евреев с высшим образованием. Попросту небыло. Потому что кругом антисемиты были. Мы поэтому и уехали в Израиль. Только не все доехали. Там тоже антисемиты заправляли. Пришлось выехав в Израиль приехать в Штаты. Антисемитизьм, иби его мать!!!
А так хотелось бы в кибуце с утра с лопатой навоз по полю разбрасывать!.. А приходится врачами, инженерами, учителями без образования и опыта работать. Правда выше главного инженера и здесь не очень кто прыгнул. Тоже антисемиты, наверное

+1
ответить

Randajad ➦НМ06.06.20 10:35

Скорее всего в каждой республике, городе по разному было. В Харькове, например, ходил по рукам негласный список куда можно поступать без проблем "инвалидам пятой графы", где есть квота и куда даже не пытайся поступать. Я не поверил, сунулся, естественно пролетел, поступал через два года после армии туда, куда можно, поступил очень легко. Так вот на мехмат у нас можно было поступать, а на физтех нельзя. Как пример, при поступлении на физтех (не поверил маме) я тупо скатал готовое сочинение, получил трояк "тема не раскрыта". После армии поступал на радиофизический (туда можно), скатал тоже самое сочинение, получил четверку, две математики и физику сдал на пятерки, да и поступал после армии, вне конкурса.

+4
ответить

Randajad ➦НМ06.06.20 10:42

И, кстати, насчет задач. В харьковский медицинский была квота. Не то, что не брали вообще, а брали определенное количество, а, что делать с остальными? Очень просто. Собиралась группа "неправильных абитуриентов на экзамен по физике. Зачем медику физика, ладно, не важно. Так вот, я видел эти задачи. Будучи студентом третьего или даже четвертого курса радиофизического факультета, я мог решить такого уровня задачи, но уверяю, что абитуриент-медалист врядли решит.

+2
ответить

НМ ★★➦Randajad06.06.20 11:11

Ну я же сам знаю, что антисемитизм был. Мб на Украине посильнее был. Но самым знающим он, похоже, не сильно мешал. Они пробивались. Тот же Алик "незабываемый" (кстати, жив ли он?) вместо поступления на Украине ехал в Россию и заканчивал ВУЗ там (насколько я помню). Сложнее, я понимаю, но в тех же Штатах далеко не все выпускники (я бы сказал - меньшинство выпускников) поступают в близлежащие универы. Считается вполне нормальным, что из Калифорнии едут учиться в Бостон, из Бостона - в Принстон, а из Нью-Йорка - в Стэнфорд.

+1
ответить

НМ ★★➦Randajad06.06.20 11:13

То есть евреев пускали на радиофак, начинку для ракет делать, а во врачи не пускали. Ну, логично :-)

+2
ответить

bart ➦НМ06.06.20 11:18

А Вы что, забыли про Дело врачей-вредителей? Отголоски, видимо:)

+1
ответить

Randajad ➦НМ06.06.20 11:36

На радиофак пускали, только на "Хартрон" близко не подпускали. Сразу сказали, работу будешь сам искать, если найдешь. И медицинский пускали, только ограничено.

+2
ответить

2haw2 ➦НМ06.06.20 11:38

Объясняю на пальцах, была квота на евреев. Евреи конкурировали не с русачками, а друг с другом. Самые талантливые из ЕВРЕЕВ проходили. В противном случае, из Вальцманов и Гозманов состояли бы целые факультеты. Потому что хуёвенький еврей это все равно попизже, чем классово-верный Ваня из деревни. Это и есть антисемитизм. Ну как ты себе представляешь, чтобы классово-неблагонадежные евреи, которые могут сорваться в свой Израиль в любую минуту, были основой целых отраслей?

+0
ответить

2haw2 ➦Chicago9506.06.20 11:54

Чико, ну понятно же, что там конкуренция бешеная. И те, кто на святой земле могут только разбрасывать лопатой навоз, вполне в США могут быть врачами и инженерами, на самый крайняк учителями. Я вот не льщу себе, там бы я именно что кидал навоз. А в США то получше со специалистами, чем в СССР. Про "не очень кто прыгнул" не надо, есть Сергей Брин, есть Исаак Азимов, Наум Хомский, Чак Паланюк, Аллен Гинзбург и кучка тех, кто в шоколаде и не на слуху.

