Zodd Zverev
Чот тут у Милин Дмитрий распизделись опять про ДВС и электромобили. Nikolas Oksman говорит: запили целый пост. Так и быть!
Итак, давайте посчитаем немного в лоб и спиздим картинку из его поста. Как видно, ДВС имеют хуевый коэффициент полезного действия. Это вовсе не секрет, это было известно всегда, и даже этот КПД неслабо так вырос за последние десятилетия, потому как машины стали заметно экономичней.
Но да, 20-25%, факт. И это ещё ОЧЕНЬ хороший показатель. Потому как в реальной жизни всё ещё хуже. Городская езда вовсе неидеальна, в пробке у авто КПД вообще близок к нулю, например. И да, 20-25% — это выход мощности с крутящего момента мотора. А она ещё и тратится на раскрутку трансмиссии. Тут можно ещё несколько процентов смело выкидывать, потому как трансмиссия у ДВС автомобилей так-то тяжелая.
А вот бензин.
На производство литра бензина тратится порядка 3Мдж. Дада, если вы думали, что бензин падает с неба или льётся прям из скважины, то это немного не так.
И да, это мы сейчас считаем чисто затраты нефтезавода. Затраты энергии на производство бензина растут и растут, потому как и нефть становится всё более хуевой и тяжёлой, а еще и качество бензина поднимается. Ведь современные ДВС чот не хотят ездить на грязном самоварном бензине совсем. Вернее, от такого обращения быстро ломаются внахуй. И чтоб сделать из хуевой нефти качественный бензин приходится тратить всё больше энергии. Затраты энергии на производство литра бенза выросли в среднем в 8 раз за последние 50 лет.
Нет, не денежные затраты! А именно что затраты энергии. Денежные выросли намного больше, потому как нефтезаводы стали значительно сложнее и дороже, плюс для очистки нефти стали использоваться всякие катализаторы и присадки, которые тоже совсем не бесплатные.
Хотя по регионам есть большие различия. На Ближнем востоке нефть действительно пиздатая, потому там и бензин копейки стоит. Ну да ладно, мы не в Саудовской Аравии, а потому берём среднемировые 3Мдж на производство литра бенза.
В литре бензина содержится 34Мдж энергии. Это достаточно дохуя, факт.
Однако, КПД ДВСа ну в лучшем случае 25%. Умножаем 34Мдж на 0.25, получаем 8.5Мдж ушло конкретно на движение. Остальное вылетело нахуй в трубу и погрело воздух.
Ого! Ради 8.5Мдж мы просрали 3Мдж! Или ещё целых 35% энергии! А если КПД у движки 20% (вот как на рисунке в заглавии поста), то вообще 45% мы просрали на производство литра бенза по отношению к тому, что из него вытащили. А если мы учтём не выход энергии на крутящем моменте, а физически проделанную автомобилем работу (с учетом потерь в трансмиссии и холостые обороты в пробках), то… может так запросто выйти, что производство бензина требует энергии больше, чем из него потом получается в виде полезной механической работы, епта!
И это пиздец, господа! Это чот как-то совсем невыгодно!
И это мы сейчас ещё не считаем всякие другие затраты на бензиновую инфраструктуру: от добычи до строительства самого нефтезавода и логистики. Тогда у нас вообще балансы не сойдутся.
Это что же такое, бензин делать невыгодно? — спросите вы себя (и меня).
Да конечно бляць невыгодно. С точки зрения энергетического баланса, бензин — это практически самое хуевое топливо. Чтоб это понять, не надо быть специалистом, просто вы себя спросите: а вы много видели бензиновых электростанций?
О! Не бывает бензиновых электростанций, потому как только идиоту может прийти мысль генерировать электричество на бензине. Нет, ну бывают маленькие бытовые бензиновые генераторы, но это ужасно невыгодно, и цена киловатта там ебическая выходит.
Нет, электростанции почему-то делают на газе или на угле, ну даже на мазуте бывает. Когда мазута дохера, почему бы его и не сжечь для генерации? Мазутные электростанции на свете есть, и даже в России есть ещё, но от них отказываются, и правильно делают. Но мазут — это побочный продукт крекинга нефти. По сути, мазут окупается производством бензина как раз, он не требует таких энергозатрат на крекинг и очистку, как бензин, его реально можно в самоваре варить.
