Предупреждение: у нас есть цензура и предварительный отбор публикуемых материалов. Анекдоты здесь бывают... какие угодно. Если вам это не нравится, пожалуйста, покиньте сайт. 18+

История №1311034

Кто и зачем спаивал русский народ

А всегда ли пьянству был «бой»? На Руси бороться с пьянством начали далеко не вчера. История этой борьбы насчитывает уже много веков.

Началась она в XI веке со «Слова о пьянстве», автором которого стал Феодосий Печерский. Суть проповеди была в том, что употребляя алкоголь, человек становится привлекательной мишенью для беса, в то время, как ангел-хранитель отдаляется от него. Алкоголь был представлен, как мощное оружие, направленное на истребление русского народа.

Происхождение алкогольных напитков

Словом «алкоголь» арабы обозначали спирт. А история происхождения продуктов, содержащих алкоголь, началась ещё за 10 тыс. лет до нашей эры. Спиртное употребляли в Китае, странах древней Европы и Ближнего Востока.

Ещё тогда древние люди заметили, что на здоровье — как моральное, так и физическое, спирт действует отрицательно. Поэтому в разных странах алкоголь долгое время был под запретом, в крайнем случае его сильно разбавляли водой.

В законодательстве многих государств за пьянство предусматривалась смертная казнь, в других — жестоким наказаниям подвергались женщины, употребляющие алкоголь.

Люди считали алкоголь частью своей духовной культуры. Они заметили, что благодаря ему можно перейти в изменённое состояние сознания, выходящее за привычные границы, войти в некий транс.

На Руси в течение долгого времени позволялись следующие виды напитков: обычная вода, берёзовица (из берёзового сока), квас, сурица (настойка травяного сбора на медовой воде, прошедшая брожение на солнце), пиво и брага. Крепость всех этих напитков варьировалась от 1,5 до 3%.

Обычная медовуха была безалкогольной, так как не проходила брожение. Крепким напитком считались ставленые меды с содержанием спирта 5–6% и выдержкой 5–25 лет. Изделие дурманило достаточно для посещения «божественного мира».

В древности трезвость была одним из основных канонов русских. Вино во времена скифов привозили из Греции, но употреблялось оно лишь небольшой частью знати. Тогда как большинство предпочитало безалкогольные напитки, а на празднествах в ход шёл слабый алкоголь.

Появление крепкого алкоголя на Руси

Крещение Руси ознаменовалось также появлением более крепких спиртных напитков - 11–16%. Сначала это было греческое вино (мальвазия), а потом кагор. Тем временем, в течение нескольких веков, происходило утверждение христианства на Руси.

Для простого народа вино и хмельной мёд были недоступны, да и пошлины на них были достаточно высоки. На протяжении стольких веков наслаждаться вином могли лишь богатые купцы и знать. В народе же по-прежнему сохранялась трезвость.

Когда правил Дмитрий Донской, в 1380-е годы на Русь был завезён виноградный спирт, прозванный тогда живой водой. Но должного внимания у князей он не получил — мёд для русских был привычнее.

Во время междоусобной войны, когда правил Иван II Тёмный, русское и греческое духовенство занялось массовым завозом спирта на Русь. Если раньше алкогольные напитки употреблялись редко и для народа были чем-то недоступным и дорогим, то теперь они утратили свою священность и могли употребляться сколь угодно часто, если позволяли возможности.

Кабаки

В середине XVI века производством водки занимались винокуренные заводы. Первый кабак был основан в Москве в 1552 году Иваном Грозным. Сначала посещать его могли лишь опричники. Но ощутимый доход, приносимый заведением, стал поводом для открытия подобных кабаков для обычных людей.

Частные лица могли выкупать право на создание кабака, что позволяло им устанавливать собственные цены и объёмы продаваемого алкоголя. Так как сырьё было дешёвым — ведь хлеба в России всегда было вдоволь, то готовый товар стал чрезвычайно выгодным, он окупался в 10, а то и в 100 раз.

Кроме того, водку можно было долго хранить и удобно перевозить. Получение прибыли было налицо, что позволило прослойке знати основательно наживаться на спаивании народа.

Постепенно крепкий алкоголь оказывал совершенно очевидное деморализационное воздействие на государство и его граждан. Пошатнулись привычные общественные устои. Появился даже особый класс — кабацкие пьяницы, весь интерес жизни у которых заключался в том, чтобы раздобыть денег на выпивку. Ради водки могли пойти на преступление — ограбить или убить.

Таким образом, между властью и обществом началось противостояние на почве отношения к алкоголю, так как власть имущие не хотели бы потерять такую прибыль.

Качество водки в то время снизилось, начались кабацкие бунты, и в XVII веке был созван Земский собор, чтобы реформировать питейное дело. Начались запреты на продажу водки в долг, простой люд всё больше увязал в кабале, а церковь проводила активную агитацию против пьянства.

Как продолжалось спаивание русского народа я расскажу в следующей статье. Но уже из приведенных фактов, совершенно понятно, кто это делал и главное зачем. Пьяный рубль - очень выгоден казне, это смекнули еще в те далекие времена. Ничего не поменялось и сейчас.
+15
Проголосовало за – 63, против – 48
Статистика голосований по странам
Статистика голосований пользователей

Общий рейтинг комментаторов
Рейтинг стоп-листов

Рейтинг@Mail.ru