Предупреждение: у нас есть цензура и предварительный отбор публикуемых материалов. Анекдоты здесь бывают... какие угодно. Если вам это не нравится, пожалуйста, покиньте сайт. 18+

История №1540133

В эпоху, когда человечество ещё только училось строить мосты из стали и запускать паровые корабли, Британская империя уже решала задачи, от которых даже у современного инженера волосы бы встали дыбом, если бы ему предложили решить задачу доступными тогда средствами.

Железная конструкция длиной 115 метров и весом более 8000 тонн отправляется в путешествие через Атлантику. Не поднимается в небо на дирижабле, не уходит вглубь океана на субмарине. Нет — она буксируется через штормовые воды, чтобы добраться до острова, где не было даже условий для её строительства.

Это — реальная операция британского флота 1869 года, в ходе которой был перемещён самый крупный на тот момент плавучий сухой док в мире. И эта история звучит настолько невероятно, что её трудно забыть.

В XIX веке Британия контролировала обширные территории — от Индии до Карибского бассейна. Чтобы поддерживать свою морскую гегемонию, флот должен был быть не только многочисленным, но и мобильным. Особенно важно было иметь точки технического обслуживания в стратегических районах.

Одним из таких районов были Бермудские острова — важнейший опорный пункт в Атлантике. Но там была одна проблема: почва острова состояла в основном из пористого песчаника, непригодного для строительства массивных доков. Без возможности чинить корабли на месте Бермуды теряли смысл как военная база.

Решение было одновременно гениальным и безумным: если нельзя построить док на месте — значит, нужно построить его в другом месте и… доставить.

Так появился проект создания самого большого на тот момент плавучего сухого дока. Его построили в Вулвиче (Лондон), на реке Темзе. Это была U-образная стальная платформа длиной 380 футов (около 115 метров). Док мог втягивать морскую воду в специальные отсеки, опускаясь под уровень воды, чтобы судно могло войти внутрь, а затем откачивать воду, поднимаясь и удерживая корабль на весу.

Эта конструкция могла поднимать гигантские корабли вроде HMS Warrior — флагмана британского флота — весом до 10 000 тонн. Док был полностью автономен: с собственными насосами, балластными камерами и даже парусами, чтобы ловить попутный ветер.

Летом 1869 года началась одна из самых безумных морских экспедиций в истории. Железный док, который сам не был судном в привычном смысле слова, был взят на буксир четырьмя тяжёлыми британскими броненосцами: Agincourt, Northumberland, Warrior и Black Prince. В операции также участвовал корабль с пугающим названием HMS Terrible — иронично, но вполне уместно.

Путь предстоял нелёгкий: почти 4000 морских миль, полные переменчивых ветров, течений и непредсказуемой погоды. Док шёл со скоростью чуть выше 6 узлов — это примерно 11 км/ч. Чтобы уменьшить сопротивление воды, торцы конструкции были плотно закрыты, а внутри натянули парус, улавливавший попутный ветер и придававший дополнительное ускорение.

Несмотря на опасности и скепсис, экспедиция закончилась успешно. Плавучий док добрался до Бермуд, где его быстро ввели в эксплуатацию. И тут начинается не менее удивительная часть истории: этот док прослужил флоту более 30 лет, вплоть до 1906 года. Он стал ключевым звеном в техническом обслуживании кораблей в Атлантике — фактически продлевая срок службы судов на десятилетия.

Для своего времени док был вершиной инженерной мысли. Он решал задачу, которую никто ранее не решал в таком масштабе. И доказал, что даже в XIX веке, без GPS, современных буксиров и спутниковой связи, можно переместить стальной гигант через океан — если ты страна, у которой достаточно воли и ресурсов.

Она напоминает нам, что инженерия — это не только про схемы и чертежи. Это про амбиции и вызовы, про преодоление границ возможного. А ещё — про храбрость людей, которые были готовы двигаться вперёд, даже когда никто не верил в успех.

