Говорят Александр Дюма написал Мушкетеров переписав книгу менее удачливого коллеги.
Ильф и Петров тоже не были авторами идеи 12 стульев.
И наверняка таких случаев ещё куча. Главное не сюжет. Главное - как книга написана, интересно её читать или нет.
Alexander_A ★➦Megafanat• 30.10.24 14:42
Ага. Только этой истории уж больно далеко до перечисленных Вами.
finnn ★➦Megafanat• 30.10.24 16:50
Дюма взял из "Воспоминаний д'Артаньяна" только имя героя, никаких сюжетных линий там нет. Ильфу и Петрову Катаев продал за золотой портсигар сюжет французского детектива "Шесть Наполенов", но разве в "стульях" сюжет важен? То же и в "Гамлете", - при внешней схожести история другая.
"Короля Лира" чуть ли не двести лет ставили с хеппи-эндом. Согласно исторической истине.
Насколько был ненавистен Макбет? Ну, во время правления он спокойно съездил в Рим. Тогда это была поездка не на день и не на два. Но он не боялся что скинут.
НМ ★★➦Omeganian• 31.10.24 00:05
Насчет Шекспира и, в том числе, "Гамлета" еще Л.Н. Толстой прекрасно написал, в трактате "О Шекспире и о драме":
"Помню то удивленье, которое я испытал при первом чтении Шекспира. Я ожидал получить большое эстетическое наслаждение. Но, прочтя одно за другим считающиеся лучшими его произведения: «Короля Лира», «Ромео и Юлию», «Гамлета», «Макбета», я не только не испытал наслаждения, но почувствовал неотразимое отвращение, скуку и недоумение о том, я ли безумен, находя ничтожными и прямо дурными произведения, которые считаются верхом совершенства всем образованным миром, или безумно то значение, которое приписывается этим образованным миром произведениям Шекспира. Недоумение мое усиливалось тем, что я всегда живо чувствовал красоты поэзии во всех ее формах; почему же признанные всем миром за гениальные художественные произведения сочинения Шекспира не только не нравились мне, но были мне отвратительны? Долго я не верил себе и в продолжение пятидесяти лет по нескольку раз принимался, проверяя себя, читать Шекспира во всех возможных видах: и по-русски, и по-английски, и по-немецки в переводе Шлегеля, как мне советовали; читал по нескольку раз и драмы, и комедии, и хроники и безошибочно испытывал все то же: отвращение, скуку и недоумение. Сейчас, перед писанием этой статьи, 75-летним стариком, желая еще раз проверить себя, я вновь прочел всего Шекспира от «Лира», «Гамлета», «Отелло» до хроник Генрихов, «Троила и Крессиды», «Бури» и «Цимбелина» и с еще большей силой испытал то же чувство, но уже не недоумения, а твердого, несомненного убеждения в том, что та непререкаемая слава великого, гениального писателя, которой пользуется Шекспир и которая заставляет писателей нашего времени подражать ему, а читателей и зрителей, извращая свое эстетическое и этическое понимание, отыскивать в нем несуществующее достоинство, есть великое зло, как и всякая неправда...
... Шекспир берет очень недурную в своем роде старинную историю о том: Avec quelle ruse Amleth qui depuis fut Roy de Dannemarch, vengea la mort de son père Horwendille, occis par Fengon, son frère et autre occurence de son histoire [С какой хитростью Амлет, ставший впоследствии королем Дании, отомстил за смерть своего отца Хорвендилла, убитого его братом Фенгоном, и прочие обстоятельства этого повествования], или драму, написанную на эту тему лет 15 прежде его, и пишет на этот сюжет свою драму.
В легенде личность Гамлета вполне понятна: он возмущен делом дяди и матери, хочет отомстить им, но боится, чтобы дядя не убил его так же, как отца, и для этого притворяется сумасшедшим, желая выждать и высмотреть все, что делается при дворе. Дядя же и мать, боясь его, хотят допытаться, притворяется ли он, или точно сумасшедший, и подсылают ему девушку, которую он любил. Он выдерживает характер, потом видится один на один с матерью, убивает подслушивающего придворного и обличает мать. Потом его отправляют в Англию. Он подменивает письма и, возвратившись из Англии, мстит своим врагам, сжигая их всех.
