Предупреждение: у нас есть цензура и предварительный отбор публикуемых материалов. Анекдоты здесь бывают... какие угодно. Если вам это не нравится, пожалуйста, покиньте сайт. 18+

История №1438635

Почему академик Гельфанд не учился в 10-м классе и никогда не был студентом

Израиль Гельфанд (1913-2009) — один из величайших математиков XX века, автор множества теоретических работ и прикладных исследований с применением математического метода в области физики, сейсмологии, биологии, нейрофизиологии, медицины. Родился в украинской деревне Окны. Окончив всего девять классов школы, не получив высшее образование, поступил в аспирантуру механико-математического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и уже в двадцать семь лет стал доктором наук, а в сорок — членом-корреспондентом Академии наук СССР. Гельфанд — лауреат многочисленных отечественных и международных премий; почетный доктор семи иностранных университетов, включая Гарвард и Оксфорд; почетный иностранный член Американской академии искусств и наук.

Когда Израиль Гельфанд окончил девятый класс школы в небольшом местечке под Одессой, учитель математики сказал ему: «Изя, дорогой, я больше ничему тебя не смогу научить. Езжай в Москву, найди там МГУ, а в МГУ — мехмат. Учись дальше, и ты станешь великим математиком!»

На механико-математическом факультете МГУ девятиклассник дошел только до секретаря деканата.

— Молодой человек, где ваш диплом об окончании средней школы? — возмутился секретарь. — Ах, у вас его еще нет! Тогда езжайте к себе назад на Украину и приходите через год, с дипломом!

Но вернуться домой Гельфанд уже не мог — так запали в душу слова учителя о великом будущем. Он решил остаться в Москве, и чтобы заработать на жизнь, устроился гардеробщиком в Ленинскую библиотеку — все как-то ближе к книгам.

Однажды его заметил там за чтением монографии по высшей математике молодой, но уже знаменитый математик Андрей Николаевич Колмогоров.

(Андрей Колмогоров (1903-1987) — советский математик, академик, почетный член нескольких западных академий наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, один из создателей современной теории вероятностей. Написал ряд важных работ по истории и философии математики. Был научным руководителем Израиля Гельфанда и не раз говорил про своего ученика: «Общаясь с Гельфандом, я ощущал присутствие высшего разума».)

— Мальчик! Зачем ты держишь в руках эту книгу? — спросил ученый. — Ведь ты не понимаешь в ней ни строчки.
— Я извиняюсь, товарищ профессор, но вы не правы! — парировал Израиль.
— Не прав? Тогда вот тебе три задачки — попробуй решить хотя бы одну до моего возвращения. У тебя есть два часа!

Колмогоров пробыл в библиотеке дольше, чем рассчитывал, и, вернувшись за пальто, отдал номерок другому гардеробщику, совершенно забыв о поручении юному Гельфанду. Уже на выходе из вестибюля он услышал позади робкий оклик:

— Товарищ профессор! Я их решил...

Андрей Николаевич вернулся, взял у Гельфанда исписанные торопливым почерком листки, выдранные из школьной тетради, и с изумлением обнаружил, что все задачи решены, причем последняя, самая трудная — необычайно изящным и неизвестным ему способом.

— Тебе кто-то помог? — не мог поверить профессор.
— Я извиняюсь, но я решил все сам!
— Ты сделал это сам?!! Тогда вот тебе еще три задачки. Если решишь две из них, возьму на мехмат к себе в аспирантуру. У тебя на все про все четыре дня.

На пятые сутки Колмогоров появился в гардеробе Ленинки и направился прямиком к тому сектору, который обслуживал Израиль Гельфанд.

— Ну как дела? — полюбопытствовал профессор.
— Мне кажется, я их решил... — мальчик протянул математику листы с задачами.

Колмогоров погрузился в чтение. Изучив листки, ученый поднял голову, внимательно посмотрел Изе в глаза и сказал:

— Извините меня, пожалуйста, за сомнения в авторстве решений тех первых задач. Теперь я вижу, что вам никто не помогал. Дело в том, что ни в этой библиотеке, ни за ее пределами вам никто не мог подсказать решение нынешней третьей задачи: до сегодняшнего дня математики считали ее неразрешимой! Одевайтесь, я познакомлю вас с ректором МГУ.

