Предупреждение: у нас есть цензура и предварительный отбор публикуемых материалов. Анекдоты здесь бывают... какие угодно. Если вам это не нравится, пожалуйста, покиньте сайт. 18+

История №1457626

Друзья, а что вам вспоминается, когда слышите имя «Лукулл»? Боюсь, ничего.
Ну, вот цитата из «Трёх мушкетёров»: «Увидев столько яств, мэтр Кокнар нахмурился; увидев эти яства, Портос закусил губу, поняв, что остался без обеда.
Он посмотрел, стоит ли еще на столе блюдо с бобами, но блюдо с бобами исчезло.
— Да это и в самом деле пир! — вскричал мэтр Кокнар, ерзая на своем кресле. — Настоящий пир, epulae epularum. Лукулл обедает у Лукулла».
Даже не представляю, как воспринимает современная молодёжь упоминание Лукулла. Когда-то выражение «Лукуллов пир» было на слуху, но сегодня Луций Лициний Лукулл пал в бездну забвения.
А ведь как обидно! В рейтинге полководцев всех времён Лукулл достоин быть в первой десятке, в рейтинге самых недооцененных полководцев у него вообще соперников нет.
Как полководец, Лукулл одерживал победы и на суше, и на море. Брал города, побеждал малыми силами и малой кровью. Как администратор, — возглавлял такие римские провинции, как Азия и Африка. Как вам такие строки в резюме: «Руководил Азией». «Руководил Африкой».
Великий Сулла признал Лукулла своим преемником и доверил ему опеку над своими детьми.
Но главная фишка, — война против понтийского царя Митридата и одновременно против зятя Митридата, армянского царя Тиграна Великого, «царя царей»!
Сейчас трудно представить, но Армения была сверхдержавой, агрессивной и наглой. Лукулл ввязался в войну с понтийцами, а попал на армян, где против него было всё: на чужой территории, далеко от баз снабжения, против противника, превосходящего в силах многократно!!!
Есть главный критерий оценки военачальника: сумел ли он хоть раз победить превосходящие силы противника.
Так вот вам: в решающей битве Лукулла недалеко от армянской столицы — Тигранокерта (современный город Диярбакыр) римская армия (11 тысяч пехоты и 3 тысячи всадников) разгромила войско Тиграна. У армян было 150 тысяч пехотинцев и 25 тысяч всадников. Соотношение больше, чем десять к одному! По итогам сражения армяне потеряли 100 тысяч воинов, а Лукулл — 5 легионеров убитыми и 100 ранеными.
Римляне разгромили Тиграна, а его столицу взяли штурмом и разрушили.
Историки оспаривают приведённые выше цифры, но факт есть факт: с крохотной армией Лукулл совершил беспримерный поход, и вернулся домой, сохранив почти всех солдат!
Дома его, конечно, ждал триумф… Ага, конечно, ждал! Дома его ждали интриги и политические распри. Три года (!!!) Лукулл добивался права провести триумф, причём добивался, в основном, взятками, — подкупая неподкупных конгрессменов (тьфу, сенаторов, вечно их путаю). В итоге право провести триумф он получил, и провёл! Полностью за свой счёт. То есть он сам себя поздравил с феноменальной победой. Никто больше его не поздравлял.
Что ещё? Ага, знаменитые пиры. Кормил всех, кого не попадя, и вошёл в историю, благодаря своим пирам… Блин, сам-то он на них ел хотя бы?
Бедолага…
+406
Проголосовало за – 501, против – 95
Статистика голосований по странам
Чтобы оставить комментарии, необходимо авторизоваться. За оскорбления и спам - бан.
57 комментариев, показывать
сначала новые

Trydent15.05.24 10:59

как удобно хвалить односторонним способом)
Летом в 69 году до н. э. Лукулл и его войска вторглись в Каппадокию, после чего форсировали Евфрат и вошли в область Цопк Великой Армении, в которой был расположен Тигранакерт. Весть о вторжении римлян для Тиграна была полной неожиданностью, он был удивлён их скоростью продвижения, чему во многом способствовали подкупленные Римом города. Поход Лукулла был настолько стремительным, что Тигран узнал о нём с большим опозданием, когда уже поздно было что-либо изменить. Едва пришла весть о начале войны, как враги уже подступили к стенам его столицы. Тигран, поручив защиту города одному из приближённых, отправляется за армией вглубь страны, в Таврские горы. Однако у Тиграна не было времени для того, чтобы собрать полноценную армию, Лукулл послал двух своих полководцев с целью отвлечь и помешать Тиграну. Первый, Мурена, мешал Тиграну, второй, Секстилий, выдвинулся в сторону идущей для воссоединения с Тиграном арабской армии. Несмотря на значительный численный перевес многонациональной армии Великой Армении, она состояла в основном из свеженабранных рекрутов и крестьянского ополчения из разных регионов империи, что и привело к поражению армянской стороны.