Все это понятно и вытекает из характера и положения Гамлета. Но Шекспир, вставляя в уста Гамлета те речи, которые ему хочется высказать, и заставляя его совершать поступки, которые нужны автору для подготовления эффектных сцен, уничтожает все то, что составляет характер Гамлета легенды. Гамлет во все продолжение драмы делает не то, что ему может хотеться, а то, что нужно автору: то ужасается перед тенью отца, то начинает подтрунивать над ней, называя его кротом, то любит Офелию, то дразнит ее и т. п. Нет никакой возможности найти какое-либо объяснение поступкам и речам Гамлета и потому никакой возможности приписать ему какой бы то ни было характер.
Но так как признается, что гениальный Шекспир не может написать ничего плохого, то ученые люди все силы своего ума направляют на то, чтобы найти необычайные красоты в том, что составляет очевидный, режущий глаза, в особенности резко выразившийся в Гамлете, недостаток, состоящий в том, что у главного лица нет никакого характера"
Мне шекспировский вариант всегда казался непонятным, слишком запутанным. А вот первоначальный - просто и со вкусом!
Гарик О ★➦SudokuFan• 30.10.24 14:49
первоначальный это какой?
сюжетов с Гамлетом было не меньше полудюжины, сам лично их читал и тихо ржал.
Шекспировский вариант лучший.
НМ ★★➦SudokuFan• 31.10.24 00:12
См. цитату из Толстого в моем ответе на коммент Омеганяна.
Первоначальный - это у Саксона Грамматика (около 1200 года):
"Датский феодал Горвендил прославился силой и мужеством. Его слава вызвала зависть норвежского короля Коллера, и тот вызвал его на поединок. Они условились, что к победителю перейдут все богатства побеждённого. Поединок закончился победой Горвендила, который убил Коллера и получил всё его достояние. Тогда датский король Рёрик отдал в жёны Горвендилу свою дочь Геруту. От этого брака родился Амлет.
У Горвендила был брат, Фенгон, который завидовал его удачам и питал к нему тайную вражду. Они оба совместно правили Ютландией. Фенгон стал опасаться, что Горвендил воспользуется расположением короля Рёрика и приберёт к рукам власть над всей Ютландией. Несмотря на то, что для такого подозрения не было достаточных оснований, Фенгон решил избавиться от возможного соперника. Во время одного пира он открыто напал на Горвендила и убил его в присутствии всех придворных. В оправдание убийства он заявил, что будто бы защищал честь Геруты, оскорблённой своим мужем. Хотя это было ложью, никто не стал опровергать его объяснений. Владычество над Ютландией перешло к Фенгону, который женился на Геруте. До этого между Фенгоном и Герутой близости не было.
Амлет был в тот момент ещё очень юн. Однако Фенгон опасался, что, став взрослым, Амлет отомстит ему за смерть отца. Юный принц был умён и хитёр. Он догадывался об опасениях своего дяди Фенгона. А для того чтобы отвести от себя всякие подозрения в тайных намерениях против Фенгона, Амлет решил притвориться сумасшедшим. Он пачкал себя грязью и бегал по улицам с дикими воплями. Кое-кто из придворных стал догадываться, что Амлет только притворяется безумным. Они посоветовали сделать так, чтобы Амлет встретился с подосланной к нему красивой девушкой, на которую возлагалось обольстить его своими ласками и обнаружить, что он отнюдь не сошёл с ума. Но один из придворных предупредил Амлета. К тому же оказалось, что девушка, которую выбрали для данной цели, была влюблена в Амлета. Она тоже дала ему понять, что хотят проверить подлинность его безумия. Таким образом, первая попытка поймать Амлета в ловушку не удалась.
Тогда один из придворных предложил испытать Амлета таким способом: Фенгон сообщит, что он уезжает, Амлета сведут с матерью, и, может быть, он откроет ей свои тайные замыслы, а советник Фенгона подслушает их разговор. Однако Амлет догадался о том, что всё это неспроста: придя к матери, он повёл себя как помешанный, запел петухом и вскочил на одеяло, размахивая руками. Но тут он почувствовал, что под одеялом кто-то спрятан. Выхватив меч, он тут же убил находившегося под одеялом советника короля, затем разрубил его труп на куски и бросил в сточную яму. Совершив все это, Амлет вернулся к матери и стал упрекать её за измену Горвендилу и брак с убийцей мужа. Герута покаялась в своей вине, и тогда Амлет открыл ей, что он хочет отомстить Фенгону. Герута благословила его намерение.
