Предупреждение: у нас есть цензура и предварительный отбор публикуемых материалов. Анекдоты здесь бывают... какие угодно. Если вам это не нравится, пожалуйста, покиньте сайт. 18+

История №1491475

Зацепил мэм про литературу от Рыси (насчёт 12-летних, вынужденных врубаться в несчастную жизнь 30-летних алкоголиков и дегенератов, описанных в классической русской литературе). Вспомнился ряд историй, связанных со школьной литературой и моим её изучением в советской школе.
Должен сказать, что за всю свою жизнь я встретил только пару филологов, которые смогли мне рассказать про красоту русской классики. Остальные десятка два люто ненавидели классическую русскую литературу. Видимо, понимали свою убогость и никчёмность в сравнении с гениями.
Итак, история первая: мне, как и моему другу-однокласснику Юрке, по пятнадцать лет. Мы учимся в 9 классе и изучаем (точнее, пытаемся изучать) "Кому на Руси жить хорошо". Надо сказать, что Юрка был из простой рабочей семьи, в которой оба родителя работали на заводе, а всего детей в семье было пятеро. Юрка был старшим. Таким образом, с учёбой у него не клеилось, но его родители твёрдо решили дать парню среднее образование, чем сильно удивили школьное начальство.
Я, будучи изначально более успешным учащимся, с класса с седьмого негласно помогал Юрке делать уроки, на чём, собственно, и базировалась наша дружба. При этом Юрка был очень неглупым парнем с, как сказал бы Л.С. Выготский, "обширной зоной ближайшего развития". С ним было интересно, он много умел и знал (по сравнению с интеллигентским мальчонкой, коим был я).
Именно из-за Юрки история, собственно говоря, и случилась.
Читая безсмертную поэму, Юрка неожиданно выдал: «Чёт я не понял!», чем меня очень заинтересовал. На мой вопрос «Что тебе непонятно-то?» было сообщено: «Смотри: дед внучке хочет обувь купить за два двугривенных. Это ж вроде 40 копеек?» Я говорю: «Да, 40 копеек, а что?» «Да ничего, только мы тут собирались Светке (Юркина младшая сестра) ботинки покупать, так они сорок рублей стоят. Родители сказали пока погодить, походить в прежних». Я, весь из себя такой комсомолец: «Ты не сравнивай дореволюционные деньги с нашими! Тогда рабочие получали несколько рублей в месяц. Для них это 40 копеек были как сейчас 40 рублей». Юрка буркнул под нос и продолжил чтение. Как на грех, нам тогда нужно было прочитать третью и четвёртую главы. Я-то умный – читал только критику да то, что учебнике было про произведение, а Юрка – вдумчивый, ему читать само произведение было интересно. И вот он доходит в четвёртой главе до каменотёса, который в день до пяти рублей серебром наколачивал. А тут уже и мой комсомольский задор слегка поугасл: всё ж Некрасов, врать-то не будет, а не складывается по всем математическим нормам. За пять рублей можно 12 пар обуви купить и ещё два гривенника останется (20 копеек). И это в день!
Понятно, что на следующий день на уроке литературы сей литературоведческий факт был мною (Юрка на литературе всё больше отмалчивался, стеснялся высказываться, а излагать, как в учебнике, не умел) донесён до нашей учительницы русского языка и литературы, а по совместительству, классным руководителем нашего 9А класса (единственного в параллели).
То, что последовало вслед за этим, честно говоря, было для меня, тогда вполне себе идейного комсомольца, неожиданно. Я был обвинён ни много ни мало как идеологической слепоте и подрыве советского строя, возведении поклёпа на великого русского писателя и чего-то там ещё (местами филологиня переходила на ультразвук, поэтому я не расслышал). Короче, в тот же было созвано внеочередное комсомольское собрание нашего класса, на котором в присутствии завуча по воспитательной работе классуха требовала исключить меня из организации (что было невозможно из-за падения показателей социалистического соревнования между школами района), либо вкатить строгий-престрогий выговор. Завуч была в здравом уме, а потому спустила всё на тормозах, попросив меня дать честное комсомольское, что я больше так не буду. Пришлось торжественно обещать «не читать русскую классику в подлиннике». Причём, если завуч поняла стёб, то филологиня – вообще нет.
Более всех переживал Юрка, еле отговорил его выступать в мою защиту. Потому как, что простительно мальчику из интеллигентной семьи, совершенно непростительно мальчику из рабочей семьи. Правда, понял я это позже, в другое время и в другом месте, а тогда просто отговорил.
+320
Проголосовало за – 387, против – 67
Статистика голосований по странам
Статистика голосований пользователей
Чтобы оставить комментарии, необходимо авторизоваться. За оскорбления и спам - бан.
94 комментария, показывать
сначала новые

Compiler25.11.24 12:06

А, и еще завис на цене детских ботинок в 40 рублей. Этого просто не может быть. Велосипед Орленок стоил столько. Обувь детская не стоила больше рублей 15 - это за дорогую зимнюю. Не, с рук какую-нибудь чешскую можно было и за сотню купить, но тут явно не тот случай

+0
ответить

Compiler25.11.24 11:50

"что простительно мальчику из интеллигентной семьи, совершенно непростительно мальчику из рабочей семьи"

кажется, в советское время чаще было ровно наоборот - социально близким прощалось куда больше.
(если что, школу я закончил в 85-м, воспоминания мои собственные, не с чужих слов)

+0
ответить

Novarg25.11.24 11:04

Если бы все учителя шли в профессию, потому умеют и любят, то что делают, а так же способны доносить свою любовь к предмету до людей и взращивать её в других, то с точки зрения эволюции нас должны были окружать глубоко сформированные как личности педагоги и их ученики.
Но статистика 95/5 работает и тут. Увы.

