Будь проклята ты, Колыма,
Что названа чудной планетой!
Сойдёшь потихоньку с ума.
Отсюда возврата уж нету.
Достал из памяти с советских времён.
«...Летом 1932 года 12 тысяч заключенных — бывших зажиточных крестьян — были высажены в Магадане под конвоем 2500 солдат ГПУ при двухстах овчарках. Целью «экспедиции» было немедленное начало эксплуатации золотых россыпей, обнаруженных на Колыме. Неизвестно, кто задумал и планировал эту операцию, но заключенные были доставлены в одних рубахах, конвой — в гимнастерках, и только овчарки имели шубы, но это и их не спасло. Грянувшие в сентябре морозы погубили всех. Вымерли все до единого человека, включая охрану и сторожевых собак.
Летом 1933 года в Магадан было доставлено 32 тысячи заключенных, экипированных немного лучше. Зимой удалось выжить одному из пятидесяти.
Летом 1934 года прибыло еще 48 тысяч человек. Зимой 1934-35 гг. снова вымерли все заключенные, но уцелела охрана.
Золотые прииски работали и давали продукцию. Из Москвы был спущен жесткий план по добыче, невыполнение которого беспощадно каралось. Все руководство системы колымских лагерей держало головы на кону. Уже в 1934 году добыча золота достигла уровня 1913 года. В 1936 году этот уровень был превышен вдвое. К началу войны добыча золота достигала 250 тонн. За это время только на колымских рудниках погибло более 600 тысяч человек. Особенно страшными были четыре предвоенных года, когда на прииски стало массами поступать население крупных городов. Их жизнь на приисках редко продолжалась более пяти недель...»
И.Бунич
Alex Deyna➦Хусрав• 16.05.23 18:37
почему всего 600тыс умерло? пиши 60 млн! че зеков то жалеешь?
Летом 1930 года мы оказались в гуще процесса, который русские власти называли «ликвидация кулачества». В Сибири мы встречали тысячи мужчин, женщин и детей, набитых в грузовые вагоны в такой тесноте, что они едва могли сесть, под конвоем стрелков с ружьями. Им, казалось, не будет конца; они заполняли каждую станцию. Эти люди были мелкие фермеры, много и тяжело работавшие — видно было по их загрубелым рукам и обветренным лицам, как у всех привычных к работе на земле. Они выглядели потерянными. Они не понимали, что с ними происходит и почему. Вот они и были «кулаки», их «ликвидировали как класс».
Однажды в поездке мы с женой оказались в поезде «Максим Горький» с людьми, которых куда-то перевозили. В те дни грузовые поезда, используемые для перевозки людей, русские называли «Максим Горький». Это имя русского писателя, который в молодости был бродягой. Теперь в России запрещено так называть эти поезда. Разговаривая с крестьянами в нашем вагоне, мы обнаружили, что они и представления не имеют, куда их везут, и что они будут делать, когда доберутся до места.
В 1931 году, когда я работал главным инженером группы медных рудников на севере Уральских гор, однажды на рудники прибыло несколько поездов раскулаченных, с семьями, под конвоем полиции. Мне сказали, что их привезли из деревень за две тысячи миль. Новички казались совершенно ошеломленными тем, что с ними случилось. Их насильно вывезли с тех земель, что их предки занимали поколениями, и поставили на незнакомую работу в непривычном окружении. Мало кто пытался бежать; переживания, через которые они прошли, разрушили в них всякий дух неповиновения.
Не знаю, сколько кулаков было направлено на принудительные работы; я встречал их на всех восточных территориях России, не только на рудниках, но на фабриках, лесоповалах, на дамбах, железных дорогах, каналах и электростанциях. Кулаки стали главной опорой и основой громадной армии принудительных рабочих, которая с тех пор продолжает трудиться в России.
Плохо было кулакам, которые не были преступниками, а с ними обращались как с преступниками. Плохо было и другим жителям России, которым не хватало еды, когда ликвидация кулачества привела к тому, что множество умелых крестьян перестали работать на земле.
Коммунистические власти рассматривают себя как организаторов нового мира; при таком подходе они могут оправдать любые страдания, причиненные любой группе, угрожающей стать на пути их многочисленных реформ».
Дж. Литлпейдж
То, что автор преподнес им выложенное как "Интересная история из Дзена", по сути есть глумление над массовыми жертвами, и над историей своей Родины.
Хусрав ★➦Болтабай• 16.05.23 15:47
Вы немного ошибаетесь уважаемый.
Каким бы не было наше прошлое, я отношусь к уважением. Только не смотрю на те событие однобоко. Да, было сложно и чудовищно трудно народу. Но как ни крути, одна часть населения унижала и бесчеловечно эксплуатировала. Хотим мы этого или нет, мы являемся потомками тех людей. Со всеми ужасами и радостными событиями я давно смирился и не ищу кто прав а кто виноват.
Смирившихся и не делающих выводы история оставляет "на второй год". Что мы и наблюдаем сейчас.😔
Болтабай➦Хусрав• 16.05.23 18:03
"Только не смотрю на те событие однобоко."
Может, Вы наконец-таки объясните, почему Вы выложенный в Вашей сегодняшней истории текст озаглавили как "Интересная история из Дзена"?
