Некто Леша ★★★★★• 21.02.22 12:19
Еще поразила степень истончения льда в Арктике, в среднем теперь зимой метр и 97% однолетний лед до двух. А летом вообще полынья какая-то с кусками битого льда. У бани под Мытищами, где мы парились в субботу 19 февраля, толщина льда у полыньи была почти метр. При весьма мягкой зиме - сейчас около нуля, крайне редко падало ниже 10 мороза. В общем, едва выехав за МКАД, я нашел условия, живо напоминающие Арктику. Разница градусов в пять, наверно - между температурой замерзания пресной и морской воды.
v450 ★➦Некто Леша• 21.02.22 22:13
Еще поразила степень истончения льда в Арктике, в среднем теперь зимой метр и 97% однолетний лед до двух.
Вот здесь не очень понятно - зимой лед намерзает, тает летом. Да и ваще...
Здесь ледовая карта на 15 февраля:
http://old.aari.ru/odata/_d0015.php?mod=1
Некто Леша ★★★★★• 21.02.22 12:10
Почитал по теме и вообще охренел. Северный магнитный полюс оказывается уже более ста лет энергично драпает из Канады в Россию, пройдя путь с 70 градуса до 86 с 1904 года, вошел в российскую арктическую зону в 2019 и решительно направляется в сторону Сибири, куда прибудет около 2050. Вот карта этого дрейфа:
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/74/Magnetic_North_Pole_Positions_2015.svg/800px-Magnetic_North_Pole_Positions_2015.svg.png
Причем на прецессионный круг это не похоже - МП движется по прямой, как будто падает куда-то. А Южный магнитный полюс вообще пошел своим путем и скачет как бешеный. Ось, соединяющая эти полюса, всё дальше от центра планеты. Полюсами в наше время их можно считать считать весьма условно, они ведут себя как два самостоятельных бродячих стойбища силовых линий. Это типичные поведение неустойчивой системы вблизи точки сингулярности. Но какой? Известно, что магнитные полюса время от времени меняются местами, и что-то давно этого не было, последний почти миллион лет. Смена полюсов - это отсутствие защиты от жесткой радиации. Готовьте шапочки из фольги, господа! Сим победим.
v450 ★➦Некто Леша• 21.02.22 21:56
Надо вспомнить, что природа географического полюса и магнитного различна. между ними есть корелляцмя, но незначительная. Географические полюса - это ось вращения Земли, тогда как магнитные полюса обусловлены распределением жидких магнитных масс внутри геоида. Безусловно, на это распределение вращение Земли влияет, однако, только в данном конкретном случае. Между тем, и кроме вращения существует десятки факторов, влиящих на распределение магмы. Ну вот например, если б Земля состояла полностью из магнитного материала, магнитных полюсов не было бы вообще.
Прочитал тут объяснение автора. Это ещё одна причина - использование прибора в непредназначенных для него условиях. Понятно, что если ось гироскопа направлена на север, то есть, на Полярную звезду, то она и на северном полюсе будет на неё направлена. Вертикально вверх с нулевой ошибкой. Опять же, напомнило один рассказ. Там частный детектив, который раньше работал в милиции, рассказывает случай двум своим знакомым. Мол, в детском саду утром нашли повешенную няню. Все двери заперты изнутри. на окнах решётки. Около неё ни стула, ни чего ещё нет. А от ног до пола около метра. На верёвке следы, показывающие, что её тащили через крючок и привязали к батарее. Вечером выпал свежий снег и никаких следов. Один сразу отключился от обсуждения. А второй всё ломал голову и рассказчик всё подбадривал его, мол, ещё немного. Наконец, тот говорит:
-Ну всё же перепробовал, не может такого быть.
-Во, молодец, наконец, дошёл! Не может такого быть, значит, и не было. Жива няня-то, никто её не вешал.
В-общем, пустой пиздёж. Загадка без отгадки.
Надо быть полным долбоёбом, чтобы обсуждать прибор, которого ни разу в глаза не видел. Это я про себя, что долбоёбом быть не хочу. Но как в любом приборе, есть несколько причин:
-неправильно отградуировали с самого начала
-сломался/отключили и внесли ошибку при ремонте/включении
-сбили неумелым обращением
-влезла внутрь какая-нибудь животная дрянь.
Напомнило загадку Никулина:
-Два поезда вышли навстречу друг другу с дух станций. Колея одна, а они не столкнулись. Почему?
