Предупреждение: у нас есть цензура и предварительный отбор публикуемых материалов. Анекдоты здесь бывают... какие угодно. Если вам это не нравится, пожалуйста, покиньте сайт. 18+

История №1541646

Борис Викторович Раушенбах, один из основоположников советской космонавтики, академик АН СССР, Герой Социалистического Труда, Лауреат Ленинской премии, был глубоко верующим человеком. Пережитые им жизненные испытания только укрепляли его веру. «Когда-то я полагал, что только точные науки занимаются делом. Но эти науки никогда не дадут объяснения феномену человека, неписанным законам, по которым он живёт и сопряжённым с ними этическими понятиями — справедливости, совести, умению прощать…», — так он напишет уже в конце жизни.
В начале 30-х будущий учёный познакомился с Королёвым, их сблизило увлечение авиапланеризмом. Ещё не закончив институт, Раушенбах уже работал у Королёва, занимался автоматикой крылатых ракет. После того, как Королёв попал под репрессии, его отдел был закрыт, Борис Викторович занялся теорией горения в воздушно-реактивных двигателях. В начале войны он работал на оборонном заводе, однако вскоре его, как немца, интернировали в лагерь под Нижним Тагилом. Официально это называлось «трудовой армией», на деле это был лагерь — бараки, баланда, колючая проволока, конвой и каторжная работа на кирпичном заводе. От зеков «трудармейцы» отличались только тем, что у них не было приговоров, и соответственно сроков.
Борис Викторович не падал духом, и успокаивал солагерников, которые сетовали на несправедливость — сидим без всякой вины. Раушенбах объяснял: мы же немцы, вполне возможно среди нас есть такие, кто сочувствует гитлеровской Германии и готовы ей помогать. Выявить их невозможно, поэтому лучше запереть всех, для блага страны!
«Борис, — говорили ему, — тебе надо по лагерям ездить с агитацией, ты лучше нашего замполита выступаешь».
В лагерном бараке, после тяжелейшей работы, Раушенбах закончил расчёты полёта самонаводящегося зенитного снаряда, которыми занимался до ареста.
Позже рассказывал: «….взяли меня, когда я уже выполнил две трети работы и знал, в каком направлении двигаться дальше. Мучился незавершённостью, места себе не находил, и в пересыльном пункте на нарах, на обрывках бумаги, всё считал, считал и в лагере. Решил задачу недели через две после прибытия в лагерь, и решение получилось неожиданно изящным, мне самому понравилось. Написал небольшой отчётик, приложил к решению и послал на свою бывшую фирму: ведь люди ждут. Мне, видите ли, неудобно было, что работу начал, обещал кончить и не окончил!»
Про Раушенбаха вспомнили, и, по договорённости с НКВД, начали использовать как учёного. Причём в том же бараке: его просто не брали на работу, и он, сидя на койке, продолжал исследования.
В 1948 году научный руководитель НИИ-1 Мстислав Келдыш добился возвращения Раушенбаха в Москву. Работая у Келдыша, он защитил кандидатскую и докторскую диссертации. Разрабатывал теорию вибрационного горения, акустических колебаний в прямоточных двигателях.
Особенностью Раушенбаха, как учёного, было то, что добившись в каком-то направлении весомых результатов, он терял интерес к теме, и, вместо того, чтобы почивать на лаврах и степенно осуществлять научное руководство, он брался за новое для себя направление, и начинал работу с нуля.
Поэтому от Келдыша он перешёл к Королёву, у которого выполнил пионерные работы по ориентации космических аппаратов и их движению в мире, лишённом тяжести. В 1960 году получил Ленинскую премию за уникальную работу по фотографированию обратной стороны Луны (КА «Луна-3»). Менее чем за десять лет под его руководством были воплощены также системы ориентации и коррекции полёта межпланетных автоматических станций «Марс», «Венера», «Зонд», спутников связи «Молния», автоматического и ручного управления космическими кораблями, пилотируемыми человеком.
Продолжая работать в области ракетной техники, Раушенбах начал изучать теорию перспективы в изобразительном искусстве (иконописи), богословие. Уже в 90-е годы вышли в свет его книги, в которых немалое место уделено как вопросам науки, так и вопросам религии, философским обобщениям, размышлениям об обществе и мироустройстве.
Борис Викторович говорил: «Мне кажется, оппозиция между наукой и религией возникла в XVIII-м веке во Франции. Энциклопедисты, выступая против королевской власти, выступали и против Церкви, которая стояла за корону. Именно они породили агрессивный атеизм. Его приняли на вооружение в СССР, и отсюда нынешнее невежество. Лично я часто сталкивался с этим в Академии наук, в разговорах с коллегами. Зная, что я кое-что понимаю в богословии, они иногда обращаются… Я просто поражаюсь их дремучему невежеству! Атеизм ввели в Советской России, не понимая всю глупость этой затеи. Они хотели заменить христианское мировоззрение научным. Но ведь научного мировоззрения не бывает, это чушь и собачий бред! Наука и религия не противоречат друг другу, напротив — дополняют. Наука — царство логики, религия — внелогического понимания. Человек получает информацию по двум каналам. Поэтому научное мировоззрение — обкусанное мировоззрение, а нам нужно не научное, а целостное мировоззрение. Честертон сказал, что религиозное чувство сродни влюблённости. А любовь не побить никакой логикой»
Всю жизнь Борис Викторович принадлежал к лютеранской церкви, посещал протестантские храмы, хотя интересовался православным богослужением, хорошо разбирался в православной иконописи. Обратиться в православие Раушенбах решил после того, как в феврале 1997 года пережил клиническую смерть. Об этом он вспоминал так: никакого тоннеля не видел, но оказался на развилке двух путей, один путь вёл к чему-то светлому и прекрасному, второй - в суету и нервотрёпку. Второй путь - это была жизнь. Поколебавшись, Борис Викторович выбрал жизнь. После больницы он познакомился с протоиереем Владимиром Воробьёвым, который в декабре того же года совершил над ним чин присоединения к Православной Церкви.
В 2024-м году, 4 октября, в день запуска в 1957 году на космическую орбиту первого в мире спутника, в Петропавловской крепости, во дворе Музея космонавтики и ракетной техники, открыт памятник Борису Викторовичу Раушенбаху. Скульптура из гранита и бронзы под названием «Памяти наставника» создана по заказу космонавта Алексея Елисеева
+115
finnn
Послать донат автору/рассказчику
Проголосовало за – 170, против – 55
Статистика голосований по странам
Статистика голосований пользователей
Чтобы оставить комментарии, необходимо авторизоваться. За оскорбления и спам - бан.
13 комментариев, показывать
сначала новые