+0
ответить

митяй 25.11.24 07:05

А сколько пар обуви надо было пошить сапожнику вручную, чтобы наколотить в день 5 рублей, с учётом покупки сырья?

+0
ответить

Сцинк ➦митяй25.11.24 09:48

Думаю, за 40 копеек предполагалось купить не кожаные ботинки, а лапти, иначе действительно как-то слишком дёшево. Да и не ходили крестьяне тогда в кожаных ботинках.

+-1
ответить

Ryan25.11.24 00:02

Отчасти, Советский Союз и рухнул потому что коммунисты и их идеология выродились и не могли обьяснить даже школьникам базовых вещей. А Запад тратил сотни миллиардов на пропаганду и раскручивал мифы как там все замечательно живут...
Чтобы оценить дореволюционное время можно обратиться к воспоминаниям маршала Шапошникова: молодым офицером он получал в императорской армии 67 руб. жалованья, 9 руб. квартирных и по 30 коп. в сутки на караулы. Тратил он на обеды и ужины в месяц 12 руб., на квартиру 15 руб., на чай, сахар, табак, стирку – 10 руб., на обмундирование – 10 руб., на вычеты в батальон – 10-15 руб. После всего оставалось 11-16 руб., так что по мнению военачальника, жизнь была достаточно скромной, с чем трудно не согласиться. Для сравнения, тогда средний заработок рабочего был около 32 руб, а зарплата квалифицированного рабочего составляла в среднем 90 руб. в месяц.
По сравнению с поздним СССР цены на мясо, картошку, водку, обувь до революции были ~8-10 раз меньше. Но будет совсем неправильно пересчитывать уровень жизни путем умножения царских 90 руб для квалифицированного рабочего на десять. В СССР были всеобщая грамотность, бесплатные медицина и образование, крайне дешевое жилье и общественный транспорт, вполне доступные для всех театры, музеи, и т.п. Были также пенсии, большие ежегодные отпуска и 8 часовой рабочий день. Ничего такого до революции не было.

+7
ответить

Ryan➦Ryan25.11.24 00:25

Добавлю то, что другие тоже уже упоминали. Если каменотёс наработал товару на 5руб (за 12 часовой рабочий день?), то его зарплата за день не равна 5 рублям. Даже если он работает на себя нужно отдать долю владельцу карьера, потратить деньги на перевозку этих камней на склад, потратить или свое время или деньги на продажу товара покупателям в розницу. От силы, доля каменотёса будет ~1руб 50коп в день, или порядка, 40 руб в месяц.

+6
ответить

hauska➦Ryan25.11.24 05:55

Вот, взвешенный подход к истории, как мне представляется. Однако, по поводу "вырождения" коммунистической идеологии не соглашусь. Идеология вряд ли может выродиться, будь она коммунистическая или же христианская. "Вырождаются" носители этой идеологии, это правда, теряют к ней интерес, а как следствие, теряют квалификацию, я так думаю.

+4
ответить

Ryan➦hauska25.11.24 06:02

Спасибо на добром слове!
Возможно, Вы правы. К концу 70-х выродилась не сама идеология, а ее носители.

+2
ответить

AleM ➦Ryan25.11.24 09:30

Дед рассказывал, что у них в поволжской деревне до революции корова стоила три рубля.

+0
ответить

Flight1234524.11.24 22:54

Молодцы! Конечно, во времена Некрасова зарабатывали только рублями! :-D
Жалко что тогда ещё не выпускались червонцы и "Катьки" (банкнота 100 рублей) тогда бы точно утверждали, что он зарабатывал в день 50, а то и 100 рублей!
В те года были полтины и серебрянные КОПЕЙКИ! Так что скорее всего слова:
...
В день на пять серебром!
...
Некрасов говорил о 5 копеек серебром.
Я для большего понятия творчества поинтересуйтесь его работой в "Современнике"

+1
ответить

2011➦Flight1234525.11.24 00:19

Какие еще 5 копеек в день, хоть бы и серебром?!

По данным на 1853–1857 годы, средняя зарплата неквалифицированных строительных рабочих в Санкт-Петербурге составляла 49,6 копейки в день, в 1858–1862 годах —  60,8 копейки, а в 1863–1867 годах —  67,8 копейки. Таким образом, к середине 1860-х годов оплата труда строителей-чернорабочих существенно (на треть) возросла.
Или вот тут посмотрите:
https://statehistory.ru/3506/TSeny-iz-memuarov-russkikh-krestyan-18-19-vv/

+2
ответить

alex5448➦Flight1234525.11.24 07:21

В смыслене не выпускались? Были кредитные билеты по 10 рублей и по 50, были рубли из серебра, 3, 6, 12 рубля из платины, 5, 10 рублей из золота.
Я коллекционер монет и банкнот 40 лет.