Чего только не придумывали, а он своё - нет, нет, нет.
-Ну и почему же?!
-Не судьба.
А ты исходи с того, что в Росии дело было. Так что:
Неправидьно собрали.
Раскурочили
Спиздили
Пропили
плкрывают 99% случаев.
Компас врал, потому что вертолетный техник из другой истории перемкнул датчики...
Ну если бы вопрос поставили иначе, было бы еще смешнее:
Внимание, вопрос! Кто из них врал?
"Почему врал гирокомпас?" Ох@енный вопрос на сайте анекдотов. Наверно надо написать историю про радиостанцию "Р-129" и задать вопрос - на х@я в ней столько золота на барабанном переключателе диапазонов.
золотишком балуесся? А че, вопрос нормальный, история в плюсе удержалась :))
Я не давал оценку - ни плюс, ни минус. История - да, нормальная. Но вот вопрос, как по мне, очень узкопрофильный.
Он на самом деле совершенно широкопрофильный и ответ годится пояти для любого измерительного прибора.
Про логику слышали? Как я могу сравнивать с каким либо прибором, не зная что такое гирокомпас в принципе?
Вы явно не штурман, такие специалисты посылают я на судно только в приполярных зонах то есть по ГМССБ зона 4 а в широте выше 75 гирокомпасы глючат и лучше работает магнитный компас
v450 ★➦dvlak4321• 20.02.22 16:37
Я явно не штурман, это и из текста видно, но вот штурманам пришлось подсказать, что гирокомпас у них глючит. Но и вы явно давно на судах не бывали. Иначе бы знали, что что штурмана чихать хотели на гирокомпас во всех широтах - у них курс на DKart рисуется, который от GPS работает.
dvlak4321➦v450• 20.02.22 17:36
Вы глупость сказали а мне краснеть приходиться. На счёт Эл карт я поболе вашего знаю. Но напомню что авторулевой получает данные от гирокомпаса, и только тогда не заметно отклонение, когда прибор работает в режиме указателя азимута что и делается в полярных Водах. А вот у всей ходовой вахты я я бы дипломы то по забирал за нарушение STCW
v450 ★➦dvlak4321• 20.02.22 17:48
Да не краснейте, а глупость-то в чем? Я же не краснею о того, что вы мне об авторулевом напоминаете в сплоченных льдах с двумя штурманами и матросом на вахте. И да, так за что отбирать дипломы у ходовой вахты? За отключение авторулевого?
dvlak4321➦v450• 20.02.22 17:56
За то что не сверяли при заступлении на вахту МК и ГК как это положено. А следовательно бардак там все непременно
v450 ★➦dvlak4321• 20.02.22 18:02
А... вон в чем дело. Ну бардак, так бардак...
Только я немножко ошибся. Не 2007 год - 2004. Первый в мире поход транспортного судна к Северному полюсу без ледокола.
А вы каждые 4 часа МК и ГК сверяли?
v450 ★➦dvlak4321• 20.02.22 18:36
Ну что ж, возможно вы и правы. Не очень, правда, понятно, как сверять показания МК и неработающего за 75 градусом ГК, и зачем это делать... но вам виднее.
mathematicus ★➦dvlak4321• 21.02.22 00:27
А, так до 75° все ошибки в пределах допуска? Тогда все понятно.
v450 ★➦mathematicus• 21.02.22 01:03
Наверное, в пределах. Да и далеко после 75-го все всех устраивало, штурмана по GPS работают, меня курс плюс-минус 10 устраивал - антенну покачал по горизонту и все. Но вот когда пришлось на 40 качнуть - тут вопрос и возник.
mathematicus ★➦v450• 21.02.22 03:14
Ну, у вас, небось, какое ни есть, а судно было. Не то, что мы - на маленьком плоту, 130×115м.
mathematicus ★➦Морж• 21.02.22 20:13
С какао на борту?
Почти. С установкой подводного бурения и добычи.
Вот и ответ:
Lokk➦v450• 20.02.22 15:40
Гугл наше всё:
"Направляющий момент достигает максимального значения на экваторе при отведении главной оси гироскопа от меридиана на 90°. С увеличением широты направляющий момент уменьшается и на полюсе обращается в нуль. Поэтому на полюсе гирокомпас работать не может."
Дополню. Честно говоря, не помню точно, но по-моему в итоге на самом полюсе гирокомпас просто выключили. А фишка в том, что врать он начинает уже вблизи полюса. Погрешность растет с приближением 90-град широты.
