Вот, ведь, были времена –
Не было подлее!
Горько плакала страна
Под пятой злодея.
Пировал восставший хам,
Проклятый от веку,
Переделывая храм
Под библиотеку.
А ещё того мерзей –
Злобный пролетарий
Там устраивал музей
Или планетарий,
Чтобы паству просвещать
Стало невозможным
Ни молитвой натощак,
Ни законом божьим.
Вот и шли, как на подбор,
Дураки и дуры
Не к причастию в собор,
А в дома культуры.
Но пришла теперь хана
Бесовскому игу,
С шеи сбросила страна
Тяжкую веригу!
Выйдешь в утреннюю рань -
Что за панорамы!
Лепота! Куда ни глянь,
Кабаки да храмы…
Клуб в церкви, это ещё неплохой вариант. Склад удобрений, например, это уже похуже. А бывало вообще мрачно. В монастырях располагали психушки, лагеря. Знаменитый СЛОН - в Соловецком монастыре. В основном заключённые жили в бараках, а вот штрафные командировки занимали храмы, скиты. Мало кто оттуда выходил живым...
В главном храме монастыря Боровска одно время было училище механизаторов. Это мне с ужасом и гневом поведал гид-монах.
А я подумал, что это намного лучше, чем там стоять, махать руками, слушать непонятные слова и коптить потолок свечами. Но в спор вступать не стал... Христианство и православие - это множества слабо пересекающиеся. Народ в России был и остался в основном даже не язычником, а...
kamakama ★➦finnn• 07.12.24 20:16
Яркий пример Нилово-Столбенский монастырь. До революции один из крупнейших в стране по потоку пожертвований. Как было написано - жил от сдачи озера Селигер в аренду рыбакам (все желающие могут оценить масштаб на карте). После революции - приют для беспризорников, тюрьма для поляков, общага для немецких ученых в шарашке, под конец - турбаза. Клуб там делать было не для кого, это роскошь для крупных сел, где хоть достаточное количество народу. А если никого не осталось в округе после войны - все, коровник, склад, сарай
Andreiiiii➦finnn• 07.12.24 20:52
Почему пропала нижняя треть витражей церкви сен-шапель в Париже? Потому что там был склад то ли зерна то ли еще чего-то подобного. Сколько монастырей осталось в том же Париже? Ни одного!
kamakama ★➦Andreiiiii• 07.12.24 21:01
Ну в 18-20 веках Париж много чего пережил, одних революций и реставраций штук 10 (это не считая всяких осад и парижских коммун), не зря ж у них официальный строй называется Пятая Республика. И далеко ни при всякой власти была высокая веротерпимость. Мало кого интересуют глухие деревни, а вот земля в центре Парижа
Ну и в конце концов, современный Париж, каким его знают туристы сейчас, возник конце 19го века, во время так называемой османизации. Тогда целые кварталы сносили нахрен, знаменитой по романам об Анжелике кладбище Невинных теперь площадь с фонтаном
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%81%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B6%D0%B0
Andreiiiii➦kamakama• 08.12.24 08:18
Во время экскурсий по Парижу гид-француженка насчет церквей говорила так: "вот вы думаете, что у вас в России все разрушили. Так по сравнению с Францией у вас все осталось. Парижских монастырей не осталось ни одного".
Andreiiiii➦kamakama• 08.12.24 08:22
Еще очень интересно было сходить в музей Карнавале - музей французской революции. Какие-нибудь действия Тухачевского, которые считались дикостью даже у большевиков, французы считали обычным делом.
"Знал ли об этом Шукшин, когда снимал фильм?" - знал, разумеется. а что, шукшин - святой?
Шукшин не был воцерковленным или особо верующим. И чтож теперь на танцы не ходить?!!!
У Шукшина есть рассказ "Мастер" (1969 года) про снос церкви в деревне.
finnn ★➦Озорник• 07.12.24 14:58
Да, я в Дублине выпивал в пабе, который раньше был храмом. Впечатляет!
И что? В СССР это было обычное дело, церкви постоянно под что-то переделывали, многие клубы в бывших церквях или усадьбах помещеков было. Тут просто реализм.