+2
ответить

Сильвер15.05.24 10:03

Прочёл все камменты, но, вроде. никто об этом не упомянул. А между тем, у Лукулла есть одна заслуга, касающаяся почти каждого из современных людей.

Дело в том, что именно он привёз из Малой Азии вишню! И начал её культивировать. После чего, собственно, вишня и расползлась сначала почти по всей Римской Империи, а потом - и по остальному миру.

PS Пруф: https://hij.ru/read/2277/ :-))

+4
ответить

finnn ➦Сильвер15.05.24 10:09

Вот!!! Не зря я весь разговор затеял! "Где-то далеко, где-то далеко Идут грибные дожди. Прямо у реки в маленьком саду Созрели вишни, наклонясь до земли..." А вы всё: пиры, пиры... Обидно!!!

+1
ответить

Сильвер➦finnn15.05.24 13:17

Ну, если подумать, то вишню он тоже для пиров притащил! :-)))

+2
ответить

finnn ➦Сильвер15.05.24 13:26

Все бы что-нибудь притаскивали! А то норовят, наоборот, утащить!

+1
ответить

НМ ★★14.05.24 22:57

Осталось теперь про Мецената рассказать!
И еще про этого, как его, Ареда, с его веками...

+0
ответить

katayez14.05.24 19:52

Мало того, что вы почему-то воображаете, что одни вы читали "Трех мушкетеров" и обратили внимание на Лукулла. Я это выражение слышал несколько раз от разных людей. А словосочетание "лукуллов пир" точно известно многим.

Так вы еще начали с фразы "Лукулл обедает у Лукулла", но так и не объяснили ее. Читатели могут подумать, что речь о неком гурмане, который пришел в гости к другому гурману, и их обоих фигурально назвали Лукуллом.

+1
ответить

201114.05.24 17:57

Вообще надо как-то бороться с цитатами из вики и первых трех статей в выдаче яндекса. Скажем ставить за текст гандикап -20 голосов сразу.
Пересказывать римскую пропаганду, а потом всерьез ее обсуждать - ну это как Пескову верить.

+1
ответить

2011➦201114.05.24 17:58

А может текст писал мирный, неагрессивный, высококультурный азербайджанец?

+4
ответить

finnn ➦201114.05.24 18:09

Как догадался? Да, я такой! Конечно, мне ещё в этом плане далеко до папы, Гейдара Алирза оглы, но я стараюсь...

+0
ответить

finnn ➦201114.05.24 19:03

"Чечевица с викою, а я сижу, чирикаю..." :) Ничего в Википедии плохого нет, надо только знать ей цену и использовать по мере надобности. Ну, привёл бы я цитаты из первоисточников на языке оригиналов.Кто бы это читать стал? Мы ведь не диссертацию защищаем? И цифирки, конечно, очень сомнительные (хотя мы там не были, кто знает!), да ведь без них никто и не среагировал бы. А так - разговорчик завязался :))

+1
ответить

2011➦finnn14.05.24 19:20

С циферками все ясно, нет предмета для спора.
Как и то, что в результате выдающейся победы Лукулла вынужден был быстро эвакуироваться из Киликии, бросив войско.
А так да, под давлением парфян и в результате внутрисемейных распрей начался постепенный упадок. И уж точно никакого влияния 3-4 тысячи греко-римского войска оказать на это не могли.

+1
ответить

2011➦finnn14.05.24 19:21

Алирза - это вероятно антично-азербайджанский?

+0
ответить

finnn ➦201114.05.24 20:34

Просто антикварный!

+0
ответить

Нах➦201115.05.24 09:33

ну, римская пропаганда может и с преувеличениями, но не абсолютная ж, 100%-я ложь

+1
ответить

Erema 14.05.24 17:19

"Как полководец, Лукулл одерживал победы и на суше, и на море"

Лукум не победил суши, вон их сколько. Скажут некоторые.

+-2
ответить

Алексей 18 14.05.24 16:30

Друзья, а что вам вспоминается, когда слышите имя «Лукулл»? Боюсь, ничего.

Ничего, не бойся.

+-1
ответить

MarikaB➦Алексей 1814.05.24 21:10

Таки обильное пиршество и вспоминается.

