Предупреждение: у нас есть цензура и предварительный отбор публикуемых материалов. Анекдоты здесь бывают... какие угодно. Если вам это не нравится, пожалуйста, покиньте сайт. 18+

История №1564198

Все четыре двигателя остановились на высоте 37 000 футов (11 277 метра)— и объявление капитана позже войдёт в историю как одно из самых спокойных и выдержанных в авиации.

24 июня 1982 года. Семь миль над Индийским океаном.
Рейс British Airways 9 — Boeing 747 с 263 людьми на борту — спокойно летел сквозь темноту, когда начало происходить невозможное.

Сначала экипаж заметил огни Святого Эльма: странное голубоватое свечение, будто электрические разряды скользили по стеклу кабины.

Затем вдоль крыльев появились мерцающие искры, словно самолёт оставлял за собой огненный след.

Капитан Эрик Муди и его команда имели огромный опыт. Тысячи часов налёта. Непогода, турбулентность, аварийные ситуации — всё это они уже проходили.

Но ничего подобного не видел никто из них.

И вот раздался сигнал тревоги, которого боится каждый пилот.

Сначала остановился четвёртый двигатель.

Через несколько секунд — второй.

Потом — первый.

И в конце — третий.

Менее чем за полторы минуты все четыре двигателя полностью отказали.

Полная тишина.

На высоте 11 километров.

Потеря одного двигателя — неприятность.
Потеря двух — серьёзная авария.
Потеря трёх — катастрофа.

Но потерять все четыре?

Такого не может быть. Никогда.

Тем не менее капитан Муди оказался за штурвалом гигантского «планёра» весом 300 тонн, без тяги, без энергии и с 263 жизнями на руках — не понимая, что произошло.

747 начал стремительно снижаться. Внизу — чёрная бездна океана и гористая местность Индонезии.

У экипажа были считанные минуты, чтобы выяснить причину и попытаться перезапустить двигатели.

В салоне люди видели странные искры за окнами. Кислородные маски выпали из потолка. Воздух наполнился едким дымом с запахом серы.

Пассажиры начали писать прощальные записки.

И тогда прозвучал самый спокойный голос, который только можно себе представить:

«Дамы и господа, говорит ваш капитан. У нас небольшая проблема. Все четыре двигателя остановились. Мы делаем всё возможное, чтобы запустить их снова. Надеюсь, вы не слишком встревожены».

“Небольшая проблема”.
Все четыре двигателя остановились.
В небе, над океаном.

Это было не просто британское хладнокровие — это было лидерство.

В кабине пилотов царил контролируемый хаос.

Кислородная маска первого офицера Роджера Гривза сломалась — он задыхался в разреженном воздухе. Муди немедленно начал снижение, чтобы опуститься туда, где можно дышать.

Бортинженер Барри Таунли-Фримен лихорадочно перебирал инструкции по перезапуску двигателей, в то время как второй пилот Барри Фремантл связывался с Джакартой.

Они пытались запускать двигатели снова и снова.

Ничего.

Ещё раз.

Ничего.

10 попыток. 12. 15.

Каждая неудача — это потерянная высота, потерянное время, потерянная надежда.

15 000 футов.
14 000 футов.
13 000 футов.

Где-то в темноте под ними поднимались горы Явы.

И вдруг, на высоте 13 500 футов, произошло невероятное:

Двигатель №4 закашлял и ожил.

Затем — двигатель №3.

Потом — №1.

И наконец — №2.

Все четыре.
Мёртвые 13 минут.
После падения на 13 000 футов.

Они снова заработали.

У них снова была тяга.
Снова контроль.
Снова надежда.

Но опасность не исчезла.

То, что вывело из строя двигатели, полностью испортило и лобовое стекло: оно стало почти непрозрачным — словно отшлифованным миллионами микрочастиц.

Муди почти ничего не видел.

Им предстояло посадить повреждённый самолёт почти вслепую.

Они использовали боковые окна, приборы и указания с земли.

И невероятным образом капитан Муди посадил израненный Boeing 747 в Джакарте, в аэропорту Халим Перданакусума.

Никто не погиб.

Все 263 человека вышли живыми.

Лишь после посадки стало ясно, что произошло.

Вулкан Галунггунг на Яве извергался.
Он поднял в небо гигантское облако вулканического пепла высотой восемь миль.

Рейс 9 пролетел прямо через него — в полной темноте.

Вулканический пепел — это не дым. Это тончайшие частицы стекла и камня. Он не виден на радаре. Его невозможно разглядеть ночью.