Однако, мазутом автомобили не заправляют (уже, было и такое дело).
А что же газ?
Природный газ добывать проще, чем нефть. Потому он обычно и стоит дешевле нефти. Есть даже такая штука, как энергетический эквивалент. Топливо пересчитывают в калории или джоули, чтоб сопоставить по цене. Ну, вот и газ как бы обычно выгоднее нефти энергетически в несколько раз. Но, конечно, не по 2000 долларов за 1000 кубов.
Энергетически тонна нефти пересчитывается в 1000 кубов газа как 14 к 12. Зависит от марки, конечно, но усредненно тонна нефти содержит столько же энергии, как и 1170 кубов газа. Но если вы вспомните адекватные ценники на газ и нефть, то станет очевидно, что нефть всегда была эпично дороже газа по цене за джоуль.
У газа есть много других плюсов:
- его проще добывать из скважины, а добыча газа намного более экологически чиста, чем добыча нефти. Добывать нефть — это вообще очень грязное дело, если что. Особенно сейчас, когда скважины уже стали откровенно бедноваты почти везде в мире. Если вы сами не видели нефтяные месторождения, то поговорите с ребятами из ХМАО, ЯНАО или вон из Азербайджана. Не шибко это пиздато для природы.
- газ проще транспортировать. Нефть в трубе так-то надо греть постоянно, а то она не потечёт нихуя. Газопровод и сопутствующая инфраструктура стоит дешевле нефтепровода. Ну, а аварии на газопроводах не так страшны, как на нефтепроводах (хотя бывают эксцессы).
- газ много проще очищать, чем нефть. Газ из скважины, конечно, ещё не годится для заправки в баллон автомобиля, но скважиный газ неизмеримо ближе к товарному топливу, чем нефть к бензину, а газоочистка намного проще и дешевле крекинга. Моторный газ не требует таких конских затрат энергии на очистку, как бензин на производство. Честно говоря, я даже не нашел цифру энергозатрат на газоочистку и сепарацию природного газа, потому как исчезающие мала по сравнению с энергоёмкостью метана и пропана.
- ну, и главное: метан и пропан намного более экологически чистые, чем любое другое углеводородное топливо. Выбросы углекислого газа на выход энергии там в несколько раз меньше, чем у бензина. Это легко понять, ведь энергия из углеводородов выделяется при разрыве связей между С и Н в процессе окисления кислородом. Ну так вот, у метана на один С приходится четыре Н. А у бензина это соотношение намного хуже. Бензин — это смесь разных веществ, химической формулы у него нету. Но чисто математически более высокого соотношения, чем 4 к 1 в углеводородах сделать невозможно никак. Так что метан — топчик!
- и главное — природного газа в мире ДАХУЯ! Именно так и заглавными буквами. А с появлением сланцевого газа, его стало ещё больше.
Так почему же люди вообще ездят на бензине, а не на газу? А потому что его ценник искусственно задран к бензину. Бензин дороже бляць моторного пропана на ПОРЯДОК!!! Даже сейчас, когда цены на газ раздуты трейдерами до ебеней, газ всё равно выгоднее и лучше для любой экономики, чем вонючая нефть и бензин.
Вообще, раньше, когда автомобили на газе были не так популярны, газ и стоил реально в несколько раз дешевле бензина. А потом случилось странное: на газ стало переходить всё больше авто, его стали производить больше, и вопреки всем разумным законам экономики — он резко подорожал!
Схуяле, позвольте спросить? А как же эффект масштаба?
Ну вот так, монополистам невыгодно продавать газ дёшево, поэтому цену моторного пропана упорно тащат вслед за бензином. Собственно, нечто похожее было и с дизелем. Себестоимость дизеля ниже, чем у бензина, его изготавливать так-то проще. Но похуй, дизель стоит как бензин, вот такая ценовая политика.
Бензиновая тема — это действительно мировой заговор, без всяких шуток и шапочек из фольги. И в нем масса участников и взаимозависимостей. Хотя бензин — это хуевое и старое топливо. Пропан, а тем более метан намного пижже и выгоднее для мировой экономики, ведь затраты на доставку ложатся на все товары и все производства.
