История №1485430
Операция «Медведка 19»
В июне 1982 года в небе над Ливаном развернулось крупнейшее со времен Второй мировой войны воздушное сражение. С обеих сторон в них участвовало около 350 самолётов. Согласно оценкам участников событий, в отдельных фрагментах боёв одновременно участвовало по 120—200 боевых машин.
В ходе сражения израильские ВВС уничтожили практически все размещенные в Ливане сирийские системы ПВО советского производства, а в воздушных боях сбили 82 сирийских МиГа, не потеряв ни одного своего самолета.
В СССР рассчитывали с помощью Арафата расширить свое влияние в арабском мире, сильно пошатнувшееся после тотального разгрома сателлитов СССР - Сирии и Египта в войнах 1967 и 1973гг., и потому не скупились: к палестинцам шел поток советских вооружений: танки, артиллерия, ПЗРК, ПТУР, стрелковое оружие. По данным немецкого журнала «Шпигель» полученного палестинцами советского оружия хватило бы на вооружение 500-тысячной армии. В то время как в самом СССР в самом СССР граждане зачастую не могли купить самых элементарных вещей и продуктов: https://www.youtube.com/watch?app=desktop&v=lLtcrYcMw68 https://dzen.ru/a/Y4zaZbPxrkhdDPIK)
Подготовка палестинских боевиков проходила в СССР: в 165-ом Учебном центре по подготовке иностранных военнослужащих (УЦ-165) Генштаба в Крыму, на Высших офицерских курсах «Выстрел» в подмосковном Солнечногорске, диверсионных школах КГБ и ГРУ под Москвой (в Балашихе), Николаевым (поселок Привольное), Оренбургом (Тоцкие лагеря), в туркменском городе Мары. Там прошли учебу тысячи палестинских террористов. За спиной палестинцев стояла сирийская армия, полностью оснащенная советским оружием и управляемая тысячами советских военных советников, во главе с Главным военным советником - советником министра обороны Сирии генерал-полковником Г. Яшкиным.
Тысячи советских офицеров находились на всех звеньях управления сирийскими войсками – от батарей и рот до министерства обороны Сирии.
Сирийские войска под командованием советских военных советников оккупировали стратегически важные районы Ливана.
Сотни танков и самолетов СССР передал сирийцам в соответствии с договором между СССР и Сирией о дружбе и сотрудничестве от 1980г. Всего СССР подарила сирийцам вооружений на 28 миллиардов долларов.
В 1981 году началось новое обострение обстановки в Ливане, связанное с нападением сирийских войск на христианский город Захле в долине Бекаа. Сирийские войска продвинулись на север в горные районы к северу от шоссе Дамаск — Бейрут и к северо-востоку от Бейрута. В июле 1981 года боевики ООП подвергли обстрелу из 130-мм дальнобойных орудий и систем залпового огня «Град» 33 израильских города (Кирьят-Шмона, Нагария, Метула и другие) и сельскохозяйственные поселения вдоль северной границы Израиля. Всего с 10 по 20 июля 1981 ООП выпустила по северу Израиля 1970 «Катюш»* (По 200 ракет в день, что даже чуть меньше чем в сентябре 2024 года, когда Хезбалла запускала по Израилю около 300 ракет в день), в результате погибло 6 израильтян, а 111 было ранено. Жизнь в ряде северных городов была парализована, многие жители были вынуждены покинуть свои дома. 5 апреля 1982 года в Париже был убит израильский дипломат Яаков Бар-Симантов. Тремя днями раньше лица в масках обстреляли из автоматического оружия израильскую торговую миссию, расположенную вблизи посольства. Террористам удалось скрыться. 3 июня 1982 года израильский посол в Великобритании Шломо Аргов вышел из отеля «Дорчестер» в Лондоне. Поджидавший его палестинский террорист выстрелил и тяжело ранил Аргова в голову. Израиль решил, что в этой ситуации он не может более оставаться равнодушным.