+1
ответить

wolverine888824.11.24 22:50

Понятно, что ахунея полная по деньгам.
Рабочие не от хорошей жизни принялись резать "буржуев" с особым зверством.
Зарплаты рабочего (пусть даже и "начального уровня) впритык хватало на убогую ночлежку и минимальный скудны паёк.

+0
ответить

SKI➦wolverine888825.11.24 03:53

О жизни рабочих писал Горький в романе «Мать», и была она немного не такой, как советские школьные учебники рассказывали.
В 30-х годах садили только за разговоры, что при царе жилось лучше.

+2
ответить

wolverine8888➦SKI25.11.24 13:21

Ну то само собой.

+0
ответить

alexeirodionov➦wolverine888825.11.24 13:40

Глядя вокруг убеждаюсь, что как при хорошей так и при плохой жизни люди увлеченно и с удовольствием режут соседей. Конечно, их приходится инициировать. А зверство приложится.

+0
ответить

wolverine8888➦alexeirodionov25.11.24 14:10

Вы удивитесь, но сытый и зажиточный с меньшей вероятностью полезет кого-то резать.
С гораздо меньшей вероятностью.

У некоей организации под названием ИГ основная масса то ли бойцов, то ли боевиков - именно из обездоленных, кому нечего терять...

+0
ответить

Ярость_Сталина➦SKI25.11.24 14:27

Расскажи-ка о продолжительности рабочего дня и декретном отпуске, антисоветчик.

+0
ответить

MikeS24.11.24 22:48

Камнотес - до 5 рублей серебром?
В день?!
В середине XIX века?
Ну, да... ну да...

+5
ответить

pocetitel24.11.24 22:38

Сейчас подобное называется фэйками, за это есть уголовная статья.

+1
ответить

tracer➦pocetitel25.11.24 04:35

Не за все фейки, не за все.

+3
ответить

Ez24.11.24 22:32

Советский школьник считал советские рубли и копейки, Некрасов оперировал медными, серебряными и золотыми монетами, и бумажными ассигнациями. Копейки были медные и серебряные, вероятно, на рынке имелись ввиду серебряные, серебро 150 лет назад стоило намного дороже, чем сейчас.
Случись, работой, хлебушком
Ему бы помогли,
А вынуть два двугривенных —
Так сам ни с чем останешься.
О чём это, интересно, если все получали по 120р?
На сколько щебёнки за день можно наколотить за 16-часовый рабочий день(упоминается "до солнышка" и "о полночи"), нужно отдельно считать и сравнивать. И это человек именно хвастается
Коли проснусь до солнышка
Да разогнусь о полночи,
Так гору сокрушу!
Случалось, не похвастаю,
Щебенки наколачивать
В день на пять серебром!
несколькими днями, а не отчитывается "отмахал кувалдой 5 лет по 26 дней в месяц по 16ч(две нынешних смены с одним выходным в неделю) по 5р в день". То есть если некий работяга мог, по его словам, на тупой сверхтяжелой работе заколотить 5р за день, это не значит, что все работяги столько получали и сам он столько получал. Башмачки ведь тоже не на конвейере делались, не за час, а за день.
Родиону Раскольникову нужно было 200руб серебром, чтобы оплатить 4 года обучения в универе, по 50р за год. Мать его получала 120руб. пенсии в год. Т.е. 10 р в месяц. Если бы они могли пойти в рабочие, чтобы зарабатывать по 100р или хотя бы по 50р в месяц, что же их остановило? Нехватка рабочих мест?

+5
ответить

SKI➦Ez25.11.24 07:11

Родиона мог бы подрабатывать в лавке, но хотелось легких денег.
А мать его останавливало состояние здоровья. Да и небольшой выбор был в то время у женщин.

+0
ответить

hauska24.11.24 21:04

Да нет, ну тут же речь не о том, какие доходы были у рабочих на разных этапах существования нашего государства, а о том, что учитель зачастую не мог квалифицировано объяснить ребёнку. Я вот, например, учился в школе при Леониде Ильиче и у нас даже некоторые учителя математики и те агрессивно реагировали на вопросы, ответы на которые не знали. Бывало кто, шибко умный, спрашивал на уроке, что-то типа: "Марьиванна(имя изменено), а почему здесь так, а не вот так, ведь это же то, а не это?" "Марьиванна", обычно, зависала на пару секунд и если с ходу не "врубалась" в суть вопроса, то в ответ звучал грубый окрик: "Замолчи! Ты срываешь мне урок!" - и это в лучшем случае. А что уж говорить о предметах плотно завязанных на идеологию. Там вообще шаг в лево к попытке побега приравнивался, не говоря уже о шаге в право. В конце семидесятых, среди учителей в школах, совершенно отчётливо наметился кадровый голод. Учитель - это ведь не только наличие знаний, но и умение, и желание объяснить ребёнку. У нас таких профессионалов было не так уж и много, особенно среди "гуманитариев". Я конечно, в так себе школе учился, в средней.