Они застали ректора в его кабинете на Моховой. Тот сидел за столом, заваленным бумагами, и что-то напряженно писал. Ректор лишь мельком взглянул на вошедших:

— Андрей Николаевич! Мне надо срочно дописать документ, а вы врываетесь ко мне с каким-то мальчишкой!
— Простите великодушно, но это не мальчишка, а Израиль Моисеевич Гельфанд, гениальный математик, — уверенно представил Изю ректору первого университета страны Колмогоров. — Он любезно согласился пойти ко мне в аспирантуру. Прошу вас распорядиться.

Вот почему так случилось, что академик Гельфанд никогда не учился в 10-м классе и никогда не был студентом.
+1314
Проголосовало за – 1401, против – 87
Статистика голосований по странам
Чтобы оставить комментарии, необходимо авторизоваться. За оскорбления и спам - бан.
80 комментариев, показывать
сначала новые

MIKXER30.01.24 19:18

Написал школяр наматывая сопли стоя в углу. Диплом о школьном образовании, ну ну

+0
ответить

Alex113323.01.24 06:55

Мой отец закончил среднюю школу (девятилетку) в Новосибирске в 1929 году. В его удостоверении об окончании школы сказано, что он «приобрёл знания и навыки в объёме курса, установленного программой НКП * для школ ДЕВЯТИЛЕТКИ по следующим предметам». Так что, наверное, в то время среднее образование было девятилетним.
•Народный Комиссариат Просвещения

+2
ответить

Иштван23.01.24 01:15

Умных евреев совсем мало, за всю жизни встречал всего парочку. А я в образовательной сфере всю жизнь. А вот основная масса - просто хитрожопые, которые себя пытаются выдать за умных. Причём многие их этих хитрожопых ещё и самоуверенные до небес. Хотя, понятно, из любого правила есть исключения. Но на этом еврейском сайте сами евреи - главная тема для пиара..

+-7
ответить

комментатор ➦Иштван23.01.24 02:57

Вы, я подозреваю, человек молодой и не очень образованный. В противном случае понимали бы, что все умные евреи числом миллиона четыре из границ советской империи уехали. А вам попадаются только те, что остались.

+6
ответить

afanasyj➦Иштван23.01.24 06:21

Мне часто попадались до недавнего времени. Так что немало их. Если еврейский мальчик проявляет способности к математике, его в школе освобождают от физкультуры и прочей ерунды плюс родители пасут, бабушки, поэтому он эти способности развивает в большей степени, чем ребёнок другой национальности, которого не пасут.

+0
ответить

Жека 77➦комментатор23.01.24 10:31

Умные евреи, не все, вернулись.

+2
ответить

asper➦Иштван16.02.24 13:27

ничо что большая часть чемпионов мира по шахматам были евреями

+3
ответить

Васька Пупин 22.01.24 22:52

Учитель математики что, не знал, что без диплома об окончании средней школы в университет не примут? И Гельфанд этого тоже не знал? И родители ему не сказали?

Почитал википедию. Там правдоподобнее: в 1928 году Гельфанд и ещё один будущий математик были исключены из школы как "дети нетрудового элемента" (отец управлял кустарной мельницей).

+16
ответить

Жека 77➦Васька Пупин23.01.24 10:33

Википедия однако напишет. Хрен его знает что там было на самом деле. Но, по протекции одного человека минуя школу и университет сразу в аспирантуру. Вот кто дорогу путинским академикам протоптал.

+-5
ответить

Chicago95 22.01.24 20:01

Ну, таки да! Всегда говорю что этот народец везде без смазки влезет. Это как же нужно было польто этому Колмогорову подать, чтобы онтебя в аспирантуру принял? Или шо он нашёл в этом польто?
И не надо здеся начинать! Ну не люблю я евреев! Не люблю! Аты их любишь???

+-7
ответить

SV➦Chicago9522.01.24 21:17

А шо такое?
Они в детстве Вас похитили и анально оскорбляли до совершеннолетия?
Если так, то понять можно...

+3
ответить

Chicago95 ➦SV22.01.24 22:03

О! Вот и среди нас працивные затесались. Я таки падазревал шо ты пидарас. Иначе чего тебе евреев любить, а не евреек?
И не дыши в мою сторону. Может это заразное!