«Шлом а-Галиль» (Мир Галилее) – так Генштаб ЦАХАЛа назвал вторжение израильских войск в Ливан, начавшееся 6 июня 1982г.
Согласно боевым планам, израильские войска должны были полностью ликвидировать палестинские террористические формирования в южном Ливане, а затем, наступая к столице Ливана – Бейруту, перерезать стратегически важную дорогу Бейрут-Дамаск, окружить части сирийской армии в Ливане после чего все эти окруженные группировки сирийских войск и палестинских террористов должны были быть уничтожены одна за другой.
В ходе операции "Мир Галилее" перед израильскими ВВС была поставлена задача захвата абсолютного господства в воздухе. Воздушное наступление израильской авиации получило название операция "Медведка 19".
В составе находившейся в Ливане группировки сирийских войск были четыре бригады ПВО, оснащённые советскими зенитно-ракетными комплексами(ЗРК) «Квадрат», С-75М «Волга» и С-125М «Печора». В ночь с 9 на 10 июня 1982 года на территорию Ливана были дополнительно введены 82-я смешанная зенитно-ракетная бригада и три зенитно-артиллерийских полка.
С учетом этого, в Ливане находилось 24 сирийских зенитно-ракетных дивизиона, развернутых плотным боевым порядком протяжённостью 30 км по фронту и 28 км в глубину. По свидетельству советских военных специалистов, такой плотной концентрации сил ПВО не было нигде в мире.
Основным назначением этих сил было прикрытие сирийских войск в Ливане, где было сконцентрировано не менее 600 танков.
Операция началась в 4 часа утра 9 июня.
Ливан. 1982 год
В соответствии с оперативными планами генштаба ЦАХАЛа, начались разведывательно-демонстративные полеты больших групп израильских самолетов в непосредственной близости от боевых порядков сирийских средств ПВО.
За 4 часа до первого удара израильская авиация усилила ведение всех видов разведки (радиотехнической, радиолокационной, телевизионной) специально оборудованными самолетами. Они засекали рабочие частоты радиолокационных станций(РЛС) и аппаратуры наведения сирийских ракетных комплексов. Самолеты - разведчики, вызывая на себя огонь сирийских ЗРК, тем самым отводили его от боевых самолетов.
Впервые в мире израильтяне широко использовали беспилотные самолеты-разведчики AQM-34, Мастиф и Scout. Летая над позициями противника, они вели прямую телевизионную трансляцию изображения на командные пункты. Получая такую наглядную информацию, израильское командование принимало безошибочные решения на нанесение ракетных ударов.
Другие модификации БПЛА были оборудованы отражателями РЧ-излучения, которые отражали излучение РЛС такой интенсивности, как будто это были ударные самолеты.
Беспилотники также перехватывали и анализировали излучение РЛС противника и ретранслировали их на наземные станции или самолеты в воздухе.
И, наконец, некоторые из БПЛА были оборудованы лазерными целеуказателями для подсветки целей, предназначенных для атаки ракетами с лазерным наведением.
Операция подавления ЗРК началась серией разведывательных полетов БПЛА оснащенных ТВ-камерами. Как только один из них обнаруживал батарею ЗРК и передавал ее изображение наземному командованию, в воздух поднимались еще два БПЛА, один - в качестве ложной цели, имитирующей атакующий самолет, чтобы заставить батарею ЗРК включиться на излучение, второй - оснащенный аппаратурой для перехвата излучения РЛС ЗРК, его анализа и ретрансляции на борт самолетов E-2C Hawkeye, оборудованные РЛС раннего обнаружения и средствами РЭБ.
Полученная информация о параметрах излучения обрабатывались бортовыми компьютерами самолетов, чтобы выдать в реальном масштабе времени данные наведения противорадиолокационных ракет. После этого осуществлялся пуск противорадиолокационной ракеты по выявленному обьекту.
