Предупреждение: у нас есть цензура и предварительный отбор публикуемых материалов. Анекдоты здесь бывают... какие угодно. Если вам это не нравится, пожалуйста, покиньте сайт. 18+

История №1557745

Гопники: как появился самый узнаваемый типаж постсоветских дворов

Откуда взялось слово «гопник»

Происхождение слова до конца неясно, но существует несколько версий.
Одна из самых распространённых связывает его с аббревиатурой ГОП – Городское общежитие пролетариата, существовавшее в Петрограде после переворота 1917 года. Там селили бездомных, демобилизованных и беспризорников – будущих мелких хулиганов.
Позже словом «гопники» начали называть уличных подростков, живших по своим «понятиям».
Есть и другая версия: от слова гоп-стоп – слэнгового обозначения уличного грабежа. Как бы то ни было, в обоих случаях слово закрепилось за теми, кто жил «на районе» и решал вопросы «по понятиям».

Рождение феномена

Современный образ гопника сформировался в конце 1980-х – начале 1990-х годов.
Период распада СССР, безработицы и уличной анархии стал благодатной почвой для появления субкультуры «дворовых пацанов».
Они не имели денег, перспектив и стабильности, но имели свой стиль, повадки и кодекс.
Гопники стали неформальной «кастой улицы»: они занимали лавочки у подъездов, контролировали соседние дворы и кичились своей «простотой» – противопоставляя себя «мажорам» и «ботаникам».

Главные признаки гопника

1. Одежда.
Классика жанра – спортивный костюм (часто «Adidas» или «Abibas»), кепка, куртка «бомбер» и кроссовки.
В 90-е это был символ успеха и силы, ведь такой костюм могли себе позволить только «авторитетные парни».
2. Поза «на корточках».
Она возникла из дворовой привычки сидеть на холодных лестницах и асфальте: так было теплее и удобнее. Со временем «присесть» стало знаком принадлежности к определённой уличной культуре.
3. Манера речи.
Смешение дворового жаргона и тюремных выражений. Часто – намеренно грубо, с демонстрацией «власти».
4. Музыка.
Гопники слушали шансон, рэп или «дворовые» песни про зону, дружбу и улицу.
5. Ценности.
Лояльность «своим», сила, презрение к «чужим» и государству, уважение к «авторитетам».

Почему гопники стали символом 90-х

После распада СССР социальная структура рухнула.
Многие подростки выросли без ориентиров: школа и семья потеряли авторитет, а улица стала главным воспитателем.
Гопники воплотили хаос и свободу того времени: грубую, но честную уличную жизнь, где всё решалось кулаком и словом.
Образ быстро попал в массовую культуру: в анекдоты, фильмы и сериалы («Бригада», «Бумер», «Жмурки»).
Появились даже «юмористические» персонажи – вроде «гопников из интернета», которые превратили уличную агрессию в карикатуру.

Гопник как культурный архетип

Со временем гопник стал частью постсоветской идентичности.
Это не просто уличный тип, а отражение социального среза: человека, выросшего в бедности и без перспектив, но сохранившего чувство «дворового достоинства».
Сегодня «гопничество» часто воспринимают иронично – как мем, символ 90-х и даже предмет ностальгии.
Однако за этой иронией скрывается целая эпоха, когда уличная субкультура заменила молодым людям школу, армию и семью.

Почему гопники не исчезли полностью

Хотя уличные разборки и спортивные костюмы ушли в прошлое, само явление трансформировалось. Современные «гопники» – это уже не те, что в 90-х. Они могут сидеть в соцсетях, слушать рэп, но их философия осталась прежней: «уважай сильного и не будь слабым».
Гопничество стало культурным кодом: в нём до сих пор угадываются черты уличной солидарности, ностальгии по «простым временам» и внутренней гордости за «свою правду».

Итог

Гопники – это не просто хулиганы из анекдотов. Это часть истории постсоветского общества, отражение эпохи, когда выживание было важнее законов.
Они исчезли с лавочек, но остались в языке, моде, песнях и мемах – как напоминание о 90-х, когда у каждого района была своя «братва», и жизнь кипела прямо у подъезда.
+-93
Проголосовало за – 20, против – 113
Статистика голосований по странам
Статистика голосований пользователей
Чтобы оставить комментарии, необходимо авторизоваться. За оскорбления и спам - бан.
14 комментариев, показывать
сначала новые

T110007.11.25 23:49

Вот как раз в начале 90х в Москве прекратились драки советских гопников район на район.
Людям стало чем заняться и самореализоваться.

+0
ответить

Жека 7707.11.25 18:13

Не знаю далеко в историю, а тех кого можно назвать гопником, в основном приличные люди. Возможно с маленьким образованием и небольшим кругозором, но как люди приличные. Есть закидонутые стремящиеся обокрасть всякого и имеющие свои взгляды на то что правильно, а что нет. И одного из них мы можем видеть каждый день.

+-2
ответить

Sweep07.11.25 16:06

Все гораздо проще: поза "на корточках" "применялась" когда садились на "парашу", то есть, ходили в туалет "по-большому". Поскольку в местах заключения унитаз считался излишеством, то устраивали отхожее место либо типа "очко", либо типа "чаша Генуя". Поэтому привычка у зэка сидеть на корточках и на полной стопе обусловлена только естественным инстинктом - сходить по-большому.