И еще. Приемники GPS делятся на два класса в контексте описанной ситуации - один покажет 90.0000, другой никогда. Так вот 90.0000 - это не определенное значение, а экстраполированное по двум предыдыщим координатам. Т.е. приблизительное.
mathematicus ★➦v450• 21.02.22 00:25
90° широты начинает приближаться, как только ты сходишь с экватора. По моему скромному опыту, на 70° ещё всё нормально.
v450 ★➦mathematicus• 21.02.22 00:59
тут в комментах есть из Вики - гирокомпас работает до 75 град. На самом деле здесь вопрос погрешности, который тесно связан с вопросом разрядности. Какой бы ни был гирокомпас, да любой компас. Только для магнитного вся вышеописанная фигня будет происхдить не в районе СП, а в районе МП.
У вас было сказано, что ошибка ГК была постоянно 40гр. Это невозможно, если он за 75 параллелью путается. В разных местах на, скажем, 76й переллели, ошибка бы была разная. Если ошибка всегда постоянна, то у вас просто невыставленный ноль. На ЛЮБОМ измерителе, что бы он ни мерял.
А кто сказал, что за 75 широтой ГК путается? Ошибка есть всегда, просто кто-то из штурманов здесь в комментах написал, что ГК можно использовать до 75. По инструкции. Это раз.
А во-вторых, я не говорил о постоянной ошибке, просто эту ошибку я увидел на 40. На это есть три причины, о двух я уже упоминал - штурмана работают по GPS, меня курсовая точность в 5-10 град устраивала и я на погрешность внимания не обращал.
Третья причина в том, что погрешность нарастает по крутой функции, типа экспоненты.
Жидкость долго не меняли, набрала влаги из воздуха, вязкость изменилась? Нарушена герметичность? Сбой по питанию привода - обороты ушли? Смазка ёк или подшипник? Что ещё в высокооборотистой плавучей штуке поломаться может?
Lokk➦Пирамидон• 20.02.22 17:33
45% спирт, 55 дистиллированая вода. Сам Посейдон велел употребить)
Lokk➦Пирамидон• 20.02.22 17:49
Массандра - авиация
Шило - мареманы
Шило+гидроколбаса типа водка)
Подсказка третья, и последняя - какой курс покажет гирокомпас на Северном полюсе, где Fi = 90 град.?
Гугл наше всё:
"Направляющий момент достигает максимального значения на экваторе при отведении главной оси гироскопа от меридиана на 90°. С увеличением широты направляющий момент уменьшается и на полюсе обращается в нуль. Поэтому на полюсе гирокомпас работать не может."
На да косинус Fi от 90 равен 0, соответственно азимут любой произвольный. Изначально в условиях задачи не стояло, что точка конкретно на поюсе.
v450 ★➦Comander• 20.02.22 16:08
А она и не на полюсе была. Но вблизи. Погрешность растет с приближением косинуса фи к нулю.
v450 ★➦Comander• 20.02.22 16:11
Была бы точка на полюсе, гирокомпас крутился бы как бешеный. Насколько помню, его сразу после описанной истории выключили - шли-то конкретно на полюс. В точку.
С гирокомпасом близко не знаком а с пеленгаторами приходилось, служил в ВВС, там от точки сигала, от пеленга, тоже многое зависит, плюс радиопомехи. А в авиации гирокомпас конечно присутствует, но тридцать лет назад больше полагались на астронавигацию.
Кстати анекдот из той жизни:
Посреди Атлантики дрейфует надувная лодка в ней командир и штурман. Командир гребёт и периодически лупит штурманца веслом по голове со словами: что ты ещё падла помнишь по бескомпасному ориентированию, кроме того, что мох растёт на северной стороне деревьев?
Еще попался анекдот из прошлой жизни про штурманскую службу ВВС:Списали штурмана с летной работы. Поехал к жене на родину, в деревню. Жена просит председателя колхоза взять мужа на работу, председатель и спрашивает штурмана:
- Что делать умеешь?
- Карты читаю, трассы прокладываю, считаю хорошо.
- Карты у нас только игральные, трасса одна до райцентра, а вот счетовод нужен. Видишь стадо коров в поле, сосчитай.
Штурман посмотрел на стадо, достал НЛ-10 (навигационная линейка), пошуровал и говорит:
- 54.
Проверили, все верно.
- А вон на горизонте большое стадо коров, сколько?
Штурман глянул на стадо, взял НЛ-10, пошуровал и говорит:
- 327.
