Предупреждение: у нас есть цензура и предварительный отбор публикуемых материалов. Анекдоты здесь бывают... какие угодно. Если вам это не нравится, пожалуйста, покиньте сайт. 18+

История №1253425

"Военно-полевой роман"

Сценаристом и режиссёром фильма стал фронтовик Пётр Тодоровский, а в основу сюжета легла реальная встреча. Уже после войны он случайно увидел около ЦУМа женщину, в которую на фронте был влюблён его комбат, а заодно и все юные солдаты — она была необычайно хороша собой. Сейчас же узнать её можно было только по характерному смеху… Женщина стояла в стоптанных валенках, укутанная поверх телогрейки какими-то платками и хрипло выкрикивала: «Пирожки! Кому пирожки?!». Рядом с ней сидела маленькая девочка. Тодоровский к бывшей «фронтовой королеве» не подошёл, но забыть встречу не мог долгие годы и всё представлял, как сложилась её судьба.

Через много лет после этой встречи Тодоровский написал сценарий «Военно-полевого романа», от которого отказывались все киностудии. Никто не хотел снимать фильм про бытовую неустроенность, коммуналки и эхо войны. Согласилась запустить фильм только Одесская киностудия, но выделила на съёмки только 380 тысяч рублей.

В роли Любы режиссёр видел только Наталью Андрейченко, но её муж был против. Она недавно родила ребёнка, и Максим Дунаевский не хотел, чтобы жена так быстро приступала к работе… Начали искать замену и среди подходящих кандидатур были Анастасия Вертинская и Татьяна Догилева, но режиссёр не оставлял надежды уговорить Андрейченко. Однажды он наудачу позвонил ей ещё раз, и она согласилась, несмотря на недовольство мужа — самой актрисе сценарий очень нравился.

На роль Саши Нетужилина режиссёр пригласил Николая Бурляева. Актёр за ночь прочитал сценарий и потом рассказывал, что буквально обливался слезами — настолько его проняла история этой послевоенной встречи. Ради роли в этом фильме он был готов даже отложить запуск собственной картины. С утра Бурляев прибежал на пробы, увидел в коридоре Петра Тодоровского, обнял его и сказал: ««Кончайте пробы! Эту роль я никому не отдам». И пробы, действительно, закончили. И когда уже после выхода картины иностранные журналисты спросили актёра есть ещё такие люди как Нетужилин, то Бурляев ответил, что таких — вся страна. Нетужилина Тодоровский сначала хотел сыграть сам, но помешал солидный возраст, потом рассматривал кандидатуру Виктора Проскурина, но в результате отдал ему другую роль.

Сами попросились в фильм фронтовик Зиновий Гердт и Всеволод Шиловский. Прихрамывающий Гердт говорил другу-режиссёру: «В любом твоем фильме я сыграю что угодно. Скажешь сыграть лошадь — сыграю. Только учти — она будет хромать на левую заднюю». Специально для актёра в «Военно-полевом романе» появилась небольшая роль администратора кинотеатра. Всеволод Шиловский выпросил для себя роль дяди Гриши. Тодоровский удивился — зачем ему этот неприятный герой, да ещё и съёмок всего два дня… Шиловский ответил, что один «лейтенант Тодоровский» сам ему рассказывал про молодых людей, которые вернулись с фронта и оказались никому не нужны. И он хочет у «лейтенанта Тодоровского» сыграть именно такого персонажа.

Текст заглавной песни «Рио-Рита» написал Геннадий Шпаликов. Музыку к ней написал режиссёр Пётр Тодоровский, вдохновлённый одноимённым пасадоблем 30-х годов — эта мелодия была очень популярна перед войной. Много лет спустя Тодоровский снял военную драму под названием «Риорита», которая стала его последней работой в кино. В фильме песня звучит в исполнении Павла Смеяна.

Готовый материал Тодоровский привез в Москву — показывать худосовету на «Мосфильме». Цензура потребовала вырезать упоминание о репрессированных родителях Веры, которую играла Инна Чурикова, и убрать из фильма соседа-гэбэшника. Сосед остался в эпизоде, но подсматривать и подслушивать за героями перестал — эти сцены пришлось вырезать.