Второе поколение некогда русских евреев, адаптировавшись к среде, забыв язык, быстро добивается того, чего заслуживает благодаря природному таланту.

+-1
ответить

basilio➦2haw206.06.20 12:21

В чем заключалась конкуренция понятно по посту, нанять репетитора из вуза и получить задачки. Понятно, что будь ты хоть семь пядей,хоть русский, хоть обычный жид, но без блата через Вальцманов и Гозманов понятно, трудновато пробиться.

+1
ответить

2haw2 ➦basilio06.06.20 13:19

А не было бы квот, хватило бы всем. И блатующим из хороших семей евреям, взявшим задачки по-тихой, и талантливым евреям, и просто евреям (т.к. всё равно в математике то пошустрее преимущественно переселённых из деревни рабочих). И было бы 40-50% евреев на факультете. И это хорошо.

+-2
ответить

НМ ★★➦2haw206.06.20 13:34

Не надо мне ничего "на пальцах" объяснять, я в теме. И тыкать мне тоже не нужно.
Интересно, если принять Вашу точку зрения, почему в Израиле довольно много врачей - выпускников американских универов... Знаком с 3-4 лично. И не менее 30 знакомых, работающих врачами в Израиле, выпускников российских/украинских/советских вузов. Что-то не вяжется с супер-пупер отбором именно в Израиле.

+4
ответить

НМ ★★➦2haw206.06.20 13:39

Что-то я в своем медвузе в советские времена не припомню практически ни одного русского "от сохи" или "от станка". Все, панимаешь, дети из интеллигентных семей. Кажется, у нас в группе было только две девушки из села (обе отличницы круглые, у одной, дочки учительницы, отчество, правда, было Абрамовна, но евреев в роду там не было совсем), а детей из рабочей семьи вот просто не припомню.

+3
ответить

Ost➦НМ06.06.20 14:28

НМ, у меня было два письма. Одно от профессора мехмата МГУ, где я учился на заочных подготовительных, но бросил их в десятом классе. Письмо с приглашением всё равно пришло. И не массовое. А ещё было письмо дядьки- москвича с советом даже не соваться. С этого года, для полной уверенности, на экзамен стали пускать только с паспортами. У дядьки были обширные контакты и обширная инфа. Я ему поверил, а профессору -нет.

+1
ответить

Serge712➦НМ06.06.20 15:00

Радиофак, в данном контексте, как я понимаю, это харьковский радиотехнический техникум. Это скорее специалист по ремонту телевизоров (неплохая по тем временам профессия).

+1
ответить

Serge712➦2haw206.06.20 15:13

Ну какая там конкуренция между евреями. Евреев было не более 1% населения, ничтожно малое число. При любых квотах мест хватало на всех. Но не везде - не смог поступить в престижный институт - поступишь в институт попроще. Все, абсолютно все знакомые евреи поступили с первого раза, хотя и слышал я стенания, как их никуда не берут.

+2
ответить

2haw2 ➦НМ06.06.20 15:27

Почему не нужно? Ты же еврей, судя по тому что "в теме". У нас нет обращения на вы. Не привык я. Могу "сэр" прибавлять в знак уважения, если тебе так спокойнее будет. А с отбором, в принципе, вяжется. Значит они этот отбор прошли, только и всего.

+-2
ответить

Serge712➦НМ06.06.20 15:34

Я знал одного реально от станка, он работал на заводе, пять раз поступал в мединститут и таки поступил.

+0
ответить

Randajad ➦Serge71206.06.20 16:29

Нет, это факультет радиофизики и электроники харьковского университета им. Каразина. А в радиотехнический техникум и на факультет "Радиотехника" метеорологического техникума "инвалидов пятой графы" не брали.

+1
ответить

Randajad ➦Serge71206.06.20 16:31

А ремонт телевизоров - это факультет "Радиовещание и телевидение" - харьковский электротехникум связи. Вот его я и заканчивал.

+1
ответить

НМ ★★➦Serge71206.06.20 16:31

Ключевое слово "одного". На 350 человек в потоке у нас "от станка" было человека 3-4 (никого из них я не знал), и от сохи - ни одного (было несколько детей сельских учителей, врачей, бухгалтеров в колхозе).

+1
ответить

НМ ★★➦2haw206.06.20 16:33

Тогда уж "אדון", если мы вдруг переходим на иврит.

