Все, должно быть слышали про “Морской старт”. А вот как с ним обстоят дела.
Будущее комплекса “Морской старт” оказалось под большим вопросом. Такой вывод можно сделать из интервью гендиректора компании “С7 Космические транспортные системы” (“дочка” авиакомпании S7) Евгения Елина.
S7 не понимает, что ей делать с системой “Морской старт” - интервью гендиректора компании.
“Мы столкнулись с целым рядом вещей, которые для нас оказались неожиданными. Во-первых, что у нас нет пригодного двигателя. Оказалось, что для тех двигателей, которые, на первый взгляд, были готовыми либо могли быть приспособлены, мы потеряли технологии или компетенции”, — сказал он.
Именно поэтому, по его словам, компания попросила у “Роскосмоса” доступ к чертежам двигателя РД-108, который применяется в космических пусках уже более 60 лет. Это позволит использовать опробованные технические решения при создании двигателя для собственной ракеты легкого класса.
Другими проблемами при создании новой ракеты Елин назвал утраченные в значительной степени инженерные компетенции, необходимость доведения новых технологических решений до возможности использования. А также дорогостоящие стенды в ракетно-космической промышленности для испытаний двигателей и слишком строгие регламентные документы.
Предполагается, что проектируемая компанией ракета легкого класса будет двухступенчатой. Она сможет выводить полезную нагрузку массой 600 килограммов на круговую орбиту высотой 600 километров.
“У нас сейчас основная задача — доказать, что мы принципиально можем в эти параметры влезть… Мы сейчас ориентируемся на стоимость в 13,5 тыс долларов за килограмм полезной нагрузки… Выйдем с конкурентным продуктом на рынок”, — добавил Елин.
“Мы обратились на сегодняшний день в правительство, чтобы оно внесло определенность. Если потребность в такой инфраструктуре у государства есть – она же нужна не для того, чтобы там музей делать, а для пусков, – тогда пускай нам дадут предложение: когда предполагается пускать, что предполагается пускать – и заключить об этом соглашение”, – пояснил Елин.
“Если нет потребности – это тоже ответ, тогда мы уже будем действовать как-то, исходя из своих соображений. На сегодняшний день такая ситуация – не очень для нас комфортная”, – добавил Елин, пояснив, что компания тратит большие средства на содержание комплекса в порту в Приморье. “Морской старт” обходится компании в миллион долларов в месяц.
Пока не понятны и объемы затрат на восстановление функционирования комплекса. Ранее S7 оценила суммарные затраты в 29 млрд рублей, вице-премьер Юрий Борисов – в 35 млрд, а “Росатом” – в 84 млрд рублей в ценах 2020 года или в 91 млрд рублей в прогнозируемых ценах с учетом инфляции.