+7
ответить

Соломон Маркович 24.11.24 20:48

Маладца!!!!)👍

+1
ответить

Некто Леша ★★★★★➦Соломон Маркович24.11.24 22:52

Ну да. Но каменотесы по 5 руб серебром во времена Некрасова не заколачивали, поэт пытался написать народную книгу и давал читателю сообразить, попался явный баечник. Но если какой-нибудь рудник золотой или серебряный на гнилых болотах, может и столько платили за ударную работу, если половина смены за сезон мерло.

А цены вообще невозможно сравнивать с советскими. Вот мой уральский род егерей, простые люди, и допускаю, что 5 рублей серебром для них был вообще совокупный годовой заработок плюс казенное жалованье в несколько десяток рублей за то, что лес стерегли. Деньги им были нужны разве на ружья, порох и пули, диковинные подарки привезти из города, платок какой-нибудь ивановский, а рыбацкие сети, одежду и обувь ткали им женщины, потому что у них не было необходимости сидеть в офисе и работать на чужого дядю. Попутно успевали кормить и одевать по 10-15 детей, те впрочем подрастали и включались в хозяйство сами. Пруды свои, там рыбы столько, что с голоду помереть мудрено, но и в город тащить ее не резон - свежая протухнет, мороженая или соленая там пойдет за гроши. Лучше уж сами съесть свежую на месте. То же касается овощей и зелени в огороде, фруктов в саду, дичи, грибов и ягод в лесу - когда семья многодетная, всё что добыто тут же с удовольствием и съедается, зачем это в город везти?

Сколько надобно денег на промтовары и подарки, так валежника хоть завались. Все равно нужно его выжигать постепенно, чтобы весь лес не полыхнул разом в засуху. За это и казенная зарплата. Но если утрудился и выжег древесный уголь, сам отвез в город, продал - это все равно как печатный денежный станок в твоем распоряжении, работающий со скрипом - заколебешься добывать оттуда очередную ассигнацию, однако и нахрен она тебе нужна.

То есть по сути натуральное хозяйство, и Некрасов наверно рыдал, изучая финансовые сводки Екатеринбургской губернии - как на такие деньги прожить можно?! Пухнут небось с голоду, книжки его покупать не на что.

Но вот что касается реальных благ, то если выложить по московским рынкам и супермаркетам все то, что семья моего прадеда потребляла за год своими руками добытое и выращенное - уже на черной икре, осетрине, раках и мясе с охоты поспарила бы куда-нибудь в 0.1% наиболее преуспевающего городского населения.

Собственник бани на пруду с чистой водой - это в Московской области что-то вероятно из жизни единичных миллиардеров, но им это уже не нужно - в парилке слишком жарко, в воде слишком холодно. Для моих уральских предков запрудить новый пруд и срубить на нем баньку с мостками был обыкновенный подарок молодоженам на свадьбу от всей родни. Раз уж собрались вместе - отчего и не соорудить, делов на день, дальше пусть сами доделывают.

Некрасов писал свою жалостливую поэму "Кому на Руси жить хорошо" в стране, где не понимал элементарного. Те, кому жилось хорошо, об этом помалкивали, благосостоянием не хвастали, с дураками не спорили и книжку эту раскупали плохо, своих дел и развлечений было достаточно.

Вопрос голода на Урале, пока там не срубили леса, даже в суровую зимнюю пору была трагедия на уровне:
- Что-то мы перестарались с пушниной, почти всех соболей и лис перестреляли. Вестимо, расплодились зайцы, сейчас оголодали, кору с дерев обжирают начисто. Деревья засохнут, их повалит шквалом, летом полыхнет, а нам это надо? Вот ты, Онуфрий - самый меткий стрелок был и старательный, тут слова худого не скажу, но дурень дурнем. Ну, добыл ты мехов, не знал куда девать, съездил в город. И что ты оттуда привез? Теперь тебе кофе подавай, курева, бухла и аглицкое ружжо с оптическим прицелом. Оно тебе точно понадобится, потому что ты грамоте принялся учиться и дальше версты уж белки не видишь. И болезнь привез окаянную, все беспутные девки в округе на тебя жалуются, к ним уж не зайдешь. Что пользы от такой охоты? Пиздуй-ка ты лучше ставить петли на зайца. Как нам потом столько зайчатины сожрать - ума не приложу, но хоть лес цел останется.

Вот на этом гомеостазе и жила счастливая часть населения, тщательно хоронясь от чиновников, бродяг и писак.

+3
ответить

Megafanat➦Некто Леша25.11.24 06:10

"Вот на этом гомеостазе и жила счастливая часть населения" - что-то я сомневаюсь, что был какой-то гомеостаз. Просто не было технической возможности всё истребить. А как только такая возможность появлялась, люди тут же это и делали.