Проверили, опять все верно. Закусило колхозников, согнали всех своих коров, считай, говорят. Штурман взглянул, взял НЛ-10, пошуровал туды-сюды и говорит:
- 1243.
Два дня перепроверяли, сбивались три раза, но оказалось все правильно.
Председатель:
- Беру тебя на работу, но расскажи, как это у тебя получается?
- Да ничего сложного, считаю количество сосков, делю на четыре и беру поправку на яйца.
v450 ★➦Comander• 20.02.22 19:22
Вон у Пира история про штурманов. Хлеще анекдота. Ссылка есть в комментах.
У меня таких историй из жизни полдюжины, правда в основном с ВТА, я с ними дел больше имел.
mathematicus ★➦v450• 21.02.22 00:21
Странно, у нас на Штокмана старообрядческий Курс-4 ни разу не врал. А это за 70°N. Куда ж вас, сударь, к черту, занесло? На самый полюс?
v450 ★➦mathematicus• 21.02.22 01:05
А зачем на Штокмана гирокомпас - на БРДМ в аппаратуре топопривяки?
mathematicus ★➦v450• 21.02.22 03:08
Упаси господь. Платформа довольно дорогая, и поставить её надо было точно. Конструция под ней довольно сложная и хрупкая, где попало не поставишь.
В гиросферу обычно залит спирт, смею предположить, что его просто выпили.
Пирамидон ★➦Comander• 20.02.22 16:41
Не спирт, а жир.
В 40÷50 годах, в технической литературе так и писали: жирокомпас.
Пирамидон ★➦v450• 20.02.22 16:47
Я авиатехник, если ты забыл. Приборист.
НЕ поржать в этой обсуждалке - грех)))
v450 ★➦Пирамидон• 20.02.22 16:51
Помню, конечно. И по второму пункту ты тоже прав :)))
Но фишка в том, что гирокоптеры по-моему одно время действительно назывались жирокоптеры. Аааааа.... не. Автожиры, вот так.
Comander➦Пирамидон• 20.02.22 16:58
Там лигроин или спиртосодержащие жидкости, по крайней мере в 90-е. А в авиации почти всё на спирту. Сейчас создали неведомые составы для компасов, но я думаю там по прежнему ничего нового.
Пирамидон ★➦v450• 20.02.22 16:58
Автожиры и сейчас в ходу.
А насчёт жирокомпаса, я не соврал. Читал вот этими самыми глазами, правда - в художественной книжке.
Извини, не вспомню как называлась, но раз читал лет в 10, то написана она была не позже конца шестидесятых. Я бы сказал, в пятидесятых.
Может про торпедные катера, не помню.
Кстати, представил себе, что в гироскопе не азот, а спирт 🤭
Сколько он разгоняться будет?! А выбегать сутки, да?
Пирамидон ★➦Comander• 20.02.22 17:01
Лигроин в бычьем глазу. В КИ-13, к примеру.
В ГИРОкомпасе ГИРОскоп. Там жижа ни к чему. Там азот, дабы контакты не окислялись.
На крайняк - сухой воздух.
Пирамидон ★➦v450• 20.02.22 17:07
Да!
Сколько наших блудил (штурманов) лажали не введя широтную коррекцию.
Самый жЫр - не переключить "Север-Юг" при пересечении экватора. Это на пароходе есть время осознать, а на ераплане пока сосиску сожрал, уже не туда залетел.
Знаешь историю, как бомбер из Моздока в Иран залетел?
v450 ★➦Пирамидон• 20.02.22 17:14
Ты ж знаешь, тебе верю, как себе :))
А насчет выбегать сутки, что такое сутки для моряка...
Пирамидон ★➦v450• 20.02.22 17:17
Точно!
На кулонах сэкономить можно!
Юлу в детстве помнишь? Так и жироскоп. Подкрутил чуток, и дальше ехай. Нефиг все время под током держать.
Пирамидон ★➦v450• 20.02.22 17:23
https://aviator.guru/blog/43450401806/Kak-nash-doblestnyiy-Tu-22-v-Iran-sletal-ko-vseobschemu-udivleni
Доблестные летуны.
Не только в Иране их могли вальнуть, но и свои, в Туркмении.
Пирамидон ★➦v450• 20.02.22 17:43
Круто что и ППМ совпали, и время постановки помех.
Во как бывает!
Сценариста бы заплевали, будь такой фильм.
