В Великом Советском Союзе всё было такое-растакое, лучшее, прекрасное и великое. Вот пример.
Одним из лучших следователей в советском союзе считался Жавнерович Михаил Кузьмич. Он работал в Белорусской ССР и был известен благодаря стопроцентной раскрываемости своих дел. Его ещё называли "Белорусский Мегрэ". Он имел множество наград, в том числе орден Трудового Красного Знамени.
Жавнерович вёл сложные и резонансные дела. В 1981 году в Мозырском районе были убиты инспектор рыбнадзора и следователь прокуратуры. Под подозрение попало несколько человек, но правоохранители не могли найти доказательства их причастности к преступлению. Вступивший в дело Михаил Жавнерович отыскал свидетеля и успешно завершил расследование. В итоге пять человек получили от 7 до 15 лет лишения свободы.
В 1971 году в Полоцком районе был обнаружен труп 19-летней девушки. Следователи более месяца не могли раскрыть преступление. Однако, после того как расследованием занялся Жавнерович, некий Олег Глушаков сознался в убийстве с целью ограбления. В конечном итоге он был осуждён на 15 лет лишения свободы. Версию о сексуальном маньяке, высказанную одним из следователей, Жавнерович отверг.
Но в последующие четыре года было совершено ещё шесть похожих убийств женщин. Свидетельница одного из преступлений сообщила, что видела недалеко от места убийства трёх молодых людей с собакой, которые вскоре были арестованы. Жавнерович смог получить от двоих из них признательные показания (от которых они на суде отказались). В итоге всех троих суд признал виновными в убийстве женщины и приговорил к лишению свободы на сроки от 2,5 до 15 лет.
Жавнерович помог раскрыть ещё одно убийство, совершённое в этот период. За него на 15 лет был осуждён мужчина, впоследствии ослепший в местах лишения свободы.
Несмотря на посадки, в следующие годы убийства продолжились. Большую часть дел по ним вёл Жавнерович. Когда количество жертв превысило 30, на ситуацию обратило внимание высшее руководство страны. К тому моменту за эти преступления было осуждено 14 человек, один из них расстрелян.
Как будет установлено в последствии, сотрудники правоохранительных органов прибегали к пыткам подсудимых и подтасовке улик. Также, на отказ признавать наличие в Витебской области серийного убийцы повлияло то, что это явление считалось характерной чертой капиталистических стран. Кроме того, на следствие давило начальство, заинтересованное в высоких показателях раскрываемости.
В какой-то момент стало очевидно, что местные следователи не справляются. Тогда в область было командировано более 100 сотрудников правоохранительных структур со всего СССР, в том числе из центральных аппаратов. В конечном итоге серийный убийца, Геннадий Михасевич, был задержан в 1985 году. Он признался в 43 убийствах, однако доказано было только 36.
К Жавнеровичу и остальным местным сотрудникам органов правопорядка возникло множество вопросов. В итоге зональный прокурор транспортной прокуратуры был приговорён к 4 годам лишения свободы, а ещё несколько сотрудников получили условные сроки лишения свободы от 2 до 2,5 лет. Остальные отделались только выговорами, понижениями в званиях и должностях, увольнениями из правоохранительных органов и исключением из КПСС.
Что касается Жавнеровича, то его работа подверглась тщательному изучению. Ещё в 1983 году нашлись истинные убийцы по Мозырскому делу. То есть пять человек было ранее осуждено незаконно. В компетентности следователя с 39-летним стажем возникли сомнения. Выяснилось, что основным методом его работы были угрозы и пытки, которыми он добивался признаний. Чтобы показания признавшегося совпадали с реальными обстоятельствами, Жавнерович ему подсказывал и помогал "вспомить".
В результате следователя обвинили в превышении должностных полномочий, сокрытии преступлений (изнасилований и убийств) и пытках. Однако, в связи с амнистией в честь 70-летия Октябрьской революции уголовное дело в отношении него было прекращено, а сам Жавнерович отправлен на пенсию с сохранением всех званий и наград. Свою вину он так и не признал. Бывший "лучший следователь" умер в конце 1987 года.