+1
ответить

VladKZ24.11.24 20:42

Этат нарот нипабидим

+-5
ответить

Эдиссон ★★24.11.24 19:22

Враньё, конечно.
Во-первых, у Некрасова: Случалось, не похвастаю,
Щебенки наколачивать
В день на пять серебром!» - априори разумным людям понятно, что смысл - выдать продукта никак не равно получить эту сумму на руки. По аналогии с современным шахтером, он может добыть (заколотить) за день угля на 100-300т.р (условно), но заработает за это в десятки раз меньше. Не думаю, что завуч и прочие этого не понимали, в отличии от вас.

Во-вторых, детская обувь в СССР стоила в разы меньше взрослой. Я, как ни странно, помню те цены. Там вся отечественная детская обувь укладывалось в 10 рублей (до 33-го размера) за редким исключением, поэтому про ботиночки за 40 явный пиздеж и провокация.

Спрашивается вот, а зачем в принципе вот эта вся история высасывалась из...-выдумывалась?

+5
ответить

Lepan ➦Эдиссон24.11.24 21:01

Не до 33. Больше. У меня у друга нога была где-то 39 и он частенько в детских магазинах или отделах обувался.

+2
ответить

Ярость_Сталина➦Lepan25.11.24 14:17

Чья нога?

+0
ответить

Лаврентий Б24.11.24 19:21

Про слепоту автору правильно указали. Не включить в блага бесплатное образование, лечение и жилье, кроме зарплаты не додумался. Гарантированное трудоустройство и пенсия тоже кое-чегостоят. В том социализм и состоял, что бы как можно больше благ доставалось бесплатно.

+4
ответить

tracer➦Лаврентий Б25.11.24 04:39

У вас предложение не окончено. "...доставалось бесплатно партийцам и прочим блядям" - так точнее будет.

+-1
ответить

Ярость_Сталина➦tracer25.11.24 14:14

Антисоветчик - всегда русофоб.

+-1
ответить

Агасфер 24.11.24 19:18

"Случалось, не похвастаю,
Щебенки наколачивать
В день на пять серебром!" - а это точно рубли? Может, это 5 копеек серебром, что соответствовало примерно 17-18 медным копейкам. Правда, это втрое ниже зарплаты чернорабочего в столице, но то ж в столице, так что все равно больше правдоподобно, чем 5 серебряных рублей в день - это зарплата если не генерала, то минимум полковника по тому времени.

+2
ответить

Озорник➦Агасфер24.11.24 19:39

И то - лишь "случалось". Т. е. не каждый рабочий день, а рекорд у него такой бывал. Редко.

+2
ответить

2011➦Агасфер25.11.24 00:28

Некрасов далек от реальности строительного рабочего, вполне мог добросовестно ошибаться.
Персонаж в тексте явно хвастается.
По статистике я выше приводил примеры: нормально для чернорабочего 60-70 копеек в день.
Так что просто цифра у Некрасова с потолка.

+1
ответить

Ярость_Сталина➦201125.11.24 14:11

Да чего все перебесились? Написано же - щебёнки на пятёрку. Это просто выручка, а не чистая прибыль.

+0
ответить

ГенАндр24.11.24 19:04

Гы!
Автора хотели исключить из организации за идеологическую слепоту и подрыв советского строя.
А меня в 10-м классе - за пронесённый на танцплощадку немецкий штык-тесак во внутреннем кармане куртки приятеля( сам он за*здел это сделать).
И автора, и меня прикрыли, как видим, мощными грудями завуч и комитет комсомола.
Так выпьем же,...тьфу, это не здесь Слава нашей юности боевой!
Автору плюс за стиль и умение передать всё, что надо.

+3
ответить

izya24.11.24 18:32

Хрен с ними, с цифрами.
Но за "безсмертную" через букву "З" точно надо подвергать остракизму.

+6
ответить

НМ ★★➦izya25.11.24 03:34

Пушкин, Некрасов, Лев Толстой, да что там - сам В.И. Ленин! - писали именно так.

+1
ответить

v450 ➦НМ25.11.24 07:09

Пушкин еще "кофий" писал...

+3
ответить

Sergey201924.11.24 17:44

Читать в лом , но пОляки по жизни - курвы -)

+-8
ответить

Plato24.11.24 17:37

Во первых пиздеж, что детская обувь в СССР стоила 40 рублей, кеды стоили 10 рублей, а большего пацанам и не надо, ну деревенским еще резиновые сапоги, без них в нашей деревне и через улицу не перейдешь.

+2
ответить

YK➦Plato25.11.24 02:44

Кеды стоили 2,30 - 2,70 насколько помню.
За 9 рублей в спорттоварах уже туристические ботинки можно было купить.
Наши их называли "вибрамами". Не знаю, насколько они были похожи на настоящий Vibram,
Но служили долго.

+0
ответить

Ярость_Сталина➦YK25.11.24 14:09

Лицензионные, возможно.

+0
ответить

АЯ24.11.24 17:06

"Читая безсмертную поэму, Юрка неожиданно выдал"...
Есть вероятность, что история вообще выдумана автором, по своим убеждениям предпочитающим писать приставку "бес" через "з".

+1
ответить

АЯ24.11.24 17:02

Непонятно, почему возникло противоречие. Можно было и много зарабтывать, но работая за десятерых ценой собственного здоровья.
Вот, слышал так сейчас в Африке золото добывают с помощью ртути. Но, лет через 5 такой работы - уже в гробу.