Соглядатай был убит, а Фенгон ничего не узнал и на этот раз. Но буйство Амлета пугало его, и он решил избавиться от него раз и навсегда. С этой целью он отправил его в сопровождении двух придворных в Англию. Спутникам Амлета были вручены таблички с письмом, которое они должны были тайно передать английскому королю. В письме Фенгон просил казнить Амлета, как только он высадится в Англии. Во время плавания на корабле, пока его спутники спали, Амлет разыскал таблички и, прочитав, что там было написано, стёр своё имя, а вместо него подставил имена придворных. Сверх того он дописал, что Фенгон просит выдать за Амлета дочь английского короля. Придворных по приплытии в Англию казнили, а Амлета обручили с дочерью английского короля.
Прошёл год, и Амлет вернулся в Ютландию, где его считали умершим. Он попал на тризну, которую справляли по нём. Ничуть не смутившись, Амлет принял участие в пиршестве и напоил всех присутствующих. Когда они, опьянев, свалились на пол и заснули, он накрыл всех большим ковром и приколотил его к полу так, чтобы никто не смог выбраться из-под него. После того он поджёг дворец, и в огне сгорел Фенгон и его приближённые.
Амлет становится королём и правит с женой, которая была достойной и верной супругой. После её смерти Амлет женился на шотландской королеве Гермтруде, которая была ему неверна и покинула своего супруга в беде. Когда после Рёрика королём Дании стал Виглет, он не пожелал мириться с независимым поведением Амлета, который являлся его вассалом, и убил его в битве"
лет 30 с лишним назад работал в библиотеке с материалами, и под руку случайно попался томик. Название не помню конечно, что-то похожее на "Бродячие сюжеты в литературе". Половина сюжетов Шекспировских пьес там. )))
Ну уж прямо... "Европейские актеры отказывались ставить..." У актеров никто не спрашивал, что ставить. Единственный случай: в Вене актер сказал императору, что будет два Гамлета, один на сцене, другой - в зале. Император поблагодарил, дал денег, отменил пьесу.
А вообще история с наследованием престола следующая. По указу Петра Первого император мог назначить наследником кого угодно вообще. Анна Петровна, выходя замуж, отказалась от наследования российского престола за себя и за своих потомков. Потом ее сына Елизавета Петровна выписала из Голштинии, не имея собственных законных детей. Не знаю, формально объявила ли она будущего Петра Третьего своим наследником, но он им стал. А как же с отречением Анны? Петр никого своим наследником не назначил, да и короноваться не торопился. Павла в своих рескриптах не упоминал. А вот Екатерина, совершив переворот, Павла наследником престола назвала.
А в пьесе мать Гамлета - законная государыня, пока она жива - Гамлету ловить нечего. Убивать мужа, конечно, нехорошо, но он ее подданный, да.
Kelder➦Palustrus• 30.10.24 22:40
Ну а потом уже сынок Павла был замешан в перевороте и убийстве собственного отца. По русской истории можно вообще такие сюжеты делать что всяким датским принцам и не снились.
Сил нет такое читать.
Надеюсь, автор на этом остановится, а то крашенных сюжетов - тьма. И не хочется встретить какую-нибудь Одиссею в его извращённом пересказе.
finnn ★➦Alexander_A• 30.10.24 13:01
"Одиссея" в извращённом пересказе уже есть. Называется "Энеида".
Alexander_A ★➦finnn• 30.10.24 13:52
Есть несколько Энеид.
Даже на украинском:
"Эней був парубок моторный.
Та хлопэць - хоч куды козак."
А есть ещё и Гоголевский вариант Одиссеи.
Но это всё именно краденный сюжет.
Omeganian ★➦finnn• 30.10.24 19:16
Очень была популярна в средние века. Поэтому Данте так глубоко в аду Одиссея и посадил.