Неужели Вы и найденную, к примеру, историю о том, как мать Вашу и так и эдак, тоже таким же комментарием сопроводили бы, поскольку "не смотрю на те событие однобоко"?
Хусрав ★➦Болтабай• 16.05.23 22:00
История интересна, потому что там описывают события разные люди. Те кто охраняли, те кто там сидели и еще иностранные специалисты, которые в те года что то там строили. Я никого не осуждаю и не поддерживаю. Та эпоха была одним из тяжелейшим временем для всех народов СССР. Буду молиться за душу всех невинно загубленных и покалеченных людей, которые пострадали от система гос управление в те годы.
Болтабай➦Хусрав• 16.05.23 23:20
Ну-ка ну-ка поделитесь, как это Вы установили, что во взятой Вами из дзена истории и выложенной сегодня здесь, "там описывают события разные люди. Те кто охраняли, те кто там сидели и еще иностранные специалисты, которые в те года что то там строили."
Как Вы отмели, что эта история не сочинена его выложившим на дзен? Страшно интересно!
Или Вы априорно считаете истиной все, что выложено на дзене?
Тогда будете ли Вы априорно считать истиной историю на дзене, сообщающую об отношениях группы людей с Вашей матерью?
В случае уклоненнения от ответа на поставленные здесь вопросы я намерен Вас блокировать. Ибо тогда не буду видеть дальнейшего смысла в общении.
Хусрав ★➦Болтабай• 17.05.23 06:59
Можете сразу блокировать, поскольку существ которые начинают оскорблять Мать я считаю моральными уродами.
Болтабай➦Хусрав• 17.05.23 09:12
Я Вашу мать не начинал оскорблять. Блок Вам в помошь, брехун, увиливающий от ответа за свою брехню.
Обычно такими становятся шибздики, которых в школе все шпыняли. Они от этого озлобляются на весь мир и испытывают радость от мелких пакостей окружающим.
Таких не берут в космонавты.
В переводе с эвенского языка "Бутугычаг" означает «плохое место».
Это был оловянно-урановый рудник, при нём обогатительная фабрика...
И лагерь, естественно.
Руины сохранились.
Правда, он считался самым страшным местом во всей Магаданской области.
И, возможно, во всём ГУЛАГе.
Оценка числа жертв - около 380 тысяч человек за 10 лет своего существования. Пишут, что добыча урана производилась вручную без каких-либо средств защиты. Средняя продолжительность жизни шахтёра в лагере составляла несколько месяцев, работающих на обогатительной фабрике - 2 месяца.
Может, и не всё здесь чистая правда.
Но всё-таки...погуглите, почитайте.
Что за лубок из округлых, неконкретизированных формулировок про Гулаг на Колыме Вы несете, ссылаясь на рассказы старожилов! Есть масса других прямых рассказов тех , кто там сидел, есть в открытом доступе соответствующие документы. Сходу, навскидку, называю воспоминания артиста Георгия Жженова, весьма порядочно отсидевшего на Колыме. Условия существования, по этим воспоминаниям, были ужасающими.
Из Википедии: "К концу 1930-х годов Колымский край стал местом расположения лагерей ГУЛАГа, условия жизни и работы в которых были невыносимыми. Десятки тысяч заключённых, значительную часть которых составляли безвинные жертвы «Большого террора» 1937-38 годов, были заняты на работах по добыче золота и массово умирали от голода, холода, непосильного труда. Кроме этого, тысячи заключенных в 1937-38 годах были расстреляны по решению тройки НКВД. Также были репрессированы по сфабрикованным обвинениям первый директор «Дальстроя» Берзин, инициатор всех издательских начинаний в Магадане Роберт Апин, журналист Алексей Костерин, писатель Исаак Гехтман, руководители заводов, управлений. ...По документам ведомственных архивов Магаданской области, до 1957 года, то есть до упразднения «Дальстроя», умерло 120—130 тыс. заключённых и около 10 тыс. заключённых было расстреляно" https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D1%8B%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B9
Конкретизируйте свою округлую фразу "Осужденных на Колыму начали завозить в 1932 году, но не на голое место."
На какое именно не голое место для жизни их завозили? На вбитый колышек разметки?
Вы там не были и я не был. И с уверенностью не можем такое утверждать.
Божий дар с яичницей не надо путать.
Австралия это страна, где можно съездить если позволяют финансы.
Но какими не были ваши желания и возможности, попасть в прошлое и стать свидетелем тех событий не получится.
А тысяч свидетельств совсем других реалий тебе мало? Или они сговорились, чтобы очернить святого кобу и его архангелов в тройках?
Один мой дед угодил в гулаг.второго спасло то, что коба подох в луже мочи и блевотины. Дело врачей закончилось. Родители работали в Колпашево как раз тогда, когда впервые Обь размыла могильник. А родился я там, где и после кобы лагерей и зон было больше, чем сёл и где было опасно переходить тракт, когда колонны зеков гнали на шахты.
А у меня два прадеда забрали и никто не знает что с ними и где похоронены. Просто ночью пришли забрали и всё.
Вот поэтому всегда молюсь за упокой их души.
Да, помню я эту фантастическую повесть. То ли Кларка, то ли Бредбери ...
В какой-то периодике печаталась.