Предупреждение: у нас есть цензура и предварительный отбор публикуемых материалов. Анекдоты здесь бывают... какие угодно. Если вам это не нравится, пожалуйста, покиньте сайт. 18+

История №1539596

Как известно, советский стратегический бомбардировщик Ту-4 был точной копией американского В-29 "Суперфортрес". Конструкция, оборудование, всё, вплоть до интерьера гермокабин, были строго скопированы с американских образцов. Исключение составили лишь пушечное вооружение, винтомоторная группа силовой установки и радиостанция.
КБ Туполева скопировало даже подстаканники для колы. Тогда-то, с легкой руки авиаторов, в советский народ и пошла гулять байка, что американцы без кока-колы воевать не умеют, что, конечно, не правда. Одной кока-колой они не обойдутся. Им ещё нужно мороженое. Особенно в тропиках.
Как вспоминал японский адмирал о войне на Тихом океане: «Я понял, что Япония проиграет, когда янки подогнали к нашим берегам судно-фабрику по производству мороженого для своих морпехов».
+87
Проголосовало за – 179, против – 92
Статистика голосований по странам
Статистика голосований пользователей
Чтобы оставить комментарии, необходимо авторизоваться. За оскорбления и спам - бан.
27 комментариев, показывать
сначала новые

авось12.08.25 12:04

По этому поводу вспоминается замечательный (без шуток) фильм "Бунт на Кейне". Там проф непригодность командира корабля доказывается тем, что он обсессивно занимался расследованием случая, когда мичманюги сожрали всю клубнику на камбузе. Клубнику, Карл! В 44-году, на эсминце посреди океана!

+0
ответить

adder3812.08.25 01:11

Странные они, эти американцы, о солдатах заботятся зачем-то. А про строительство Ту-4 у Кербера хорошо описано: https://militera.lib.ru/memo/russian/kerber/02.html

+2
ответить

ShamanR11.08.25 19:27

Вы ту все ... или инженеры есть?:-)))) так смешно все это читать
Когда наш Миг в Японию угнал очередной хохол, то даже разобрав по винтику такой самолет никто не смог сделать... а вот когда наши продали як 141 с технологическими картами - то появился F 35 заезжайте в Жуковский - посмотрите.. даже если вы ВСЕ измерите - - вы никогда не узнаете.. КАК закалялась сталь. у Китайцев до сих пор ресурс лопаток турбин в 20 раз ниже российских.

+-6
ответить

SudokuFan ➦ShamanR11.08.25 21:15

Не понял, зачем американцам нужно было налаживать производство Мигов? Их больше интересовали способы борьбы с советскими самолётами.

+4
ответить

Plato11.08.25 18:54

То есть скопировать подстаканники важнее чем винтомоторную группу, без них самолет не полетит, а без мотора как-нибудь обойдется.
Точно так же как и мороженое в тропиках, каждому морпеху кроме вооружения и боеприпасов несомненно захочется таскать на себе по джунглям ещё и персональный холодильник с мороженым.

+1
ответить

201111.08.25 17:57

Исключение составили лишь пушечное вооружение, винтомоторная группа силовой установки и радиостанция.

Существует такое идиотское мнение что технику легко скопировать.
Калашников по мнению таких знатоков спер решение у немцев, бомбер у американцев, ракеты и амеры и СССР сперли у немцев. Т.е. достаточно получить документацию и консалтинг и все, задача решена. Большей глупости редко встретишь.
Посмотрите на цитату вверху. Без всего этого оно бы не летало, не стреляло и не отвечало бы на запросы.
Да и чтобы тупо скопировать надо иметь глубокие знания.
Уверен, что просто никто не хотел спорить с вождями - хочет копию, ну и хрен с ним, обещать не значит жениться. Жестянку повторим, а дальше кто там разбирать будет.

