Борьба с пьянством в середине восьмидесятых
В СССР велась пропаганда здорового образа жизни. Одним из них была борьба с пьянством. Но ограничение выдачи спирта, строгий контроль над его расходом ни в коей мере не приводили к отказу от его потребления не по назначению. Находились "изобретатели", которые находили выход из любого положения, даже используя простой флюс для пайки.
Флюс, но не во рту
Каждый, кто работал с паяльником, знает, что для того, чтобы спаять детали, кроме припоя необходим флюс – состав, который позволяет удалить окисел с поверхности детали. В цехе КИП использовали канифоль растворенную в спирте. Каждому мастеру раз в месяц начальник цеха Олег выдавал спирт. Думаю, что вы уже догадались, что до канифоли доходило не много.
А тут грянула "борьба с пьянством и алкоголизмом". И директор издал приказ "О мерах по усилению борьбы…". Каким-то 27 или 32 пунктом было велено начальнику цеха КИП месячную норму урезать вдвое, перейти на еженедельную выдачу. Спирт мастерам не выдавать, а «лично заливать в ёмкости с заранее накрошенной туда канифолью».
Канифоль
Я зашёл в его крошечный кабинет после раздачи спирта. Олег был против обыкновения серьезен и задумчив. "Ты понимаешь, – сказал он, – все шли с такими постными лицами, как родственника похоронили, и только Петрович сиял, как начищенный самовар. А ведь не последний потребитель был. Что-то здесь не так…".
Мне стало интересно посмотреть на "постные лица", и в день следующей раздачи я пришёл пораньше, тем более что вопросов по делу накопилось. Пришёл цеховой кладовщик, принёс с центрального склада бутыль. Мастера выстроились в очередь. Я бы не назвал их лица постными. Люди с такими сияющими лицами если кого и хоронят, то либо застарелого врага, либо действительно родственника, от которого долго дожидались богатого наследства.
Первый в очереди протянул Олегу склянку с лежащими на дне желтыми кусочками канифоли. Олег с серьёзнейшим лицом залил спирт и уже почти отдал склянку владельцу, как вдруг заулыбался, отдёрнул склянку и понюхал.
– Петрович! – заорал он, – застрелю из табуретки, Кулибин недоделанный! А вы, Ломоносовы и Менделеевы, передовики советской химии, всем мыть склянки! Я теперь сам канифоль вам насыпать буду!
– Да ладно, Олег Евлампиевич, – произнёс кто-то из «передовиков», – прям страна развалится, если мы граммулю употребим…
– Страна не развалится, – посерьёзнел Олег, – но раньше у вас хватало и на флюс, и на себя. А теперь пайку урезали и хватать будет в лучшем случае только на дело. Серьёзно всех предупреждаю: У кого непропай будет, то по листку доработки определю вредителя на раз, и мало ему не покажется.
Народ разошёлся. Олег снова засиял:
– Ну Петрович, ну мозга! Это же он придумал вместо канифоли дроблёные леденцы засыпать, вот и сиял в прошлый раз. А потом с народом придумкой поделился и …
Борьба с пьянством продолжалась.