+1
ответить

ElenaEPetrova 07.11.25 15:20

Ага-ага, жизнь кипела. И у подъезда, и в подъезде - и если мирный житель после выноса мусора не успевал спокойно вернуться домой, он мог быть из(у)битым этими "хулиганами из анекдотов". Или просто по дороге с работы.
А когда такая толпа гопников бежала "на стрелку" мимо нашего дома, то вообще всё живое стремилось спрятаться.
Так что в ...опу этот "культурный код"!

+2
ответить

НМ ★★07.11.25 14:42

"Городское общежитие пролетариата, существовавшее в Петрограде после переворота 1917 года" - да-да-да :-)

Напомнило известного "филолога-любителя" Задорнова :-))))

"В романе В. В. Крестовского «Петербургские трущобы» (1864—1866) в речи одного из персонажей (воровского «патриарха» Викулыча) используется жаргонный глагол «гопать», к которому автором дано толкование «шататься по улицам». В статье Н. Смирнова, посвящённой лексике воровского языка в романе Крестовского, даётся более развёрнутое толкование: «шататься бесприютно по улицам, где ни попало». Кроме того, там же упоминается выражение «(на) гопе» — «в поле или в лесу». Ещё раньше, в 1842 году это значение («Гопать — ночевать на улице») отметил В. И. Даль в своей небольшой рукописи «Условный язык петербургских мошенников, известный под именем музыки или байкового языка». Уж не говоря о еврейской фамилии "Гопник", известной как минимум с середины XIX века.

+6
ответить

НМ ★★➦НМ07.11.25 15:18

"Аффторитетные источники", в частности, пишут: "Советский ГОП №1 располагался в нескольких зданиях гостиницы «Октябрьская» в районе Московского вокзала. Появился он не на ровном месте – до революции здесь же базировалось Городское общество призрения, бравшее под опеку подростков-беспризорников"
https://russian7.ru/post/gorodskoe-obshhezhitie-proletariata-ot/

На самом деле, легко выяснить, что "в нескольких зданиях гостиницы «Октябрьская»" с самого момента постройки в 1851 г. практически всегда была именно гостиница, в 1851 -1887 гг. - "Знаменская" (по названию площади), а с 1887 по 1918 г. - фешенебельная гостиница "Северная". "1 сентября 1918 года всё движимое имущество гостиницы было описано. Здание и вся обстановка перешли в распоряжение Управления Николаевской (Октябрьской) железной дороги. В конце 1929 года помещения бывшей гостиницы были Управлением дороги освобождены. В 1930 году в здании вновь открылась гостиница под новым названием «Октябрьская»".
Никаких "Городских обществ призрения" в СПб никогда не существовало (существовало "Императорское человеколюбивое общество" - как говорится, почувствуйте разницу! - и был ряд домов призрения, названных по имени их "спонсоров", например "Дом Императрицы Александры Фёдоровны для призрения бедных", "Демидовский дом призрения трудящихся", и т.п.)

+4
ответить

sabbakka07.11.25 14:16

Отмечу, что гопники — не только постсоветское явление. В Великобритании, например, есть чавы (chav), в Ирландии и Шотландии — knacker, ned, в Австралии — bogan, испанские cani, французские ракаи. Японские yanki, кстати, тоже любят сидеть на корточках, а польские dres (они же blokersi) — чисто пацаны с района. Даже в Израиле есть, ars называются вроде.

+3
ответить

kamakama 07.11.25 13:53

"уважай сильного и не будь слабым" - а что, капитализм продвигает какие-то другие идеи? только в виде "уважай богатого и не будь бедным"?

+0
ответить

javs 07.11.25 13:38

Насколько я помню,поза на корточках - что то из тюремной этики. То ли так конвоиры толпу арестантов так усаживали, то ли по другому сидеть было зашкваром. И да, на носках сидеть было нельзя, только на полной стопе

+0
ответить

finnn ➦javs07.11.25 15:06

Корточки - не из тюремной этики, а из тюремной практики. На этапах зекам часто приходилось оставаться в замкнутом пространстве, не оборудованном какой-либо мебелью. Чтобы не стоять всё время, привыкали сидеть на корточках. Потом привычка оставалась, по ней сразу вычисляли бывших зеков, или тех, кто хотел таким казаться.

+0
ответить

javs ➦finnn07.11.25 15:11

Ну я не спец в этом вопросе, так, где то что то слышал в дворовой компании пацаном... Насколько помню, важно сидеть, опираясь на полную стопу. Почему - уже не помню, вроде как "на пальца" петухм сидят, что ли...

+0
ответить

Driver 07.11.25 13:36

Как правильно? На хуй такую историю или в звезду?

+2
ответить

mitosSmitos 07.11.25 13:30

Только у меня сложилось впечатление, что текст сгенерирован ИИ?
И катринка, походу тоже.
Чуваки на фотке, ксатати, "неправильно" на корточках сидят - явно позируют.

Правильно - с плоской стопой полностью опирающейся на землю и полностью опустив тело вниз. Но у нетренированных для этого не хватает растяжки и они "садятся" как на фотке. В такой позе больше минуты не просидишь - все мышцы напряжены. Они фактически стоят на носочках с согнутыми коленями, а не сидят.

+3
ответить

Enclaver➦mitosSmitos07.11.25 22:56

>>Только у меня сложилось впечатление, что текст >>сгенерирован ИИ?

Не только у Вас)
Тоже к середине текста подумал, что похоже на ИИ.

И таки да, Ваше впечатление было верным.

+0
ответить

Общий рейтинг комментаторов
Рейтинг стоп-листов

Рейтинг@Mail.ru