+3
ответить

Оби Ван Киноби ★★➦Chicago9523.01.24 02:29

Еврей Чикаго 95 не любит евреев. Бывает и такое. :(

+-1
ответить

Соломон Маркович ➦Оби Ван Киноби23.01.24 10:03

А кто сказал шо Чикага еврей? Вы что его метрику видели где написано что таки утром еврейская мама родила красивого еврейского мальчика?)) Нет я в Чикаге не сомневаюсь!)

+0
ответить

marek➦Оби Ван Киноби23.01.24 10:30

Норм. Он как все мужики, евреи и не евреи, любит евреек.

+-1
ответить

Жека 77➦Оби Ван Киноби23.01.24 10:39

Любить или нет решает каждый за себя. Но уважать их и быть готовым на адекватный ответ нужно уметь. Это касается как плотника, так и президента с лавровым и шайгу.

+0
ответить

Chicago95 ➦Соломон Маркович23.01.24 15:56

О! Ещё один хелмер хахомим. У тебя коах бли моах. Как коэн может быть не евреем???

+1
ответить

Соломон Маркович ➦Chicago9523.01.24 16:29

Переведи!)😂

+-1
ответить

Vital Vital➦Соломон Маркович23.01.24 18:01

Он точно еврей. Я даже знаю из какого колена:-) Любит хохмить.

+0
ответить

Vital Vital➦Соломон Маркович23.01.24 18:04

Переведи!)😂

Это значит он из священнослужителей.

+0
ответить

Соломон Маркович ➦Vital Vital23.01.24 19:13

Бениаминова колена или какого?)) Не он не еврей !))😂

+-1
ответить

Соломон Маркович ➦Vital Vital23.01.24 19:14

Рэбэ сто ли?))

+-1
ответить

Vital Vital➦Соломон Маркович23.01.24 19:26

Нет. Ребе это человек, который посвятил себя изучению Торы и толкованию.
А коэны это жрецы из колена Левия.

+0
ответить

Соломон Маркович ➦Vital Vital23.01.24 19:32

Ну понятно теперь буду знать!)) Че то подумал что Чика чья то реинкарнация уж больно не по годам развит для 27 лет))

+1
ответить

Chicago95 ➦Соломон Маркович24.01.24 06:55

Дярёвня, раввин это завхоз в синагоге, а не священнослужитель. И синагога это не храм, в твоём понимании церковь, а просто место встречи иудеев. По нормальному синагогой может быть любой дом или строение, хоть гараж. Главное чтобы в наличии был миньян, иначе молитва не засчитывается. А делом раввина всегда было лишь решение хозяйственных и организационных вопросов. Это они сейчас власть захватили и несут разную ересь. Один перед другим вымахивается и строит из себя священника. Забывают что не только народ Израиля избран Б-гом, но и священником может быть только представитель колена Левия и прямой потомок брата Моисея Аарона.
Раввины перебрали на себя совсем не свойственные им функции. Не решились пока благословлять евреев, выкупать первенцев и первыми читать Тору.
Мне кажется что раввины должны вспомнить что сделали левиты по приказу Моисея с пляшущими вокруг Золотого Тельца евреями и через кого Б-г говорит со своим народом. 🖖

+3
ответить

Соломон Маркович ➦Chicago9524.01.24 07:18

Аккуеть! Спасибо что растолковал теперь знаю.)) То есть как в армии сын полковника не станет генералом потому что у генерала свой сын есть, так и раввины только из одного колена.)) Да Сонька мне предъявила что я называю чуткого человека так как ей не нравится.))

+0
ответить

Chicago95 ➦Соломон Маркович24.01.24 15:22

Опять не сечёшь. Раввином может стать каждый. Даже ты, если примешь иудаизм. А коэном, тоесть священником, можно только родиться. И то, если скажем женишься на не то что не еврейке, а женщине принявшей иудаизм, ты уже не коэн

+1
ответить

Соломон Маркович ➦Chicago9524.01.24 15:31

Ну это понятно не тупой.))) это как мои племяши хоть и папа хохол и мама на четверть а по натуре жидята как я их называю он в отцовскую породу пошли.)