Когда противник выключал свои РЛС, лишая израильские ракеты электромагнитного луча самонаведения, израильтяне поднимали в воздух БПЛА с лазерным целеуказателем и ударные самолеты, вооруженные ракетами с лазерным наведением AGM-65 Maverick. Сразу же после поражения РЛС, ослепшая батарея ЗРК атаковалась кассетными бомбами, которые уничтожали и её саму и средства её транспортировки.
Удары по сирийским позициям также наносились ракетами класса «земля-земля», дальнобойной и реактивной артиллерией, при этом использовались боеприпасы, обладающие способностью наводиться на цель с помощью инфракрасного и лазерного луча.
Через 10-12 минут после ракетного удара по сирийским позициям, был нанесен удар силами около 100 самолетов. Израильские самолеты уничтожали оставшиеся сирийские РЛС и пусковые установки, причем с дальностей, превышающих радиус действия сирийских зенитных ракет средней дальности (с рубежа 60-80км).
Таким образом, за сутки ведения операции израильтяне уничтожили подавляющее большинство сирийских зенитно-ракетных бригад.
Одновременно в небе Ливана разворачивалось крупнейшее воздушное сражение. ВВС Сирии имели преимущество по истребителям, а ВВС Израиля по истребителям-бомбардировщикам. С обеих сторон в нем участвовало около 350 самолетов, причем одновременно в воздушных схватках вели бой по 120-200 самолетов. Сражение превратилось в настоящую бойню. 9 июня израильские летчики-истребители сбили 29 сирийских самолетов, 10 июня счет воздушных побед израильтян вырос еще на 30 вражеских самолетов, а 11 июня противник потерял еще 19 своих самолетов. Всего сирийцы потеряли в воздушных боях 9-11 июня 82 своих самолетов МиГ-21, МиГ-23 и Су-22.
Это была абсолютная победа израильтян в воздухе. «Оглушенные» и «ослепленные» сирийские летчики попадали под внезапные удары израильских ракет класса «воздух-воздух», способных поражать цели с больших дальностей и под различными ракурсами. Как только израильский летчик обнаруживал сирийский МиГ, все, что он должен был сделать, так это наложить символ целеуказания на самолет противника, нажать кнопку применения оружия для задействования наиболее соответствующей, выбранной компьютером, системы оружия. Вся остальная работа делалась ракетой Sidewinder.
Абу Джихад (Дайяб Абу Джахья) — уроженец Ливана и бывший активист ХАМАСа, — глава Арабской европейской лиги ( AEL) свидетельствует:
"Все смотрели в воздух. Я тоже посмотрел наверх - и увидел одно из самых захватывающих дух зрелищ, которые мне когда-либо доводилось наблюдать. Прямо над нашими головами развернулось сражение сотен истребителей. Израиль бомбардировал сирийские ЗРК, и теперь сирийские истребители пытались предотвратить уничтожение остатков сирийского ПВО.
На наших глазах разворачивалась весьма трагическая картина. Израильские истребители подстреливали сирийские самолеты один за другим, как мух, и поддержка сирийского ПВО с земли была бесполезной.
Израильские пилоты имели в своем распоряжении современные F-14, F-15 и F-16, в то время как у сирийцев были по большей части более старые советские МИГи. Это было похоже на автогонку между новой Феррари и старой Тойотой: каким бы хорошим водителем ты ни был, у тебя нет ни малейшего шанса на победу."
Израильская победа обозначила и техническую отсталость советских вооружений, значительно уступавших израильскому и американскому оружию и боевым технологиям, а также показала порочность советской тактики воздушной войны и построения систем ПВО.