+1
ответить

Pierre Valenkoff ➦201111.08.25 19:22

Ту-4, носивший в процессе разработки индекс Б-4, являлся точной копией B-29 — скопировали даже подстаканник в панели управления и пепельницу (хотя советским лётчикам запрещалось курить в полёте категорически). Доходило до того, что в качестве базовой единицы измерения при проектировании использовались дюймы, которые затем переводились в миллиметры. С этим, правда, была связана проблема, повлёкшая некоторое ухудшение лётных характеристик по сравнению с оригиналом: использовавшийся в B-29 дюралевый лист толщиной в 1/16 дюйма в СССР не производился, поэтому вместо него был использован чуть более толстый лист, что повлекло за собой несколько большую массу самолёта. Та же проблема касалась электропроводки: чтобы гарантированно обеспечить параметры проводимости кабельной сети дюймового сечения, применялись более толстые кабели из проволоки метрических размеров, производившейся в СССР. Суммарная разность веса оказалась весьма значительной.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Ту-4

+3
ответить

ShamanR➦Pierre Valenkoff11.08.25 19:33

а еще.. когда в России за трактором бегали... Американцы Голден-гейт построили.. хотя разводные мосты в России были до этого:-))) так было смешно слушать экскурсовода из Кукуева.. эмигрировавшего в америку в 10 лет. и не знающего историю... жаль 300 доралов:-((( ничего толком не рассказали и не показала...

+0
ответить

Pierre Valenkoff ➦ShamanR11.08.25 19:45

Голден-гейт в Сан-Франциско - не разводной мост. Я, кстати, его видел.

Опорные быки моста упираются в мыс, на котором Кончита ожидала возвращения возлюбленного Николая Резанова. А в соседнем парке «Пресидио оф Сан-Франциско» в музее на территории военной базы 6-й армии можно увидеть макет военного поселения, каким оно было 200 лет назад и две маленькие фигурки на мысе у входа в бухту Сан-Франциско — это Николай Резанов и Кончита.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Золотые_Ворота_(мост)

+5
ответить

Семен Спокойный➦201112.08.25 05:40

подозрения, что Калашников спер у немцев, нет. Есть подозрение, что нем. инженеры в советском плену на советском заводе разработали этот автомат, а Калашников был назначен автором т.к. у него была хорошая анкета и он был комсомольским деятелем.

+0
ответить

Oven202011.08.25 17:37

Не пугайте ракетами, не страшите торпедами,
Не грозите проклятьями с неизбежными бедами,
А снабдите морпехов газировкой с мороженным,
И японцев лицо станет вдруг покореженным.

+4
ответить

Pierre Valenkoff 11.08.25 16:49

... Как быть с поврежденным «Йорктауном»? Необходимо попытаться его отремонтировать в Перл-Харборе. В срочном послании, полученном с авианосца, был дан перечень необходимых исправлений: ремонт аэрофинишера, замена трубопроводов в 50 местах и так далее — вплоть до ремонта установки с газированной водой, которую, по-видимому, ни в одном флоте, кроме американского, не включили бы в список приоритетного ремонта в военное время...

Лорд Уолтер. Невероятная победа
https://militera.lib.ru/research/lord2/01.html

+2
ответить

НМ ★★➦Pierre Valenkoff11.08.25 19:06

Мой отец работал ст. механиком в цеху по выпуску изделий из пластмасс.
Детали для машин изготавливались путем литья, т.е. в цеху постоянно работали нагревательные установки. Цех был закуплен в Италии, и вместе с аппаратурой для литья пластмасс приехали 2 или 3 автомата для наливания рабочим газированной воды с небольшим содержанием соли (для профилактики тепловых ударов, особенно летом, в жару).
Когда меня, шестилетнего, отец взял на полдня с собой на работу - догадайтесь, что мне больше всего понравилось там?
Разумеется, автоматы с бесплатной газировкой :-).

+5
ответить

kamakama ➦Pierre Valenkoff11.08.25 19:51

Газирование (насыщение угольной кислотой) относительно недорогой способ обеззараживания воды до приемлемых уровней, что в условиях тропиков и скученности экипажа важный элемент боевого обеспечения. Какой смысл в авианосце, если полэкипажа срут не вставая?

+4
ответить

НМ ★★➦kamakama11.08.25 20:51

Газирование - это НЕ способ обеззараживания воды :-)
"Согласно «Межотраслевым правилам по охране труда в литейном производстве», в литейных цехах следует предусматривать устройства для обеспечения работников (из расчета 4—5 л на человека в смену) подсоленной газированной водой, содержащей 0,5 % поваренной соли"
Это просто компенсация потери натрия в организме при повышенном потоотделении :-)
Т.е. - на южных морях, в литейках, и т.п.