+0
ответить

ГенАндр22.01.24 19:15

От хрен вас поймёт, сыны и дщери Израилевы.
В одном я уверен: Гельфанд - гений.
А вы тут аргументами и фактами дубасите друг друга, википедиями размахались.
И чем я хуже?
Без всяких ссылок открою её, родимую. Ибо есть она общедоступная многоязычная универсальная...- далее по тексту.
В статье о Гельфанде есть маленькая цитата из воспоминаний одного из его учеников:
"Был какой-то банкет в честь Израиля Моисеевича. Выступает его ученик - Цетлин: " Израиль Моисеевич, я знаю, почему Вы - почётный член многих академий мира, а у нас - не академик!" " Почему?" <...> " Потому что там знают Ваши работы, но не знают Вас как человека!"
Оно, конечно, папа Михаила Цетлина, Лев Соломонович, меньшевиком был. Но это не значит, что Миша - такой уж прямо брехун.
Короче, ребята.
Вы там между собой разберитесь.
А потом на уровень глобальной проблемы выходите.

+3
ответить

Пустая полка➦ГенАндр23.01.24 06:50

Ещё неизвестно у кого характер был хуже - у Гельфанда или Цетлина. Цетлин фронт прошел и потом, как многие фронтовики в карман за словом не лез (я многими его выражениями до сих пор пользуюсь).
И если бы он не умер так рано, то вполне мог Гельфанда превзойти (в своей области).

+0
ответить

ГенАндр➦Пустая полка23.01.24 13:18

Не берусь судить. Всё равно многого не знаю.
Да и кто я такой?
И определяюсь тут по Мф 7:1 - 5.

+1
ответить

Пустая полка➦ГенАндр23.01.24 15:03

Это чисто мое мнение, основанное на личных впечатлениях.

+0
ответить

chitatelAnekdotov22.01.24 18:11

Кому интересно, вот воспоминания самого Гельфанда о его первых шагах: https://kvant.mccme.ru/1989/01/akademik_izrail_moiseevich_gel.htm
"Я видел в объявлениях, что есть книги по высшей математике, и представлял высшую математику как нечто очень интересное. Родители мои не могли выписать эти книги — не было денег. Но тут мне опять повезло. В 15 лет меня
повезли в Одессу оперировать аппендицит. Я заявил родителям, что не лягу в больницу, пока мне не купят
книгу по высшей математике. Родители согласились и купили курс высшей математики Беляева для вузов
на украинском языке. Денег, впрочем, хватило лишь на первую часть."

+7
ответить

Michael196922.01.24 17:16

Хорошо, что в местечке под Одессой был такой учитель. И сильно повезло, что они там уже говорили по-русски, насколько я знаю, это был довольно редкий случай в местечках в те времена, народ ещё вовсю говорил на идиш.

+3
ответить

katayez➦Michael196922.01.24 22:57

В конце 1920-х уже 10 лет действовал всеобуч, и не только в местечках под Одессой, но и в кишлаках повсеместно были учителя, более или менее разбиравшиеся в своем предмете и говорившие по-русски. Тем более если речь об учителях 9 класса: так-то обучение заканчивалось на 7 классе, и если уж в одесском местечке есть 9 класс - значит, и учителя там компетентные и русскоговорящие.

Википедия утверждает, что дело было в райцентре, да и школа непростая.

+3
ответить

вячеслав6322.01.24 17:09

показать комментарий

Ая-яй.Сельский учитель лишил мир евгейского экономиста и гавввина.Вышел простой Советский ученый.

+-19
ответить

Magneto22.01.24 15:37

Академик Гендальф.

+5
ответить

XTais➦Magneto22.01.24 15:55

о, боже, маэстро! Как оригинально! И как вам такая тонкая ассоциация в голову пришла! Вы, наверное, из тех, кто в школе имя Антон рифмовал и сам смеялся один

+11
ответить

Magneto➦XTais22.01.24 19:45

Гендальф куда как более известный персонаж хоть и сказочный.
Многие наверняка так и прочитали, удивившись тому что он помимо своих многочисленных выдуманные титулов ещё и академик.

+3
ответить

Бука➦Magneto22.01.24 21:29

Ха-ха, я так и прочитала.

+3
ответить

Соломон Маркович 22.01.24 15:13

Полетело говно на вентилятор….)

+4
ответить

Dinara➦Соломон Маркович22.01.24 16:44

Привет, Сол. А я с дядей Изей пила чай. С сушками.