Ryan22.08.25 21:39

Реальная история чуть другая. Борис Викторович Раушенбах происходил из немцев Поволжья и Эстонии.

До 1942 годаработал в НИИ-3 над реактивными двигателями. Я его помню когда он был зав-кафедрой в МФТИ в 80-x. Великолепный ученый и прекрасный человек.

НИКОГДА НЕ БЫЛ РЕПРЕССИРОВАН. Соответственно не был и реабилитирован, поскольку никогда не был ни судим, ни осужден. А как же "заключение"?
Военкоматы во время войны НЕ БРАЛИ НА ФРОНТ мужиков ряда национальностей: немцев, финнов, румынов, венгров и т.п. ВМЕСТО фронта их мобилизировали в трудовые батальоны, организованные по военному образцу. Как плюс- почти все пережили войну, были демобилизованы в 1946-47 годах и вернулись живыми и с руками-ногами домой. В марте 1942 Раушенбаха вызвали повесткой в военкомат, но направили не в армию, а в такой трудовой батальон. Думаю, что немало посланных на фронт с радостью поменялось бы Раушенбахом местами и поработали бы в тихом тылу вместо войны в холодных окопах под пулями. При этом, в позднем СССР граждане, работавшие в таких трудовых батальонах, считались ветеранами Великой Отечественной войны.

Кстати, в США более 120,000 этнических японцев с американским гражданством загнали в военные центры перемещения (= концентрационные лагеря), где они и сидели с 1942 года до конца войны. При этом, в отличии от СССР, в американские конц-лагеря посадили и женщин и детей. В 1988 году президент Рональд Рейган, от имени Правительства США принёс извинения за интернирование, вызванное "расовыми предрассудками, военной истерией и ошибками политического руководства демократической партии США [во время FDR]".