Произошедшее казалось невероятным, ведь в Восточном Ливане была создана наивысшая в мире концентрация средств ПВО. На относительно небольшой площади примерно 25х30 километров размещались 15 дивизионов ЗРК "Квадрат", два дивизиона ЗРК С-75М и два дивизиона ЗРК С-125М, то есть, в общем счете 19 дивизионов ЗРК (отсюда, кстати, цифра "19" в названии израильской операции). Как писал начальник штаба армейской ПВО генерал-лейтенант Александр Маслов, дивизионы обеспечивали троекратное взаимное прикрытие.
Кроме того, там находились 17 батарей зенитной артиллерии, 51 ЗСУ "Шилка" и 47 отделений ПЗРК "Стрела-2". Такой оперативной плотности зенитных средств не было даже на передовых рубежах противостояния с НАТО в Европе и вокруг наиболее важных стратегических объектов Советского Союза. В Ливане многолетними усилиями сирийцев и советских военспецов была создана "образцово-показательная" группировка ПВО, которую в Москве и Дамаске считали неуязвимой для любых средств воздушного нападения, кроме ядерных.
И всю эту группировку израильтяне уничтожили буквально за несколько часов. Причем уничтожили без потерь, а большинство ЗРК не успело произвести ни одного ракетного пуска.
Военная катастрофа в Ливане произвела шоковое впечатление на руководство СССР. Уже в сентябре 1982г. в Москве был собрано совещание в ЦК КПСС, посвященное разбору прошедших в Ливане боев, куда на "ковер" было вызвано командование Советской Армии и руководители ВПК. Им пришлось дать ответ за провальную неготовность советского оружия к современной войне.
Однако дальше угроз дело не пошло. Тем более, что за производственников вступился министр обороны Устинов. По словам присутствовавшего на "экзекуции" заведующего отделом Ближнего Востока в МИДе Олега Гриневского, он заявил: "Оружие у нас отличное, а арабы - трусы и хреновые солдаты!" И вообще, ничего особенного в Ливане не произошло, а "вероломный Асад" распространяет лживые вымыслы о неэффективности советского оружия. На этом и успокоились...
Разумеется, советские СМИ ничего не сообщали о произошедшем в Ливане.
И опять СССР в авральном порядке вынужден был собирать группировку ПВО и отправлять ее на замену разбитой. Причем это уже была советская группировка, которая находилась в Сирии до 1984 года.
Российский политолог Александр Храмчихин в статье «Военное строительство в России», опубликованной в 2005 году:
«Советская армия к концу 80-х очень серьезно отстала от западных армий по целому ряду важнейших параметров, – писал он. – Списать разгром, который израильская авиация учинила сирийской системе ПВО в Ливане 9—10 июня 1982 года на обычную недееспособность арабов было нельзя: даже израильтяне признавали, что сирийцы воевали на этот раз хорошо, кроме того, в кабинах уничтоженных ЗРК сидели рядом с сирийцами и советские инструкторы. Просто противник воевал уже по-новому, а мы — еще по-старому».
Вспоминая те дни, чешский генерал, служивший в 1982 году в штаб-квартире Организации Варшавского договора в Москве сказал, что разгром, учиненный Израилем в Ливане, убедил многих членов советского руководства в несостоятельности социалистической системы, подтолкнув их к мысли о неизбежности реформ. По его словам, именно блестящая операция израильской армии в Ливане привела к началу перестройки и распаду Советского Союза. Данная версия анекдотична: СССР сгнил и развалился сам по себе, потеряв к концу 1980х способность даже прокормить своих граждан...
Операция «Медведка 19» – была рассекречена лишь 20 лет спустя, вошла в историю военного искусства.
Но она не утратила актуальности и в контексте последних событий. В Сирии все так же стоят на боевом дежурстве российские зенитно-ракетные комплексы, которые должны противостоять, главным образом, израильской авиации. Правда, на смену устаревшим ЗРК «Квадрат», С-75 и С-125 пришли относительно новые «Панцири» и С-300, и даже разработанный уже в XXI веке С-400. Но и парк израильских ВВС за минувшие десятилетия существенно обновился.
+-26–
Проголосовало за – 46, против – 72