+1
ответить

Garda Lake 14.05.24 16:02

А в Италии Лукулла знают, правда не столько в качестве полководца, сколько за богатые столы. До сих пор обеды из 15-20 блюд называют pranzo luculliano

+5
ответить

Kroki 14.05.24 15:52

Можно, конечно написать уклончиво "историки оспаривают приведенные цифры" и написать 100 000 варваров армян (а некоторые заявляют о 150 000) против 15 000 римлян и посчитать потери римлян в пару десятков человек, а армян в 100 000.
Тут уже все на совести автора и выбранных им историков.
Факт один -- армянское войско под Тигранакертом было разбито, а город взят.
Другое дело, что через год была битва тем же составом при Артакасте. Лукулл, заявив о своей очередной блестящей победе, почему-то отступил, а Тигран вытеснил римлян из Армении, потом отвоевал вместе с Митридатом Понт, разбив еще одно римское войско, причем погибло более 7000 римлян, из них 150 центурионов и 24 трибуна (по Плутарху).
Именно после этого "Звезда" Лукулла, как говорится, закатилась...

P.S. Мне кажутся достоверными цифры в 70 000 армян и 40 000 римлян. Потери Тиргана сами римляне оценили в 5000 убитыми и 5000 пленными.

+2
ответить

Kroki ➦Kroki14.05.24 15:59

Да, поход Лукулла к Тигранакерту был организован вопреки требованиям Римского сената и, что называется, "без объявления войны"...

+2
ответить

Trydent➦Kroki15.05.24 11:04

не взят. предали, отрыли ворота перед врагом. штурма не было. Тигранакерт сдался римлянам, прежде всего потому, что насильно переселённые в него греки и им подобные жители вняли обещаниям Лукулла помочь им вернуться в родные края.

+2
ответить

Янги14.05.24 15:22

Автор умолчал про значение слова Триумф. Триумфальная арка - слышали? Так вот она возводилась ради триумфатора. По нашему глобусу их немного, но они есть. И собой знаменуют Победу.
Лукулл был личностью. Можно сказать даже умной. Но в войсках его недолюбливали.
За его победы. Ага, его же солдаты. И вот почему; Врагам закрывшимся в городе, а каждый город это крепость, он предлагал добровольно сдаться. В противном случае город подвергался разграблению. Ну а сдавшийся город этой участи избегал. А значит и солдаты пошедшие в поход с Лукулом теряли, как нынче бы сказали, в заработке.
Терял ли при этом сам Лукулл.. я затрудняюсь ответить. Но выйдя, нашим языком, на пенсию, он купил виллу. Вилла в её масштабах это как наш совхоз - поля с посевами, виноградники, фермы.
Стоимостью в 25тыс. талантов серебра. (спросите яндекс за вес)

+1
ответить

Сергей ОК ★★14.05.24 14:45

с Лукуллом история мутная.

+3
ответить

Соломон Маркович ➦Сергей ОК14.05.24 19:54

Задай вопрос Армянскому радио!)))

+5
ответить

Sergej Telev14.05.24 14:42

"Армения была сверхдержавой, агрессивной и наглой. Лукулл ввязался в войну ..... на чужой территории,"

Все как всегда. Мы к ним мирно немножко пограбить зашли, а эти наглые и агрессивные давай защищаться...

+27
ответить

2011➦Sergej Telev14.05.24 17:47

Вот-вот, что этот мирный главарь римского ЧВК там вообще делал?

+0
ответить

SHIVA14.05.24 14:14

ой да ел он.
штож он дебил.

+-3
ответить

SHIVA14.05.24 14:13

понтийцев понтовались много, наверно,
а армяне и щас агрессивные и весьма тупые идиоты.
ну ,может и не все сразу, но как то так...

+-3
ответить

MarikaB➦SHIVA14.05.24 20:59

Да. У них глубокая историческая травма как ишака колючка бесит - какие-то римские гопники прискакали-порушили прекрасное армянское царство Тиграна Великого.

+0
ответить

SHIVA➦MarikaB14.05.24 21:45

мусульманам до ,например грузинов ( а у них язык от арамейского) как до неба.

В смысле христианство даже сильно искаженное более прогрессивно к технике и экономике.

Люблю христианство, ещё буддизм и кришнаизм с суфизмом и больше всех Дао.
Дао рулит однозначно.

Кому есть дело до моих представлений о представлениях.

Или "есть удивительная стройность в пении прибрежных камышей"

А эти " падает снег и ведь каждая снежинка на своем месте"

надо найти бы их юмор. Наверно вообще улёт.