+2
ответить

НМ ★★➦Ost06.06.20 16:37

Не знаю, в МГУ - возможно. У нас были очень неплохие и мехмат, и радиофак в универе. С евреями - все там было хорошо. Не 70%, конечно, но процентов 10-15 и тут и там. В нашем "меде" было меньше.

+1
ответить

AK ➦НМ06.06.20 16:46

Так иебыло. Потому и российские ракеты в Сирии, которые проетировали евреи (а других не было) вместо израильских самолётов сбивают российские. У евреев было другое понимание системы свои - чужой.

+0
ответить

Randajad ➦НМ06.06.20 16:49

А "מר" круче звучит.)))

+1
ответить

НМ ★★➦Randajad06.06.20 16:52

Возможно :-)

+1
ответить

AK ➦Chicago9506.06.20 16:58

Вот ты сейчас спиздел! По твоему уровню культуры видно, что у тебя , как минимум, докторская (не колбаса!). То есть тебя, как раз, гои выучили! Почти, как, благородную девицу в Смольном.

+1
ответить

Ost➦НМ06.06.20 17:07

Были по квоте. Не спорю. Квоту закрывали блатные и медалисты. Остальные - в отсев.
Да, квота сильно-сильно меньше 15%. Не более пяти. Я бы точно не прошёл.
Был у меня сосед, который поверил преподавателю испанского, что с этим испанским нам теперь дорога в МГИМО открыта. С чего он это взял? Сам он заканчивал что-то в Киеве. Сосед мой не был "графоманом". Простой паренёк окраины, случайно попавший в хорошую компанию. И стал он атаковать МГИМО. Армия ему не грозила. Сколько раз он мотался в белокаменную, не помню. Много. Очень много. Он и работу выбрал, удобную для этого. Проводником в поездах. Язык дотянул почти до родного. Оба варианта. Испанский и латиноамериканский. Последняя его попытка была, когда я уже уни заканчивал. И вот на той попытке, кто-то над ним сжалился и сказал, "чего в его знаниях не хватает и не хватит никогда". А ведь тот уже начал и сам догадываться. Был кажись кандидатом в члены партии. Что с ним стало потом, понятия не имею. Но точно, не дипкарьера.
Ещё раз: он был без графы. Просто параллельно вспомнилось.

+2
ответить

НМ ★★➦Ost06.06.20 17:26

Ну, МГИМО. Вы еще посчитайте число евреев в ЦК КПСС эпохи застоя (кроме замаскировавшегося Андропова).

+1
ответить

Ost➦НМ06.06.20 17:38

Я ж написал, что то просто вспомнилось. То был простой паренёк с фамилией на -ов и прямым носом.Припараллелилось.

+0
ответить

Rus➦Randajad06.06.20 17:51

И откуда розенбаум взялся? "что ни доктор, то еврей". Или он это придумал?

+0
ответить

2haw2 ➦НМ06.06.20 17:55

Можно и адон, только у меня раскладки нет. Это красиво, я предвечный язык люблю, хоть и не в слишком-то хорошо владею. Ни дня не жил на святой земле, судьба иначе сложилась. Адон, почему ты вдруг прикрываешь совковую юдофобию? Разве квоты это хорошо, адон?

+0
ответить

Randajad ➦Rus06.06.20 17:57

Я слышал в других городах, особенно в Средней Азии и Прибалтике попроще было поступать. Конкурса, практически не было. Я говорил, конкретно за Харьков начала 80-х.

+1
ответить

Rus➦Randajad06.06.20 17:59

Ну да. Усср всегда славилась странным отношением к другим народам СССР. Если не секрет, почему ваш ник - эстонский?

+-1
ответить

НМ ★★➦2haw206.06.20 18:04

Моих знакомых не коснулось. А уж если 1/2 или 1/4, остальные 3/4 - 1/2 - русские, то вообще практически не было препонов (т.е. числились русскими). Мб на какие-то ракетно-ядерные специальности проверяли досконально. А так много знакомых сменило фамилии с папиных на мамины (типа был Зильберман - стал по маме Петровский), так приемные комиссии особо не ковырялись, написано в паспорте "русский" - ну, ОК, верим.

+2
ответить

НМ ★★➦НМ06.06.20 18:05

Чай, не гестапо...