В 1869 году грандиозной инженерной задачей было протащить на паровых* буксирах того времени (по сути - парусники с паровыми двигателями) сухой док через океан, а в 1969 году - первый человек ступил на поверхность Луны.

Это — не просто страница в учебнике истории.
Это — символ того, на что способна человеческая решимость.
+31
Проголосовало за – 69, против – 38
Статистика голосований по странам
Статистика голосований пользователей
Чтобы оставить комментарии, необходимо авторизоваться. За оскорбления и спам - бан.
13 комментариев, показывать
сначала новые

znick14.08.25 16:02

Глупость это недоумие, а не решимость.

+0
ответить

fidel_castro14.08.25 15:17

А в 1940 году британцы обменяли эту и другие карибские базы (сдали в аренду США) на 50 эсминцев.

+1
ответить

MasterIvanov ★★➦fidel_castro14.08.25 15:46

с этого североатлантическая организация и началась

+0
ответить

ssskkk14.08.25 15:16

что за восторженный высер из-за буксировки большого понтона, который в принципе утонуть не может... ну тащили и тащили его буксирами. проблемы-то где?

+0
ответить

Настоящий мужыг14.08.25 15:10

Да, все больше убеждаюсь, что и ура-патриоты, и пятая колонна - одинаково бесполезные люди.

На этот раз alexx_ka действительно написал неплохую историю, в кои-то веки. Даже сейчас такие перевозки являются задачами трудными. Да, их решают каждый день, но даже сейчас о доставке чего-нибудь подобного говорили бы в новостях.

Действительно, 150 лет назад это было гораздо тяжелее, чем сейчас. Даже Эйфелеву башню - как говорил Задорнов "гигантскую ногу для линии электропередач" - построили только спустя пару десятилетий. А задача по переправке такого груза, несомненно, тяжелее.

+0
ответить

MasterIvanov ★★➦Настоящий мужыг14.08.25 15:40

В чем была трудность обычной морской буксировки в 1869 году? Тем более такого простого сооружения, как порожняя бочка? Расскажите, плиз. Мне, как профессиональному инженеру-судоводителю интересно.

+1
ответить

finnn 14.08.25 14:53

Построили большой корабль, он и поплыл, что ему ещё делать, лишь бы денег хватило. А вот чтобы булыжник весом в две тысячи тонн поплыл, надо было постараться! 8 км по лесу и 13 по воде. Гром камень, основание для Медного всадника.

+2
ответить

MasterIvanov ★★14.08.25 14:11

Плавдок ПД-50, в котором ремонтировался ТАВКР "Адмирал Кузнецов", был построен в нацисткой Германии ещё под авианосец "Граф Цеппелин". Крашенная бочка она и есть крашенная бочка. И ничего более.

+-1
ответить

Oven2020➦MasterIvanov14.08.25 16:20

Ага, сейчас начнется: англичане молодцы - вон сколько их док прослужил. Русские ничего не могут сделать - даже док у немцев сперли и до сих пор пользуют. А какое качество у германского дока! Умели же делать!

+0
ответить

MasterIvanov ★★14.08.25 13:51

Описать с таким пафосом морскую буксировку, даже не во льдах СМП и не в ревущих сороковых Южного полушария, а с Европы на Карибы?! Браво! Завтра что-нибудь эпическое забабахую про рутину.

+1
ответить

AndM14.08.25 13:42

Для очистки дна 8600-тонного дока наполняли резервуары только с одной стороны — док почти переворачивался, но не тонул.

+5
ответить

A_Goldstein14.08.25 12:54

Rule, Britannia! (В русском переводе, "Правь, Британия, морями!")

Тезка, сейчас ура-псевдо-патриоты херовы набегут, начнут свои высеры делать...
не обращай на мудаков внимания!

+-1
ответить

leo3621 ★★14.08.25 12:39

Неплохо бы добавить, во что эта операция обошлась коренным жителям Британских колоний.

+-1
ответить

Общий рейтинг комментаторов
Рейтинг стоп-листов

Рейтинг@Mail.ru