+0
ответить

Hayk➦SHIVA22.05.24 13:24

маладец, пилят

+1
ответить

edvins14.05.24 13:01

Битва при Арташате — война между Римской республикой и Армянской империей в 68 году до нашей эры . Пока римской армией командовал проконсул Луций Лициний Лукулл , во главе армянской армии стоял Тигран Великий , а командующим в армянской армии служил также беженец понтийского императора Митридата Великого . Война завершилась решительной победой армян, а с бегством Лукулла римская армия была отброшена из Армении. (с)

+-5
ответить

edvins➦edvins14.05.24 14:11

То есть армяне разбили Лукулла и он с награбленным бежал в Рим. А в Риме его отстранили от должности и заменили на Гнея Помпея Великого, который и завершал эту военную кампанию. А после завершения отправился в Сирию и переселил тамошних евреев из окрестностей Иершалаима в теперешнюю Днепропетровскую область. Лукулл же с горя запил.

+0
ответить

finnn ➦edvins14.05.24 14:37

"В торжественном шествии приняли участие боевые колесницы и знатные пленники, воины несли 110 кораблей, золотую статую и осыпанный жемчугом щит Митридата", - из описания триумфа Лукулла. Про решительную победу армян, вероятно известно от пресс-службы Тиграна II-го :) У монархов все СМИ подконтрольны, ситуация Лукулла принципиально иная. С цифрами поверженных врагов он, конечно, налукавил, но превратить поражение в победу ему вряд ли дали бы.

+8
ответить

v450➦finnn14.05.24 15:13

Это edvins, он живет в собственном мире.

+0
ответить

edvins➦finnn14.05.24 15:15

Чтобы воспрепятствовать соединению обоих царей, он двинулся против Тиграна. Но дорогой легионы Фимбрия возмутились и расстроили свои ряды, утверждая, что им уже дана отставка и что Лукулл не имеет более права приказывать им что-либо. Всеми покинутый военачальник обращался с просьбами к каждому в отдельности, перебегал униженно и со слезами на глазах от одной палатки к другой и с мольбами останавливал солдат; но все наотрез отказывались за ним следовать. Солдаты бросали перед ним свои пустые кошельки и говорили, чтоб он один сражался с неприятелями, так как он один умеет и обогащаться. Наконец фимбрийцы дали себя уговорить другим солдатам и согласились остаться еще на лето, но с тем, что если в течение этого времени не представится случая к битве с неприятелем, то он должен их отпустить. Так и случилось. Солдаты оставались в сборе до осени, но Лукулл не мог употребить их в дело, между тем как конница Митридата рыскала по всей Каппадокии вплоть до Вифинии. «Что при таких обстоятельствах римское войско невредимым возвратилось из Армении в Малую Азию, то это составляет верх военного искусства и, по нашему мнению, оставляет далеко за собой отступление Ксенофонта. Успех римского отступления более всего, конечно, объясняется превосходством римской и негодностью восточной тактики; но, во всяком случае, дело это должно упрочить руководителю этого движения почетное место среди военных знаменитостей первой величины. Если имя Лукулла в числе их обыкновенно не встречается, то обстоятельство это, по всей вероятности, должно быть приписано только тому, что, с одной стороны, до нас не дошел никакой сколько-нибудь сносный военный отчет о его походах, а с другой стороны, в войне значение придается главным образом окончательному результату».
Окончательный же результат восьмилетнего похода, на первый взгляд, действительно был равен нулю. Лукулл сообщал в Рим, что все царство Митридата находится в его власти; затем явились посланные от сената для устройства провинции в Понте, но они застали его снова во

+-2
ответить

edvins➦edvins14.05.24 15:16

власти Митридата и при этом убедились, что Лукулл не может даже самим собой располагать свободно и вынужден сносить всяческие обиды и посрамление со стороны своих собственных солдат. Вскоре прибыл Помпей, которому после окончания войны с пиратами поручено было, вместо Глабриона и Лукулла, верховное начальство в войне с Митридатом (66), и принял в свое ведение армию и провинции Лукулла.

+-3
ответить

edvins➦edvins14.05.24 15:23

И так как Помпей изгнал евреев, а Лукулл находился в оппозиции к нему, то само собою евреи восхваляют этого посредственного военачальника. Который к тому же под старость сошел с ума.

+-4
ответить

edvins➦v45014.05.24 15:36

Я уже писал, что не удосужился обзавестись совковым образованием. А у них там в истории одни евреи от египтян до мессии Кира, Карфагена и так далее. Узкая специализация. Если отец химии, то Мендель-еев, супер-композитор -Рубинштейн. А кто основал первую химическую кафедру в России? Не знаете? То то же!