Пирамидон ★➦v450• 20.02.22 17:48
https://youtu.be/Fi8kMMhc3d0
Тоже круто.
На такой высоте свалиться в штопор и выйти из него...
У нас на работе Ан-72 в штопор свалился. Один виток 6000 метров высоты.
Тоже вытащили.
v450 ★➦Пирамидон• 20.02.22 17:51
Да ладно! Как? Два витка и земля? Это уже не штопор, а крутое пике.
v450 ★➦Пирамидон• 20.02.22 17:53
Понял. Ну круто, да. Плановый и полетный марширут - зеркальное отображение. И Азовское вместо Каспийского в тему подвернулось.
Пирамидон ★➦v450• 20.02.22 17:59
Два витка и земля?
Полтора. Они на девяти тысячах свалились.
Потом крыло переклёпывали - заклёпки вытянулись. Жаль, никто про перегрузку не говорит, секрет наверное?
Ny доп. у Ан-72 всего 2,3 единицы, чай не Су-29.
Пирамидон ★➦v450• 20.02.22 18:06
А хуле делать?
Катапульты то нет! Жить захочешь...
Хотя, у нас на кладбище своя аллея есть. Много погибло при испытаниях. Не хочу об этом.
Пирамидон ★➦v450• 20.02.22 18:10
А!
Мы о разном?!
Высота была девять тысяч.
Падали шесть тысяч, сделали один виток штопора. Три тысячи высоты - это переход в пикирование (после остановки вращения) и вывод из пикирования.
Сколько осталось высоты, не ведаю. Молчат как партизаны. А данные САРПП у начальства. Нам не положено смотреть.
Comander➦Пирамидон• 20.02.22 18:13
В ВВС вообще весело и не такое бывало. Жаль не обо всём можно рассказывать.
Comander➦Пирамидон• 20.02.22 18:20
Полигонная служба ВВС. Начальник боевой подготовки ВВС СССР меня лично по фамилии знал. Таких распиздяев как я ещё поискать но пару медалек на память остались. Да было время.
Пирамидон ★➦Comander• 20.02.22 18:25
Срочка.
Стрельбы под Красноводском, хотя обычно Сары.
Сейчас в КБ Антонова, 46-ой год пошёл как.
Comander➦Пирамидон• 20.02.22 18:34
У меня лично вероятность быть угандошенным на родном полигоне под Тверью, тогда Калининым значительно превышала вероятность сгинуть в командировке. Предлагали остаться на сверхсрочную, притом, что и так была офицерская должность, но не убедили.
А потом страна стала другой. Так что присягу я давал всего один раз.
Пирамидон ★➦Comander• 20.02.22 18:37
Не.
Меня только током могло шарахнуть.
Что в армейке, что на работе. Нечего и вспомнить))
Следующая подсказка. В формулах расчетов координат (сейчас их конечно не вспомню) в знаменателе стоит cos (Fi), где Fi - широта.
с cos(фи) в знаменателе формула не работает на полюсе. А где смеяться?
mathematicus ★➦v450• 20.02.22 23:56
У вас был дигитальный гирокомпас (что бы этим словом ни называлось)? Не механический?
v450 ★➦mathematicus• 21.02.22 00:54
даже не знаю, я его не разбирал. У меня вообще репитер стоял.
crystalviper ★• 20.02.22 14:51
Ну в романе *15 летний капитан * компас врал потому что один нехороший человек положил под него железный топор.
40 градусов, да еще не после маневров и на постоянной скорости - что-то очень много. Корректор сглючил, или в него завели слишком большую/маленькую скорость?
дам подсказку - ближе всех к ответу оказался mathematikus, но сам ответ таки неверен.
mathematicus ★• 20.02.22 13:37
А в каких широтах было дело? Про экватор внизу уже написали, а если в приполярных - могла влага попасть и замерзнуть.
Негоро подложил гиротопор.
Ээээ... гирокомпас включили на экваторе, и когда ушли на север, картушка наклонилась вместе с пароходом, а маховик остался как был.
eeyore➦mathematicus• 20.02.22 13:38
А что такого? Гироскоп на экваторе сломали, пропили, украли, потом починили и включили. Обычная жизненная ситуация для русских. Что невероятного?
Ну, в классике конечно не гиро, И там топор смещал на пару румбов. Но и гиро ведь можно топором ёбнуть!
Других версий масса. Тем паче, что вживую я видел только гирокомпасы ракет Фау. Но играть в Турандот по переписке желаний нет.