Автору надо было внимательно первоисточник читать.

+1
ответить

Derrick➦АЯ24.11.24 17:07

Нельзя было дробильщику щебня зарабатывать тогда пять рублей серебром в день. В принципе нельзя.

+5
ответить

adder38➦Derrick24.11.24 18:02

Двести рублей в год получала училка в начальном училище. Помощница - 60 рублей. В год.

+3
ответить

Golda24.11.24 16:56

Хороший стиль автора. Мне понравилось: « филология пережила на ультразвук! « торжественно обещать не читать русскую литературу в подлиннике». 😂

+1
ответить

suchka 24.11.24 16:49

Причем здесь двугривенный, серебро, и ассигновании? Историнне об этом,а о том как было на Руси жить хорошо при советской власти. Всем совкодрочерам наука

+-7
ответить

Ярость_Сталина➦suchka25.11.24 14:06

Закрутился антисоветчик, как уж на сковородке. Это хорошо.

+-1
ответить

Ost24.11.24 16:29

У нас была семейная реликвия. Молоховец. "Лучший подарок молодой хозяйке". Самая антисоветская книжка из всех, мне известных. Досталась старшему брату. И уже его внукам.
Из комсомола чуть не выперли тоже в школе. Назвал ссср мясопотомией. Донесли.

+-1
ответить

Ярость_Сталина➦Ost25.11.24 14:05

Есть такая. Там холодец назван блюдом для низшего сорта людей.

+-2
ответить

Ost➦Ярость_Сталина25.11.24 14:14

Бредишь, дебил?

+0
ответить

Ярость_Сталина➦Ost25.11.24 15:11

Бредит мамка твоя, антисоветчик.

+-1
ответить

1andreymx24.11.24 16:22

«А вот гляди (и молотом,

Как перышком, махнул):

Коли проснусь до солнышка

Да разогнусь о полночи,

Так гору сокрушу!

Случалось, не похвастаю,

Щебенки наколачивать

В день на пять серебром!»

Пахом приподнял «счастие»

И, крякнувши порядочно,

Работнику поднес:

«Ну, веско! а не будет ли

Носиться с этим счастием

Под старость тяжело?..»

«Смотри, не хвастай силою, —

Сказал мужик с одышкою,

Расслабленный, худой

(Нос вострый, как у мертвого,

Как грабли руки тощие,

Как спицы ноги длинные,

Не человек – комар). —

Я был – не хуже каменщик

Да тоже хвастал силою,

Вот Бог и наказал!

Смекнул подрядчик, бестия,

Что простоват детинушка,

Учал меня хвалить,

А я-то сдуру радуюсь,

За четверых работаю!

Однажды ношу добрую

Наклал я кирпичей,

А тут его, проклятого,

И нанеси нелегкая:

«Что это? – говорит. —

Не узнаю я Трифона!

Идти с такою ношею

Не стыдно молодцу?»

– «А коли мало кажется,

Прибавь рукой хозяйскою!» —

Сказал я, осердясь.

Ну, с полчаса, я думаю,

Я ждал, а он подкладывал,

И подложил, подлец!

Сам слышу – тяга страшная,

Да не хотелось пятиться.

И внес ту ношу чертову

Я во второй этаж!

Глядит подрядчик, дивится,

Кричит, подлец, оттудова:

«Ай, молодец, Трофим!

Не знаешь сам, что сделал ты:

Ты нес один по крайности

Четырнадцать пудов!»

Ой, знаю! сердце молотом

Стучит в груди, кровавые

В глазах круги стоят,

Спина как будто треснула…

Дрожат, ослабли ноженьки.

Зачах я с той поры!..

Налей, брат, полстаканчика!»

+7
ответить

mitosSmitos ➦1andreymx24.11.24 18:15

Тут внизу активно это дело обсуждают, но все на автомате считают, что
"Случалось, не похвастаю,
Щебенки наколачивать
В день на пять серебром!"

относится к деньгам получаемым рабочим, а не к стоимости произведённого товара.
А по мне, так текс можно понять и так, что он намолол шебенки на 5 рублей, а сколько из этих 5 рублей его доля не сказано.

+7
ответить

v450 ➦1andreymx25.11.24 07:13

224 кг на второй этаж? Не верю. Так же, как про пятерку серебром

+0
ответить

JBM➦v45025.11.24 12:01

У нас в качалке один чел 500+ кг жмёт ногами, это его рабочий вес (то есть, он выжимает такой вес 12 раз). На второй этаж конечно не 12 ступенек, но, думаю, если снизить вес до 224кг, то он легко занёс бы. Так что возможно. Правда, как тот дореволюционный грузчик такую форму набрал на их питании - вот это удивительно. А может не так и плохо у них с питанием было?..

+0
ответить

Лайф24.11.24 16:14

Ага, знакомо! Чудесная история, +++

+1
ответить

tracer24.11.24 16:10

Безсмертная поэма, хули тут.

+2
ответить

Рауль➦tracer24.11.24 17:43

Ну, хоть кто-то заметил

+0
ответить

finnn 24.11.24 15:12

Интересная история, но не могу не встрять: упоминаемые в тексте филологи и филологини, - это учителя литературы и русского языка. Их принято называть словесниками. Филологи работают в вузах, пишут научные труды.