+-5
ответить

Super Vegeta➦edvins14.05.24 15:56

А, понятно.
Если до этого твоего высера я ещё не знал, какую сторону мнения выбрать, то теперь догадайся с трёх раз.
Дебил ты, латышонок.
И не факт, что не потомок добровольных колаборантов.
Не зря именно в Латвии нациков чуть ли не героями считают.

+4
ответить

edvins➦Super Vegeta14.05.24 17:37

Когда ты на днях скопипастил рассказик раввина Давида Хофмана, я тоже охладел к тебе.

+-4
ответить

2011➦finnn14.05.24 17:44

Кораблей маловато. Надо нулей пару добавить.
А серьезно - ну какие корабли, да еще в таком количестве у киликийцев. Круче этого только 150000 армянское войско.

+5
ответить

Super Vegeta➦edvins14.05.24 18:27

Нашёл ещё одну версию, уже с (относительно) конкретными именами (и авторства упомянутого раввина).
https://www.queensjewishlink.com/index.php/torah/71-stories-of-greatness/7582-the-dreadful-scar
И чё?

+0
ответить

Sedge➦edvins14.05.24 18:50

Вроде, никто не спрашивал о твоём образовании. Смешно получается: "Я там не учился, но там не учат". Евреев, для чего-то приплел. Комплексы?

+4
ответить

Super Vegeta➦Sedge14.05.24 18:54

Антисемитус вульгарис - вульгарный антисемит. :)

+2
ответить

edvins➦Super Vegeta14.05.24 20:39

Люблю "Вегету" приправу, где пастернак и сельдерей.

+-1
ответить

edvins➦Super Vegeta14.05.24 20:40

А раввинов я регулярно слушаю, записываю на флешку на толдоте. К примеру всю еврейскую историю рава Шестака прослушал.

+-1
ответить

edvins➦201114.05.24 20:42

Очевидно несли ростры с кораблей, но автор был не в курсе этой детали.

+0
ответить

Super Vegeta➦edvins14.05.24 21:09

Ниугадалъ. :)

+0
ответить

Super Vegeta➦edvins14.05.24 21:26

Да знаю я.
Сам ржал, когда МОЙ вариант встретил (это было явно после твоего).
Но ты всё равно НИУГАДАЛЪ!
https://www.deviantart.com/zaempera/art/Vegeta-Food-Seasoning-428061092

+0
ответить

Plato14.05.24 12:41

По итогам сражения армяне потеряли 100 тысяч воинов, а Лукулл — 5 легионеров
------------
Пиздеть тоже надо уметь, в эпоху холодного оружия, а не итало-абиссинской войны бомбами с ипритом против копий, такое соотношение потерь просто невозможно.

+9
ответить

Plato➦Plato14.05.24 12:47

Да, кстати римская провинция Азия (бывшее Пергамское царство) занимала примерно 1/10 современной Турции, а от всей Азии менее 0,15%, так что и строки в резюме: «Руководил Азией», римляне понимали так как и это следует, видимо и с соотношением потерь та же история.

+1
ответить

Koshiku➦Plato14.05.24 13:16

Да хрен с ними с потерями, в эпоху холодного оружия чтобы 11 тысяч легионеров перебили сто тысяч врагов - нужно было где-то на передовой ставить немаленький мечеточильный заводик. Даже с учётом ауксилиариев (которых могло быть ещё столько же, и потери среди которых никто не считал). Даже если предположить, что Тигран Великий настолько достал всех соседей, что они собрали сопоставимое по численности войско.

В сражениях той эпохи 10% потерь убитыми - уже очень много, особено учитывая, что с конницей у римлян всё было довольно плохо (сословие всадников - это люди, которые с коня командовали, кавалерия всегда набиралась из покорённых племён), и организовать преследование и резню среди бегущего врага было трудно.

Это если не говорить о том, что количество взятых пленных (читай, рабов) при победе практически всегда было больше, чем убитых - по каковому признаку к Лукуллу и возникли вопросы: предъявить убитых трудновато, зато захваченных рабов видно невооружённым глазом.

+6
ответить

SirBIG14.05.24 12:31

Почему-то вспомнилось, как российская императрица говорила про потери турков писать больше, жалко что ли их, басурман...

+14
ответить

Sim➦SirBIG14.05.24 22:24

Это в каждой войне так. Потери врага преумножают на бумаге, о своих молчок.

+1
ответить

Общий рейтинг комментаторов
Рейтинг стоп-листов

Рейтинг@Mail.ru