В горячих реактивных двигателях пепел моментально плавится, превращается в стекловидную массу и «душит» двигатель.

Двигатели снова заработали только потому, что самолёт снизился ниже облака, где холодный воздух позволил застывшему стеклу отколоться.

Это было чудо — но чудо, ставшее возможным благодаря профессионализму экипажа.

Эта история навсегда изменила авиацию.

После 1982 года были введены:

• глобальные системы обнаружения вулканического пепла
• оповещения авиалиний в реальном времени
• немедленные изменения маршрутов
• программа International Airways Volcano Watch

Капитан Муди и его команда спасли не только 263 человека —
они спасли тысячи в будущем.

Он продолжал летать до самой пенсии. Его знаменитую фразу цитируют в авиационных школах до сих пор:

«У нас небольшая проблема. Все четыре двигателя остановились».

Это и есть лидерство:
спокойствие среди хаоса, решительность среди страха, стойкость перед невозможным.

И главный урок таков:

Невозможное случается. Но нужно быть готовым.
Спокойствие спасает жизни. Паника — наоборот.
Никогда не сдавайся. Экипаж пробовал больше 15 раз.
Остановись они на четырнадцатой попытке — никто бы не выжил.

24 июня 1982 года.
Четыре двигателя остановились на высоте 37 000 футов.
У экипажа было 13 минут, чтобы победить невозможное.

Они не видели причину.
Не видели облака пепла.
Не видели взлётной полосы.

Но они думали.
Пробовали.
Не сдавались.

И 263 человека выжили, потому что четыре мужчины отказались принять невозможное.

Это не просто авиационная история.
Это напоминание: даже когда в жизни “отказывают все четыре двигателя” —
ты продолжаешь. Спокойно. Уверенно. Без капитуляции.

Потому что иногда именно пятнадцатая попытка — спасает.

Из сети
+293
Проголосовало за – 353, против – 60
Статистика голосований по странам
Статистика голосований пользователей
Чтобы оставить комментарии, необходимо авторизоваться. За оскорбления и спам - бан.
23 комментария, показывать
сначала новые

pocetitel07.12.25 23:03🇷🇺

15000, 14000, 13000 и ничего. А потом на 13500 вдруг завелось.

+0
ответить

Доктор Зло07.12.25 22:53🇷🇺

А Вы к авиации то причастны?
Я вот - да, и образованием, и работой, но молчу.
Вы лет 10 полетайте, а потом советы, как выруливать из вулканического облака давайте.

+0
ответить

Некто Леша ★★★★★07.12.25 21:59🇷🇺

Как только лобовое стекло кабины начало мутнеть и отказал первый двигатель, капитан мог бы догадаться, что попал в облако вулканического пепла, и немедленно выключить остальные три двигателя, чтобы их не портить. А потом вспомнить физику, что раскаленный пепел довольно быстро взлетает вместе с горячим воздухом на высоту нескольких км и там остыв застревает надолго. Так что под пепельной тучей скорее всего окажется чистый воздух. Еще можно было вспомнить, что лайнер с выключенными двигателями будет планировать с 11 км примерно 100-200 км в зависимости от ориентации к ветру и его скорости. А размеры тучи могут оказаться гораздо меньше, главное из нее вылететь.

Еще можно было сообразить с момента появления электрических огней и отключения первого двигателя, что всего минуту-другую назад полет шел нормально, сквозь кабину были отчетливо видны звезды. Значит, зона чистого воздуха осталась чуть позади! Туда и надо было планировать, развернув лайнер на 180 градусов. Запасов потенциальной энергии ему бы хватило при любом вираже на падение в любую сторону на многие десятки км - главное выбраться из тучи! И отлетев подальше, снизившись до высоты километров 5- 6, снова включить двигатели.

О существовании высоченных туч пепла от извержения вулканов человечество знало с тех пор, как вообще обрело разум, минимум последние 200 тыс. лет. Но опытным британским пилотам такая гипотеза просто не пришла в голову!

Ну, если пробелы в образовании, можно было включить хотя бы смекалку. Самолет влетел в непонятную хтоническую хрень, вызвавшую помутнение стекла и отключение моторов одного за другим. Значит, надо убраться из этой зоны поскорее, развернув самолет и переменив высоту! Не дожидаясь отключения последнего двигателя!

А вышло как в анекдоте про чукчу, который летел по бескрайней тундре на четырех парах оленей, запряженных цугом. Долетел до обрыва над морем. Упала первая пара, потом вторая, третья...

Чукча удивленно глядит на этот феномен, но продолжает двигаться вперед, успев воскликнуть:
- Однако, тенденция!