+1
ответить

Serge712➦Ost06.06.20 18:14

Не знаю насчёт квот, но МГИМО всегда был блатной институт самого высшего уровня. Совершенно нелепая идея, что в МГИМО можно поступить просто хорошо выучив предмет и сдав экзамен. Во все времена было общеизвестно, что МГИМО только для блатных. Если товарищ всерьез рассчитывал честно поступить, то это явное помешательство и навязчивая идея.

+3
ответить

Randajad ➦Rus06.06.20 18:36

После окончания университета я очень хотел поступить в аспирантуру. В Харькове шансов не было, но работая в одном из НИИ я попал в командировку в Эстонию и влюбился в эту страну. Более того, я даже поступил там в аспирантуру. Я был в полном восторге от отношения к себе эстонцев, а впрочем большинство людей там очень гостеприимные и не завистливые, готовые помочь. Я даже подучил немного эстонский, но уже почти ничего не помню, ведь прошло более трех десятков лет. А ник - дань памяти Эстонии и ее народу.

+4
ответить

Ost➦Serge71206.06.20 18:49

Это теперь все такие умные. А то была "романтика" первой половины семидесятых. И речь не о простом предмете, а о довольно экзотичном на тот момент, но втором или первом по распространению в мире языке(по числу тех, для кого он родной).

+1
ответить

Apleks➦НМ06.06.20 18:57

Даже в конце СССР, даже в Москве могли дать в морду по НЕ еврейскому лицу.

+0
ответить

Rus➦Randajad06.06.20 19:07

Тту, я полагаю?

+0
ответить

Randajad ➦Rus06.06.20 19:08

Где-то так. )))

+1
ответить

Rus➦Randajad06.06.20 19:09

Значит Мустамяе. Вторая общага?

+0
ответить

Randajad ➦Rus06.06.20 19:13

Нет, я снимал комнату (устроили через очень дальних родственников) в Ярве.

+0
ответить

RubinGTX➦НМ06.06.20 20:33

Это зависило от ВУЗа и даже специальности. Также в дальнейшем было гораздо труднее зашить кандидатскую и тем более докторскую.

+0
ответить

tlittle➦Serge71206.06.20 21:53

Ну когда я намылился в МГИМО, мне мой предок сказал: в МГИМО поступают либо сын посла, либо сын посла. Я пока-что не посол, так что документы будем подавать в другой ВУЗ :)

+2
ответить

tlittle➦tlittle06.06.20 21:53

Сорри, сын осла, конечно же...

+1
ответить

Chicago95 ➦НМ07.06.20 06:11

Ну, МГИМО. Вы еще посчитайте число евреев в ЦК КПСС эпохи застоя

Я не то что посчитаю, я поимённо назвать могу. Например Володарский Лев Мордкович. С 76 по 86 кандидат и член ЦК. Гельман Александр Исаакович. Дымшиц Вениамин Эммануилович...
Даже перечислять неохота. Дозахера. И отнюдь не 1%.
Нинада фантазий. Ну, Генеральными секретарями небыли. А так типичное еврейское государство. С евреями на всех ступенях власти.
А вот довоенный период. https://www.anekdot.ru/an/an2005/o200517.html#41 Времени не нахожу чтобы окончить эту историю

+0
ответить

Lawrence of Bathurst➦НМ07.06.20 07:13

На Урале евреев на "чистую" математику брали, но не в ИММ.

А вот в МГУ одному многократному победителю областных и даже всесоюзных олимпиад поставили 2 на устном экзамене.

+0
ответить

Dimas ➦НМ07.06.20 08:15

Раз непонятно - объясню:
Если хотелось в брянский пед или смоленский мед, то вааще ноупроблем.
Даже велком в московский Станкин легко выпустил господина Лившица -"надо делиться".
Ну что кривить - почти во все вузы можно было поступить. Но не во все.

+0
ответить

2haw2 ➦НМ07.06.20 13:30

А разве важно, коснулось это твоих знакомых или просто каких-то евреев, адон? Мы всегда мыслили шире, чем ближайший круг общения. Я вот для себя нахожу неприемлимым носить русскую фамилию, это унизительно. Если бы русскому пришлось носить фамилию Зильберман чтобы поступить, это разве не было бы позором?

+0
ответить

Общий рейтинг комментаторов
Рейтинг стоп-листов

Рейтинг@Mail.ru