+3
ответить

asper➦finnn24.11.24 22:14

литературоведы по идее

+0
ответить

v450 ➦finnn25.11.24 07:14

Словесники- крайне устаревшее определение. Годов 50-х, не позднее. А скорее - ранее.

+0
ответить

finnn ➦v45025.11.24 09:19

Есть вариант поновее?

+0
ответить

Ярость_Сталина➦finnn25.11.24 14:03

Спикеры. Или вордеры.

+0
ответить

Журавлиха24.11.24 15:01

Если бы дед не пропил все деньги на ярмарке, он тоже легко бы купил башмачки для внучки, как обещал. Ещё не факт, что крохотные башмачки и ботинки 43 размера стоили одинаково. И камнетёс, пару раз в жизни ценой своего здоровья заработав 5 рублей, смог бы купить несколько пар на всю семью и всё – это разовая акция. Бывает такое у всех: ударно поработал – прилично заплатили. Только эти деньги быстро заканчиваются, они же не являются постоянным доходом.

+5
ответить

balrog➦Журавлиха24.11.24 17:26

Как вы крутитесь... во-первых, со здоровьем судя по поэме, у него всё пока хорошо.
Во-вторых, он хвалится "удачными днями", да, но это не значит, что в неудачные он ничего не зарабатывает, просто на фоне "удачных" 5р - рубля 3 в "обычные" дни так не звучат.
И почему у бьющего щебёнку рабочего это не постоянный доход?

+-1
ответить

Журавлиха➦balrog24.11.24 18:06

Но ведь нигде и не сказано, сколько дед получает на своей работе или пенсии, дорого для него купить эти ботинки или нет. Всё его горе в том, что надо идти домой, а там внучка с порога: «Чё купил?» А он всё, что брал, пропил и с собой денег больше нет. Банкоматов нет, переводом нет, дома деньги остались, но как идти домой без гостинца? А у камнетёса всё хорошо, зря его не угостили обещанным вином.

+1
ответить

PM24.11.24 14:12

забавно, но соотношение лаптей и каменотёса видимо охерительной квалификации - это вообще не повод для срача. А тупорылые гумки есть при всех строях, тогда они еще были обосравшимися.

+-2
ответить

Derrick➦PM24.11.24 14:16

Да какая там квалификация-то? Он же щебенку дробил, а не камень тесал. Там одно название, что каменотес.

+2
ответить

Сцинк ➦PM24.11.24 21:19

> тупорылые гумки есть при всех строях

Да, но не при всех строях они задают тон.

+0
ответить

Derrick24.11.24 13:25

Положим, у Некрасова не сказано про рубли - просто "в день на пять серебром".

+3
ответить

Рауль➦Derrick24.11.24 13:44

Вы не родственник филологини? Та, помнится, на то ж и упирала, хотя из контекста было ясно, что речь идёт не о копейках серебром.

+-1
ответить

Derrick➦Рауль24.11.24 14:03

Вполне может быть и гривенник. Если серебром, то на ассигнации это 35 копеек. Весьма неплохо. На Украине примерно в то время чернорабочие в каменоломнях получали 30 копеек. Так что пять гривенников серебром в день - это почти в шесть раз больше обычного. Немало.
А еще стоит учесть, что ботиночки, судя по всему, оценивались тоже в серебре, то есть на ассигнации было бы почти полтора рубля.

+6
ответить

atanewtion➦Derrick24.11.24 14:17

В разговорах гривной могли назвать сумму в две с половиной копейки или три. Но после некоторых трансформаций «гривной» или «гривенником» стала монета достоинством 10 копеек. Так её частенько называют и в наши дни. (С)

+0
ответить

Derrick➦Рауль24.11.24 14:27

И да, кстати. При зарплате гривенник в день серебром (а это не так уж и много, в общем-то, в то время) для покупки пары обуви надо отработать четыре дня. В позднем СССР была пятидневка, так что сорок рублей - это 200-210 рублей месячной зарплаты. Не так уж и мало, средняя зарплата в 1975 году была 150 рублей, и даже в 1985 - 190, то есть меньше.
Так что ваша филологиня в любом случае не права. Но и пять рублей серебром в день дробильщику - это перебор.

+5
ответить

Derrick➦atanewtion24.11.24 14:31

К описываемым временам гривенник уже давно был десятикопеечной монетой, двугривенный - двадцатикопеечной.

+4
ответить

atanewtion➦Derrick24.11.24 14:46

(С) В 19 веке в Российской Империи в обращении находились следующие серебряные монеты:

1. Рубль - самая распространенная серебряная монета, которая выпускалась с различными датировками и вариациями.
2. Полтинник - монета номиналом в 50 копеек.
3. Десятинник - монета номиналом в 10 копеек.
4. Пятикопеечные, трехкопеечные и однокопеечные монеты.
Эти монеты были широко использованы в ежедневных расчетах и торговле в Российской Империи.