В 1983 году «Военно-полевой роман» был номинирован на премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке, но статуэтка ушла швейцарскому режиссёру за шахматную драму «Диагональ слона» о противостоянии СССР и Запада. Зато на международном фестивале в Испании фильм получил приз за лучший сценарий и Инне Чуриковой вручили награду за исполнение женской роли второго плана, а на кинофестивале в Берлине Наталья Андрейченко получила «Серебряного медведя» за лучшую женскую роль.
+379
Проголосовало за – 446, против – 67
Статистика голосований по странам
Чтобы оставить комментарии, необходимо авторизоваться. За оскорбления и спам - бан.
12 комментариев, показывать
сначала новые

Chicago95 08.10.21 23:18

Не хочу никого обидеть, но общая тенденция такая, что даже медаль «За боевые заслуги» на женщине называли «За половые потуги», а поговорку «Маньке за пизду дали Красную Звезду, а Ивану за атаку - хуй в сраку» даже дети малые знали.
Кстати, в немецкой армии женщин небыло. Даже медсёстрами.

+-6
ответить

Serenity Holder08.10.21 22:51

И еще один замечательный фильм гениального Тодоровского на эту послевоенную тему (с потрясающим актерским составом, кстати) - "Анкор, ещё анкор!".

+1
ответить

Dimas 08.10.21 15:17

Берлинский медведь или каннская пальмовая ветвь стоят минимум двух Оскаров.

+1
ответить

Юл Липс08.10.21 13:33

показать комментарий

Помнится, мама моя рассказывала, что в деревнях после войны тех женщин, что были на фронте, за людей не считали. Бабы особенно. Потому что все знали, что они все поголовно блядовали там с их мужьями.

+-16
ответить

ElenaEPetrova ➦Юл Липс08.10.21 13:49

Не надо употреблять такие слова ("бл..овали") в отношении женщин, которые были на фронте. Не говорю уж, что они могли быть убиты или покалечены в любой момент, при попадании в плен их ждали ужасы... Те же медсёстры, вытаскивавшие раненых с поля боя и таскавшие их в госпиталях, впоследствии часто оказывались неспособными родить - следствие переохлаждения и поднятия тяжестей.
А насчёт того, что "все знали, что они ... бл..овали" - моя бабушка с 1940го по 1950 год была шофёром. И если в военные годы их шоферский коллектив состоял из девушек, не считая бригадира-инвалида, то после войны в шофёры вернулись многие мужики. И да, бабушку мою, которая честно работала шофёром, тоже обвиняли в "б..дстве". Поэтому, зная ситуацию "с изнанки", могу сказать, что далеко не все подобные обвинения заслужены. Люди часто судят по мере своей испорченности.

+20
ответить

finnn ➦Юл Липс08.10.21 13:53

Не помню уж, где, читал я статью на тему о том, что роман между Валентиной Серовой и маршалом Рокоссовским — не более, чем легенда. Так вот, главный довод был следующий: ничего серьёзного между ними быть не могло, потому что виделись они только раз, в госпитале, где за маршалом ухаживали его законная жена, и женщина–фронтовой врач, которая была его ВПП (военно-полевая жена). В самом деле...

+1
ответить

Юл Липс➦ElenaEPetrova08.10.21 13:59

Я рассказываю о том, что слышал о тех событиях и об отношении деревенских баб к женщинам-фронтовикам. Что было - то было, отношение к ним было именно таким и именно поэтому.
Как мама моя говорила - это сейчас (разговор был в 80-е годы) они свои медали подаставали и надели, а раньше они всю жизнь вообще скрывали, что на фронте были! Потому что стыдно было перед бабами.

+-9
ответить

finnn ➦finnn08.10.21 14:33

военно-полевая подруга, то есть

+-2
ответить

Юл Липс➦finnn08.10.21 14:37

Я лично в наших краях всегда слышал термин ППЖ (походно-полевая жена).

+-3
ответить

Юл Липс➦ElenaEPetrova08.10.21 14:40

// Не надо употреблять такие слова ("бл..овали") в отношении женщин, которые были на фронте. Не говорю уж, что они могли быть убиты или покалечены в любой момент, при попадании в плен их ждали ужасы... Те же медсёстры, вытаскивавшие...//

Вы вообще представляете деревенских баб в состоянии крайнего раздражения и неудовольствия? Они выражений при этом не выбирали, и им было глубоко плевать, как бывшие на фронте женщины воевали и каким опасностям подвергались. Бабам было гораздо важнее, что фронтовички спали с их мужьями, за это запросто и побить могли любую из этих заслуженных и геройских в бою фронтовичек.

+-9
ответить

finnn ➦Юл Липс08.10.21 15:03

Я ещё встречал вариант "временная полевая жена". Но названия разные, суть одна...

+-3
ответить

Valentine D➦Юл Липс08.10.21 15:30

А в фильме "А зори здесь тихие" показывается, чем занимались жены, пока их мужья воевали.

+8
ответить

Общий рейтинг комментаторов
Рейтинг стоп-листов

Рейтинг@Mail.ru