Вы, например, не задумывались, почему автомобилей СРАЗУ с завода на газе почти не делают? Есть буквально несколько моделей. Дизельные, бензиновые, а где бляць газовые? Газовый ДВС так-то проще бензинового. Ведь в бензиновом ДВС в цилиндре горит газовая смесь, которую из бензина надо ещё сделать в топливной системе, а пропан и метан — это уже газы с самого начала. Так и чо? Где газовые тачки?
Ну ладно.
Ныне на свете появились электромобили, и это охуенно! Не слушайте всяких дураков, которые говорят вам, что электромобили невыгодны энергетически. Это очевидный бред.
Электромобиль — это по сути своей лишь перенос генератора механической энергии из-под капота на электростанцию.
Предлагайте противникам электромобилей отказаться от центрального электроснабжения в их квартирах и просто поставить дизель-генератор на балкон! Ну, а что? Дизельный мотор в тачке, дизельный генератор на балконе, это же логично!
Почему-то никто на это не соглашается. Видимо потому, что киловатт-час на дизельном генераторе почему-то сука стоит много дороже, чем из городской сети от электростанции. Хм… А почему же бляць?
Неужели энергетики такие долбоебы, что продают электричество в сеть ниже себестоимости? Ага, конечно! Энергетики зарабатывают охуевшие миллиарды, всё у них с себестоимостью и доходностью отлично. Хотя они и любят поныть и поклянчить государственных денег на то и на это, вы уж поверьте — там не голодают вообще.
Просто КПД электростанции всегда будет много выше любого мотора, как ты башку не чеши и не изгаляйся, но турбина хуярит намного эффективнее поршневого мотора чисто физически, и ничего тут не поделать. И даже потери на трансформацию и передачу картину не испортят: никогда дизель-генератор не переплюнет ТЭЦ. А вот, кстати, небольшая газовая турбина на метане — это да, очень даже может.
Ну, потому умные люди и ставят газовые генераторы контейнерного типа в посёлках. Без передачи на большие расстояния по сети получается пиздатый тариф, а выхлопа от этих турбин минимум, плюс можно ими ещё и воду греть — ну не чудо ли?
Поэтому да, электромобили точно выгодней, экономичней и экологичней, чем ДВС-перделки. И да, турбина электростанции НИКОГДА не стоит в пробках. Она крутится без перерыва в самом оптимальном режиме и выдаёт стабильный КПД круглые сутки. Турбину вообще лучше не разгонять и не останавливать, на стабильных оборотах она меньше изнашивается (как и ДВС, собственно).
Но есть и еще одна фишка — это гибриды. Электромоторы значительно пижже и эффективнее ДВС, это прям невозможно даже сравнить. Электромотор выдаёт любую мощность от нуля до максимума, имеет линейный график крутящего момента и может менять его с хирургической точностью. А потому и на треке, и на бездорожье электромотор выебет ДВС легко и непринужденно.
Ну вот и окей, пусть электромобили гоняют по городу, а в ебенях пусть работают гибриды. Пусть ДВС или даже маленькая турбина, а в идеале — на метане или пропане, крутит генератор, который уже будет питать электромоторы на колёсах!
Это уже работает, и отлично. И не только на легковых автомобилях, но и на тяжёлой технике. Более того, гибридные схемы как раз и пришли из тяжёлой техники: тепловоз, слышали про такую машину? Вот тепловоз так и работает, и нет бляць сука, никому в голову не пришло ебашить дизельный ДВС с приводом на колесные пары. Это прям пиздец как невыгодно, сложно, ломко и по КПД прям ужасно плохо.
Ну, или карьерные самосвалы, типа БелАЗа. Трудно обвинить владельцев угольных разрезов в «зелёной шизе», да? В БелАЗе дизель крутит генератор, а колеса — электромотор. Это гибрид! И это реально выгодно.
Но ещё и по ремонту выгодно, потому как классические ДВС с механическим приводом намного чаще ломаются. Как я уже писал, круто, когда двигатель работает равномерно в оптимальном режиме, а не мотается туда-сюда. Есть гибридные трактора, гибридные бульдозеры, гибридные танки, гибридные вездеходы, даже вон самолёты гибридные начали разрабатывать, и не столько ради экологии, сколько ради экономии и эффективности.
