Pavel Vladimirov• 29.07.25 20:29
По поводу "полной цитаты из Маркса" - так давайте сделаем ее еще немного более полной... Добавим еще по одному предложению - до и после этого отрывка - и смысл все-таки несколько поменяется.
Религиозное убожество есть в одно и то же время выражение действительного убожества и протест против этого действительного убожества. Религия — это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа.
Упразднение религии, как иллюзорного счастья народа, есть требование его действительного счастья
Ната_НН➦Pavel Vladimirov• 30.07.25 04:56
Убожеством можно назвать форму подачи религии - для взрослого человека это: "будешь хорошим - попадёшь в рай, плохим - в ад" действительно как-то слишком упрощено, но по сути там все верно) Подобное притягивает подобное, и мы именно в том мире, которому соответствуем и который создаём внутри и вовне) Если истории Ветхого Завета воспринимать как сказки и метафоры. Они там ещё столько раз переводились с языка на язык, что смысл ощутимо исказился. Взрослым достаточно понять: Мир живой, но мы тоже его частицы и тоже влияет на него. И хочешь что-то получить - вложи, а искренняя праведность (не ханжество, а жизнь по разуму и совести) – единственный способ быть счастливым)
Soma➦Pavel Vladimirov• 30.07.25 10:10
Впрочем, если расширить еще больше...
"религия есть самосознание и самочувствование человека... Человек — это мир человека, государство, общество...
Критика неба превращается, таким образом, в критику земли, критика религии — в критику права, критика теологии — в критику политики"
т.е. данный тезис работает только в социалистической системе, но при отсутствии свободных политических взглядов, исключая индивидуализм и НАЗНАЧАЯ всем, что считать счастьем. Иначе говоря - борьба с религией это уничтожение иллюзорного счастья народа в пользу счастья принудительного.
По сути, это не столько критика религии самой по себе, сколько критика инструмента, мешающего управлению массами. К слову, "пролетариат" дословно это "размножающиеся", т.е. "востребованная безликая рабочая сила для производства"
Именно поэтому детально статью не любили разбирать ни противники, ни сторонника Маркса. Она очень... двусмысленна с точки зрения морали
"Восприниматься как наркотик опиум стал лишь на рубеже 19-20 вв."
Угу-угу.
Томас де Квинси написал свои "Признания английского потребителя опия" в 1822 г. о том как "подсел" на опий, причем книжка была ОЧЕНЬ популярна в Англии. Известный британский поэт Кольридж хорошо так "подсел" на опий еще в 1801 году, и это было общеизвестным фактом.
Опиумные войны (связанные с запретом опия в Китае, по причине возникновения зависимости у курильщиков) начались в 1840 году. Конечно, Маркс, когда писал эти свои слова в 1843 году («К критике гегелевской философии права»), был "не в курсе"...
До него аналогичное сравнение использовал Жан-Жак Руссо, если что: "Набожность … есть опиум для души; она бодрит, оживляет и поддерживает, когда принимается помалу; в слишком сильных дозах усыпляет, или приводит к безумию, или убивает" (1761 г.)
finnn ★➦Ellick• 30.07.25 06:52
"Почём опиум для народа?", - это оммаж Карлу Марксу со стороны Бендера 🙂
СНХ. В 1957-65 годах это совнархоз (совет народного хозяйства).
Однако народ, который хрен удержишь, придумал такие лингвистические "качели":
Стране Нужен Хозяин,
Хозяин Нашёлся Сам:
Самый Настоящий Хам -
Хрущёв Никита Сергеевич.