+5
ответить

kamakama ➦НМ11.08.25 22:20

Может быть и такое. В любом случае это не просто попить воды

+0
ответить

Pierre Valenkoff ➦kamakama12.08.25 17:22

(мечтательно) В старые добрые времена моряки воду обеззараживали ромом...

+-1
ответить

kamakama 11.08.25 14:31

Там скопировать было непросто. Системы мер не совпадали - метрическая и дюймовая. Это на первый взгляд ерунда, а фактически нужно делать или закупать все винтики, гаечки, линейки и все остальное. Просто потому что нельзя механически заменить резьбу на ближайшую - для авиатехники фатально может закончится увеличение отверстия даже на 0,1 мм

+6
ответить

jaakov➦kamakama11.08.25 16:10

И толщина стали другая.

+0
ответить

finnn ➦kamakama11.08.25 17:42

Наши же получали и эксплуатировали американские "Аэрокобры" и английские "Харрикейны", так что крепёж и стандартные детали должны были быть. В конце концов, винту можно любую резьбу нарезать, это же не массовое производство, самолётов требовалось несколько штук, бомбу испытать!

+-2
ответить

Oven2020➦finnn11.08.25 17:49

Согласно Википедии было выпущено 1195 или 1296 самолета Ту-4.

+1
ответить

2011➦finnn11.08.25 17:50

Никто не переделывал Aircobra и Hurricane с имперской на метрическую, что за странные идеи.

+1
ответить

finnn ➦201111.08.25 18:00

Именно об этом я пишу, значит у нас были детали с дюймами.

+1
ответить

kamakama ➦finnn11.08.25 19:27

Э не. Янки, например, "Сюркуф" метрический обслуживать не смогли и он благополучно утоп
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%8E%D1%80%D0%BA%D1%83%D1%84_(%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%BA%D0%B0)#%D0%9E%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B0

Система метрологии она целостная. Допустим, есть лист обшивки, в котором нужно провертеть 1000 отверстий 2,54 мм (0,1"0). Но таких сверел нет в СССР, есть только 2,5 мм, казалось бы, какая херня, вертим 2,5?

Однако это значит, что разница в диаметре заклепки будет 0,04 мм, что дает нам уменьшение сечения на 0,005 мм^2. А на тысяче отверстий это будет уже 5мм^2 или 2 заклепки, что для авиации - очень даже ощутимо. Взять 3мм сверло - будет перевес и утончение металла. Гаечные ключи неметрические ни 7, ни 8, а 7,62 мм (0,3 дюйма) - головки будут слизывать и так далее
А запчасти гоняли привозные, все. Очень немногое делали тут

+0
ответить

ShamanR➦finnn11.08.25 19:35

стыковочный модуль на МКС - Российского производства. это была самая сложная проблема для всех русско-американских миссий. Потом просто забили и взяли русский:-)

+2
ответить

AndrewTrop➦kamakama17.08.25 18:42

Вот именно. Судя по литературе, туполевским инженерам пришлось пересчитать весь планер под измененные толщины листов дюраля (то есть куда-то поставили потолще, а куда-то - потоньше, исходя из имеющегося метрического ассортимента, но так, чтобы и в прочности не проиграть, и по весам не просесть!)... Поэтому Ту-4 все ж таки правильнее называть не копией, а аналогом B-29!!!

+0
ответить

finnn 11.08.25 14:28

Тоже слышал: когда во время перестройки начались интенсивные контакты между нами и Америкой, большая группа советских генералов поехала в США перенимать опыт. В числе прочего им показали полевые учения: американские бойцы шли в атаку по полю, преодолевая сопротивление противника. Наших удивило то, что на учебном поле боя были через равные интервалы расставлены пластиковые бочки с питьевой водой. Чтобы бойцы могли попить водички, когда захотят.
"Ещё чего, - сказали наши, - а если правда война, кто им будет бочки с водой расставлять?" "Но сейчас же не война!" - отвечали американцы. Взаимопонимания не получилось.

+4
ответить

Общий рейтинг комментаторов
Рейтинг стоп-листов

Рейтинг@Mail.ru