9 сентября 1995 года в Цюрихе был дан старт международным соревнованиям воздухоплавателей на кубок Гордона Беннета. О мероприятии были предупреждены диспетчерские службы всех стран, через воздушный коридор которых транзитом направлялись экипажи.
Поднявшись в воздух, караван воздушных шаров двинулся на Восток. Без приключений пролетев над Германией, Чехией, Словакией и Польшей 12 сентября три воздушных шара достигли неба Беларуси. Американцы Алан Френкель и Джон Стюарт шли первыми и у них был реальный шанс на победу. Их шар был расстрелян в воздухе белорусским боевым вертолетом Ми-24. В воздушный шар была выпущены пулеметная очередь, и наполненный 900 кубометрами легковоспламеняющегося водорода шар начал гореть. Он упал в лесу. Оба воздухоплавателя погибли.
Военные Лукашенко сразу начали врать. Они утверждали, что приняли воздушный шар за шпионский метеозонд. Говорили, что шар направлялся к сверхсекретному военному объекту. Что воздухоплаватели уже были мертвыми — задохнулись от отсутствия кислорода на большой высоте.
На самом деле белорусские власти были оповещены о гонке и разрешили полет воздушного шара Стюарта-и Френкеля, а также шаров Майкла Уоллеса и Кевина Брильмана, Дэвида Левина и Марка Салливана. Пилоты предоставили конкретные маршруты полета.
Что касается двух других воздушных шаров, один сразу экстренно приземлился, а другой приземлился через два часа после происшествия вследствие ухудшения погоды. Экипажи были оштрафованы на 30 долларов за въезд в Белоруссию без визы.
Лукашенко выразил сожаление в связи с трагедией, но не принес официальных извинений. Никаких компенсаций погибшим не было выплачено. Пилотам белорусского вертолета Ми-24, сбившего воздушный шар, были вручены часы с гербом Беларуси. Их поблагодарили «за бдительность».
Из комментариев к истории:
- Именно тогда и нужно было закрывать небо над этим фашистским гадюшником, а Лукашеску гнать ссаными тряпками из всех цивилизованных организаций и мероприятий. Не было бы и захвата самолета с оппозиционером.
- Таких тиранов нужно давить в зародыше, а не потакать его преступлениям.