+-2
ответить

Dinara➦Соломон Маркович22.01.24 16:45

Как это не прискорбно, но на фундаментальных науках держится весь технический прогресс.

+-1
ответить

Соломон Маркович ➦Dinara22.01.24 17:21

Привет Динара!)) Ну и как?)) И куда ж тебя в ото раз занесло на новогодних?)😂

+-1
ответить

Соломон Маркович ➦Dinara22.01.24 17:22

Ну тебе ли не знать сестра поофессуры!)😂

+-1
ответить

Соломон Маркович ➦Dinara23.01.24 10:05

Да а что татарская княжна не участвовала в обсуждалке Вована про многоженство? А? Или нечего сказать?)😂

+-1
ответить

Chernovoron 22.01.24 15:07

Встречал я подобных вандеркиндеров, которые были реальными корифеями в какой-то узкой области, но полными дебилами и __даками по-жизни. Смысл средней и высшей школы не находится в одной лишь области решения задачек, но и в социализации и нравственной аклиматизации. Кроме образовательной есть еще и воспитательная функция. То что Гельфанд был клинический хам и __удак знали все, кто с ним лично общался. Как говорили современники - его награждали лишь те, кто был знаком с его трудами, но никогда не встречались с ним как с человеком.

+-3
ответить

комментатор ➦Chernovoron22.01.24 15:17

Так с гением и не нужно общаться. Гений получает результаты для всего человечества, это его функция. А в личной жизни от гениев нужно держаться как можно дальше. И пользоваться их результатами.

+24
ответить

nikbuda➦Chernovoron22.01.24 15:26

Блин, ты не гений! Угадал?

+6
ответить

Chernovoron ➦комментатор22.01.24 15:26

Проблема в том, что подобные гении выдают на гора некую хрень, но не занимаются ее материальным приложением.
Это типа задача для серых умов. Например Келдыш в те же года не занимался топологией и прочим теоретизированием.
Но он конвертировал математику в практику - рассчитывал без всяких ЭВМ траектории космических ракет и динамику ядерных взаимодействий. Тот же Колмогоров создавал практические решения по защите информации, шифрованию и дешифрованию, теории множеств и пр.

+-1
ответить

комментатор ➦Chernovoron22.01.24 15:42

Ну почему вы стесняетесь? Напишите прямо: «Не люблю евреев» и всем и все будет понятно. А Гельфанд, в частности, решил множество важнейших прикладных задач. Например, объяснил, почему сопло ракеты выгорает асимметрично.

+21
ответить

Пустая полка➦Chernovoron22.01.24 17:44

Я хорошо знал Гельфанда и много лет с ним общался.
Во-первых, он не был корефеем в узкой области.
Он занимался и математикой и кибернетикой и биологией.
Кроме того, он занимался образованием детей.
Принимал участие в создании математических школ и занимался с детьми сам (причем очень много).

+27
ответить

Пустая полка➦Chernovoron22.01.24 18:44

Проблема в том, что подобные гении часто выдают на гора то что становится жизненно необходимым через много лет, а современники типа вас считают, что это никому не нужная хрень.
Но Гельфанд работал по многим направлениям, так что и то что жизненно нужно было и тогда выдавал.
Например, он занимался теорией управления сложными системами (вместе с Цетлиным), создал математическую биологию, ...

+16
ответить

Chernovoron ➦комментатор22.01.24 18:56

Не надо приписывать ему чужое.

+-6
ответить

Chernovoron ➦Пустая полка22.01.24 18:58

показать комментарий

Да ничего он не создал. Не надо раскрашивать его "достижения". Информационная биология это совсем другая отрасль знаний.

+-17
ответить

Пустая полка➦Chernovoron22.01.24 21:03

Я понимаю, если сам не придумал, то обидно.
Он биологией много занимался и биологов вокруг себя организовывал. Не случайно его сын и внук прежде всего биологи, а потом математики.
И нас гонял: заставлял генетику учить, биофизику. Лекции организовывал по биологии с уклоном в математику.
Марк Шик, при его содействии организовал кафедру биофизики на физ-факе МГУ, он с Васильевым (руководителем группы клеточной биологии) организовал отдел в МГУ отдел математических методов в биологии.
И так далее.