+5
ответить

finnn ➦Ryan22.08.25 21:45

Поставил Вашему комментарию плюс. Ему ещё нужен заголовок: "Жизнь прекрасна и удивительна"

+2
ответить

adder38➦Ryan22.08.25 23:50

Вот только в американских лагерях не надо было на лесоповал ходить. Условия примерно соответствовали советскому пионерлагерю.

+-1
ответить

Ryan➦adder3823.08.25 01:09

Какой-такой лесоповал??? Вы о чем?? Трудовые батальоны занимались примерно тем же чем пленные немцы после войны и военный стройбат в последующие годы: постройкой жилых домов, ремонтом дорог, мостов и т.п. Типичные проекты для трудовых батальонов во время войны были: разобрать БАМ 30-х, перевезти рельсы и построить рокадную ж/д для снабжения Сталинграда, постройка жилых бараков для эвакуированных заводов (зимой в Сибири в землянках холодно!) и т.п. А в случае Раушенбаха, все сразу мудро признали что от его научной работы для страны и фронта много больше польза- поэтому он стройбатовской работой и не занимался.

А насчет санаторных условий для японцев в американских лагерях - факты говорят о другом. Не зря США в последующие годы выплатили $1.6млрд пострадавшим от этого расизма. Это много. Такие компенсации правительство США выплачивало только компаниям Форд и Дженерал Моторс. Напомню историю. Дженерал Моторс владел критическим Опелем в Нацисткой Германии для войны, а Форд вообще производил военные грузовики и другую военную продукцию для Вермархта в Германии под своим именем. Шла Война, уже и США начали воевать с Германией, а американские компании продолжали получать свою прибыль от бизнеса в Германии. И тут американские ВВС начали бомбить эти заводы. А это же частная собственность которой владеют американские инвесторы! Так что после войны правительство США признало себя неправым с этими "варварскими" бомбардировками американской частной собственности и выплатило компенсации пострадавшим компаниям. Так вот там по кругу было меньше, чем заплатили японцам отсидевшим в американских концлагерях.

+1
ответить

MarikaB22.08.25 20:26

Вот если бы Раушенбах подвел базис для практической теологии и теологии экспериментальной, тогда его отношение к религии стоило бы больше ломанного гроша...

+0
ответить

adder38➦MarikaB22.08.25 23:53

Он был неправ насчёт "религия — царство внелогического понимания". Это искусство – царство внелогического понимания. Об этом Фейнберг хорошо написал в книге "Кибернетика, логика, искусство"

+0
ответить

Жека 7722.08.25 20:23

Хороший наверное был человек.

+2
ответить

SNCHT22.08.25 16:42

Не надо пиздеть. В трудовой армии не было колючей проволоки и конвоиров.

+0
ответить

finnn ➦SNCHT22.08.25 16:51

Я прочитал это в воспоминаниях Бориса Викторовича. Он там был. А Вы были?

+2
ответить

leo3621 ★★22.08.25 13:04

С Фамилией Раушенбах я познакомился в начале века, когда занимался котельными на пульсирующем горении. Идея красивая, жаль, что воплощение было не супер.

Качество самих котлов и автоматики к ним оставляло желать лучшего, хоть котлы ПВ- 100 (пульсирующий водогрейный 1000 кВт) и вошли в "сотню лучших товаров" Российского производства.

На фото- именно эти котлы.

+2
ответить

leo3621 ★★➦leo362122.08.25 13:25

Лишний ноль в скобках - 100 кВт. То ли рука дрогнула, то ли клавиатуру менять пора...

+0
ответить

Жека 77➦leo362122.08.25 20:26

Да ладно, какая не принципиальная разница в нуле, а ты бы доработал автоматику то тада, а?

+1
ответить

Topor22.08.25 12:16

Спасибо за интересную статью! Не знал!

+1
ответить

Общий рейтинг комментаторов
Рейтинг стоп-листов

Рейтинг@Mail.ru