+0
ответить

Derrick➦atanewtion24.11.24 15:47

Ага. А двугривенными и пятиалтынными в Российской империи назывались выдуманные монеты, да?
Вот вам картинка двугривенного 1860 года: https://www.m-dv.ru/thumbp/1500x1x5/var/upload/types/20_kopeek_1860_goda_FB_SPB_1229.jpg
Вот именно двумя такими можно было заплатить за обувку.
Откуда вы цитату взяли, вообще непонятно. Ни разу не встречал слово "десятинник" в качестве обозначения монеты. Только как сборщик десятины.
Дети так могли соответствующие монеты называть, наверное, но даже в детстве не припомню.
И да, что рубль самая распространенная монета, очень странно. Это как если бы сейчас в России были десятитысячные купюры и кто-то бы сказал, что они самые распространенные.

+4
ответить

atanewtion➦Derrick24.11.24 16:09

Ну это скорее претензии к chatGPT. Признаться, у меня это тоже вызвало некоторое удивление.

+-1
ответить

Derrick➦atanewtion24.11.24 16:36

Вообще-то ЧатГПТ честно предупреждает: "ChatGPT can make mistakes."
Так что без проверки публиковать от своего имени его рассуждения - так себе идея.

+3
ответить

Goodnight➦atanewtion24.11.24 16:51

1/4, 1/2, 1, 2, 3 и 5 копеек были медные. Ещё были 5 копеек серебренные. Всё что выше - серебро.

+0
ответить

atanewtion➦Derrick24.11.24 17:08

Вот ссылочка:
https://chatgpt.org/ru/chat

Не знаю, кого и как там ChatGPT предупреждает, но почему-то только не меня.

Ну и заодно можете задать ему вопрос: Какие серебряные монеты имели хождение в Российской Империи в 19 веке?

+0
ответить

balrog➦Derrick24.11.24 17:11

И что тут странного?
Рубль - действительно был самой распространённой серебряной монетой.
Он отнюдь не был "аналогом десятитысячной", скорее по покупательной способности в районе нынешней тысячи, а эта бумажка тоже наверное самая распространённая купюра нынче.
Пример цен 1838 года
— окуни (фунт, 409 г) – 25 копеек;
— щуки (фунт) – 20 копеек;
— свежие язи (фунт) – 10 копеек;
— свежие снетки (фунт) – 25 копеек;
— сухие снетки (фунт) – 50 копеек;
— лифляндская говядина (фунт) –15 копеек;
— русская говядина (фунт) – 14 копеек;
— живой гусь – 1 рубль 20 копеек;
— десяток яиц – 23 копейки;
— живая курица – 70 копеек;
— пара цыплят – 60 копеек;
— коровье масло (пуд, 16,4 кг) – 16 рублей;

То есть если взять тогдашний рубль аналогом современной тысячи, то кг мяса - 350р, десяток яиц - 230р, курица - 700р, кг окуней - 600р, кг масла - меньше 1000... пожалуй, тогдашний рубль даже поменьше, чем нынешняя тысяча. Хотя надо учитывать, что те же яйца и куры сейчас относительно дёшевы, тогда инкубаторов не было

+0
ответить

edvins➦atanewtion24.11.24 17:13

Ну что вы опять так обделались? В моей коллекции есть серебряные 25, 20, 15 и 5 копеек. Cоответственно четвертак, двугривенный и пятиалтынный.

+0
ответить

balrog➦Derrick24.11.24 17:20

Естественно, речь про рубли, иначе повода для похвальбы никакого нет.
За 5 копеек в день не работал наверное вообще никто, и уж точно хвалиться тут нечем.

Обычная поденная плата с/х рабочего во времена Некрасова (в районе 1850 года) - до 40 копеек/день (насколько я понимаю, на хозяйских харчах, но сие не факт, ), промышленного - до 80 коп/день (речь про чернорабочих, вестимо).

"В одном из описаний крестьянской жизни в Воронежской губернии говорилось, что летом 1883 г. стояли очень высокие цены на сельскохозяйственные работы. Работник с лошадью мог выработать во время уборки до 4–5 руб. в день"

+-1
ответить

atanewtion➦balrog24.11.24 18:19

Я еще смутно помню цифры эпохи развитого социализма, где говорилось, что месячная зарплата среднестатистического рабочего начала 20 века составляла что-то порядка 40 рублей. А с учетом того, что женщины тогда в основном не работали и занимались домашним хозяйством, то этих денег хватало на аренду жилья и на содержание семьи. Так что естественно Некрасов имел в виду именно рубли.

+0
ответить

Mt➦Derrick24.11.24 18:21

Chapgpt не приспособлен давать ответы на фактические вопросы. Он пиздит как студент-троечник. Если вытянул билет, который не знает, то главное пиздеть складно, авось и пронесёт. Ему главное тебе что-нибудь написать. И слова во фразы он составляет по принципу вероятности, самое вероятное на основе прочитанных текстов. И если дыра, если не знает, то заполняет пиздежом.

Не позорься и смотри хотя бы Википедию.

+5
ответить

Озорник24.11.24 12:24

Смешно. Опять пытаются сравнять тёплое с длинным.

+3
ответить

Общий рейтинг комментаторов
Рейтинг стоп-листов

Рейтинг@Mail.ru