Немного истории.
Всего за 10 лет (1930-1940) американцы создали в СССР химическую, авиационную, электротехническую, нефтяную, горнодобывающую, угольную, металлургическую и другую промышленность, крупнейшие в Европе заводы для производства автомобилей, тракторов, авиационных двигателей и другой продукции. Например знаменитый Сталинградский тракторный завод был целиком построен в США, демонтирован, на 100 судах перевезён – и собран в СССР.
Днепрогэс строила американская фирма Cooper Engineering Company при участии германской Siemens.
Горьковский автозавод (ГАЗ) построен американской компанией Austin. Теперешний АЗЛК построен по проекту Форда. Знаменитая Магнитка – точная копия металлургического комбината в г. Гэри, штат Индиана.
Компания Albert Kahn Inс построила 500 советских предприятий. Альберт Кан - индустриальный архитектор Детройта. Он проектировал все заводы Форда и отработал технологию ускоренного проектирования промышленных предприятий. В США его фирма штатом в 400 человек рабочие чертежи готовила за неделю, корпуса промышленных предприятий возводила за пять месяцев. Кан смог практически доказать,что способен сделать то же самое и в СССР. Проект СТЗ-Конструкции для него были изготовлены в США, перевезены в СССР и смонтированы в течение 6 месяцев. Именно фирма Albert Kahn Inc создала в СССР школу передового индустриального зодчества.
В 1930–1940 годах американцы построили в СССР около 1500 заводов и фабрик. Во многом с нуля были созданы целые отрасли промышленности.
С заводами строились и города для их работников. Немецкий архитектор Эрнст Май участвовал в разработке архитектурных проектов 20 советских городов.
В СССР приехало около 200 тысяч американских инженеров и техников. В помощь им была придана почти миллионная армия бежавших на стройки от голода после коллективизации крестьян.
Одновременно профессора из США подготовили на рабфаках 300 тысяч квалифицированных специалистов – будущие кадры советской промышленности.
Вот такая история.