+17
ответить

Ирэн➦Chernovoron22.01.24 23:09

Лермонтов был ...дак, Чайковский был из этих, а Мусоргский - бухал (с)
В памфлете нет ни слова о человеческих качествах, только о таланте, а он был

+5
ответить

RubinGTX➦Chernovoron23.01.24 00:14

Зависть это плохая черта характера.

+4
ответить

Жека 77➦комментатор23.01.24 10:45

И почему?

+-1
ответить

asper➦Chernovoron16.02.24 13:29

Хуйня, школа не даёт социализации, а мешает ей

+0
ответить

Valentine D➦1andreymx22.01.24 15:21

Может потому, что мало кто в 80х сомневался в том, что получив образование на мехмате МГУ еврей все равно сбежит в Израиль?

+-8
ответить

Lawrence of Bathurst➦Valentine D22.01.24 17:47

Если бы не обижали, то бы и не уезжали.

Как евреи, так и не евреи.

+6
ответить

Оби Ван Киноби ★★➦Valentine D22.01.24 17:51

Вы путаете причину и следствие. В этой же статье в Вики:

Дискриминация стала одной из причин массовой эмиграции евреев-математиков из СССР, что нанесло большой ущерб советской и российской науке[⇨].

+7
ответить

Valentine D➦Оби Ван Киноби22.01.24 18:10

Если не ошибаюсь, вы в Молдове? Сколько русских, украинцев и т.д. в 90х повыезжало? Как у вас там сейчас с наукой?

+1
ответить

Kelder22.01.24 14:27

Вот интересно, а если бы не встретил профессора? Подавал бы пальто до пенсии?

+5
ответить

Пустая полка➦Kelder22.01.24 18:35

Нет, он очень упорный был.
Когда ему, ещё в школе, надо было делать операцию аппендицита, то он сказал, что не даст не делать, пока ему не пообещали купить книжки по математике (обманывать детей в те времена было не очень принято).

+5
ответить

finnn 22.01.24 14:14

В то, что его взяли в аспирантуру без документов об образовании, я могу поверить. Но в то, что он не сдавал Историю КПСС...

+18
ответить

Chernovoron ➦finnn22.01.24 15:09

Так его еще и при Сталине награждали не раз, а потом он этого Сталина поливал дерьмом.

+-6
ответить

последний геморой➦finnn22.01.24 18:19

Да ладно. Я вот верю безоговорочно, потому что в соответствии пройденным мной курсом истории этой партии, аббревиатура "КПСС" принята с 1952 года.

+7
ответить

x020pk22.01.24 13:42

Потому что нельзя чтобы школа мешала образованию!

+0
ответить

izya22.01.24 13:27

Классная сказка, жалко, что, в деталях, сказка.
Из школы попросили, потому что "нетрудовая семья".
В Москве жил у родственников, посещал математические лекции и курсы, там и заметили. Но то, что без оконченного среднего стал аспирантом у Колмогорова - это правда.

+33
ответить

mikondr22.01.24 13:18

А родился бы в Израиле, пошёл бы в армию как все...

+10
ответить

Compiler➦mikondr22.01.24 13:36

кажется, что Гельфанду даже это не помешало бы))

+3
ответить

Ursus_sp➦mikondr22.01.24 14:11

Я таки вам хочу напомнить что государство Израиль появилось когда мальчику было заб30, и он уже был доктором наук :)

+8
ответить

Kelder➦mikondr22.01.24 15:22

При желании, и в Израиле можно отмазаться)

+1
ответить

Serge3leo➦mikondr22.01.24 16:45

Хм, какая, прости Господи, армия Израиля в 1913 году?! Тогда практически не было, ни Израиля, ни армии, всех разогнали в "рассеяние", ибо агрессивные были очень.

+-2
ответить

Васька Пупин ➦mikondr22.01.24 23:01

Родившись в 1913 году в турецкой Палестине, он мог в 1931 вступить или в Хагану, или в Иргун. Обе организации были подпольными и запрещёнными. К тому времени как возникла регулярная армия, ему было 35 лет, поздновато для службы.

Но скорее он бы поехал учиться математике из подмандатной Палестины в Британию.

+3
ответить

Общий рейтинг комментаторов
Рейтинг стоп-листов

Рейтинг@Mail.ru