Плюс, не забываем о рекуперации. Это потрясающая функция, позволяет чистым электромобилям и гибридам тоже охуительно экономить энергию и топливо при торможении. Ещё и тормозные колодки тоже экономит. В механических ДВС этого, конечно, нет и не будет никогда.
Вот оно наше будущее: газ, гибриды, электромобили. В пизду бензин! Он дорогой и грязный. Я готов смириться с ограниченным использованием дизеля. Да, в каких-то не очень многочисленных случаях дизель удобнее. Но этот спектр достаточно узок.
Да, нам придётся построить много дополнительных электростанций, но и ничего страшного, ведь в итоге-то общий энергобаланс мировой экономики станет лучше и эффективнее! Вы помните, что на производство бензина и добычу нефти мы сливаем просто кучу энергии? А полученную из бензина энергию мы практически вышвыриваем с крайне низким КПД? Это очень расточительно и глупо.
Да, переход на электромобили и гибриды HEV и PHEV потребует много ресурсов, но последующее повышение эффективности экономики это точно окупит. Тут же дело даже не в экологии, а как раз в бабле и эффективности.
Бензин — величайшая афера в истории мира. Даже не знаю, каких усилий стоило нефтяникам выкинуть газ из автобизнеса. Хотя ведь именно газ был первым топливом для автомобилей, да ещё и более мощным, чем бензин. Дада, первые газовые моторы были мощнее бензиновых. А потом газовых моторов вообще не стало.
Но, слава богу, эта дебильная эпоха заканчивается прям у нас на глазах.
Удивительно, но чтоб перевести ВСЕ автомобили мира на электротягу нам нужно всего лишь достроить 18% к существующей уже электрогенерации в мире, и это будет стоить всего-то 7.9 триллионов долларов, если считать, что каждый дополнительный киловатт генерации нам стоит в среднем 3000 долларов (но тут есть определенная тенденция к росту). Примерно столько же будет стоить строительство новых сетей, хотя если электромобили будут разряжаться преимущественно по ночам, то тут можно и прилично сэкономить, да ещё и в целом «оздоровить» мировую энергетику, сгладив ночные провалы потребления. Ну, а на развитие дополнительных месторождений того же газа и транспортную инфраструктуру для него надо ещё порядка 10 триллионов.
Итого ты имеем что-то вроде 26 триллионов, или примерно ВВП США за 15 месяцев. Это охуительно огромная цифра, но не в масштабах всего мира и не на отрезке в несколько десятилетий.
Кстати, в мире всего производится порядка 27000 тераватт-час. Ну, или 9.72*10^20 джоулей.
В мире добывается примерно 580 миллионов тонн нефти в год. Или бляць 2.43*10^22 джоулей. Да, нефть идёт не только на бензин, конечно же, но вообще на то или иное топливо уходит 95% добываемой нефти.
Ну вот и вопрос: вам не обидно, что мы добываем бляць в энергетическом эквиваленте нефти в 20 раз больше, чем генерим всего электричества в мире? Нет ли охуенного ощущения, что мы как-то не шибко дохера эффективно её сжигаем?
Вот подумайте об этом.
Как видите, я не упоротый сторонник зелёной энергетики и электромобилей. Я не считаю, что газовая генерация — это прям плохо. Нет, я считаю, что газ — это много лучше, чем уголь и уж точно лучше, чем нефть и бензин. Развитие солнечной и ветрогенерации — это хорошо, но и газовой тоже, как балансирующей просадки.
Электромобили займут свою нишу в городах. Гибридам тоже найдётся место, и гибриды ещё будут серьезно развиваться. Дизель тоже где-то останется, но вот от бензина надо избавляться безжалостно прям. Это глупое и вредное топливо.
Как-то так.
Для справки: в России зарегистрировано всего-то 10836 электромобилей. В основном в Сибири и на Дальнем Востоке. А на газе же официально ездит 256 тысяч легковых машин. Всего в России же 45 миллионов легковых автомобилей. При этом выхлоп от пропана вдвое чище, чем от бензина.
Как можно было проебать эту тему в стране с самыми большими запасами газа в мире, это я прям ума не приложу.
ПС в Иране 4 миллиона легковушек на газу.