+0
ответить

dmalkin➦Некто Леша08.12.25 00:13🇮🇱

Кто его знает что видно ночью лётчику через стекло в облаке или туче. Фар у самолёта нет, возможно что они даже не могли понять что стекло потеряло прозрачность, оно довольно толстое. Был случай когда забыли снять с трубок Пито изоленту (или чем их там заклеивают при обработке) и самолёт разбился о воду поскольку у лётчиков ночью не было ориентиров над морем, а также показаний скорости. Возможно что таких прецедентов раньше просто не случалось, тем более что о извержении вулкана они не знали. На дороге иногда можно за секунду влететь в туман когда не видишь даже обочины. Всё равно они большие молодцы.

+0
ответить

Некто Леша ★★★★★➦dmalkin08.12.25 00:57🇷🇺

На высоте 11 км звезды видны великолепно, а часто и Луна, даже через пассажирский иллюминатор. Облака остаются далеко внизу. Не заметить, что лобовое стекло пилотной кабины стало матовым - это не просто молодцы, а фееричные.

Об извержении конкретного вулкана они могли и не знать, а вот о существовании на планете нескольких сот действующих вулканов и нескольких десятков извержений ежегодно знать были обязаны, потому что летели именно над территорией наибольшей вулканической активности.

Единственное разумное объяснение - к моменту попадания в вулканическое облако весь экипаж спал. Доверившись автопилоту и жужжанию датчиков в случае неполадок. За полторы минуты, пока один за другим вырубались 4 двигателя, удалось разбудить первого пилота. Тот первым делом сообразил, что нужно избежать паники на борту, и выдал свое объявление. Через несколько секунд до него дошло, что это скорее всего вулканическое облако. Если бы не пытался врубить двигатели 15 раз подряд, а подождал бы минуты три планирования спокойно, они завелись бы с первой попытки. Попавшая в турбины зола выветрилась, новой не поступает - самое время продолжить нормальный полет.

История из этого случая вышла нравоучительная - сражайтесь отчаянно до последнего, даже если никакой надежды уже нет.

Вот и я добавил нравоучительное - иногда не мешает спокойно сообразить, а что собственно происходит. Летчикам еще повезло, что по их командам двигатели не завелись снова в вулканическом облаке, могли испортиться окончательно.

+0
ответить

finnn 07.12.25 21:31🇷🇺

Моё детство прошло в подмосковном городе Раменское. Он совсем не авиационный, но совсем рядом город Жуковский (название говорит само за себя, на основе взлётных полос Лётного исследовательского института имени М.М. Громова создан недавно международный аэропорт), и тогда был ещё аэропорт Быково. И вот однажды я приехал на электричке в свой город, знакомый до слез, сажусь в автобус, чтобы доехать до дома, а там уже сидит пьяный-препьяный мужик, который вещает всему окружающему миру (это я), что он бывший лётчик, и именно в этот день у него
знаменательная дата, - в этот день, много лет назад, была какая-то экстремальная ситуация, и он спас самолёт, и всех пассажиров. "Они мне звонят, пишут, благодарят, - говорил мне бывший лётчик. - Они думают, что я их спасал. Да мне на них набрать было, я себя спасал..."

+0
ответить

Svetozar07.12.25 20:06🇫🇮

Давно таких сташилок не читал.
Аж мурашки.
Ну хоть смогли как то выкрутиться, а то без моторов в море садиться это дурной выход.

+0
ответить

AleM 07.12.25 18:57🇷🇺

>Двигатели снова заработали только потому, что самолёт снизился ниже облака,
>где холодный воздух позволил застывшему стеклу отколоться.
Что за бред? А на высоте 37 000 футов какая была температура по Вашему? Да там ваще мороз -50°C если мне не изменяят память.

+1
ответить

Nik Name➦AleM07.12.25 19:07🇱🇹

Перечитай ещё раз: Самолёт влетел в облако вулканического пепла. ГОРЯЧЕГО.
Температура воздуха ВНЕ этого облака самолёту ВНУТРИ него - пофиг, пока НЕ ВЫЛЕТЕЛ ИЗ НЕГО.
В данном случае - не ВПЕРЁД, а ВНИЗ. Но хотя бы ВЫЛЕТЕЛ.

+0
ответить

AleM ➦Nik Name07.12.25 19:53🇷🇺

Хочешь сказать, что пепел закинутый на высоту более 10 км продолжал оставаться горячим? Ну-ну...

+0
ответить

Nik Name➦AleM07.12.25 23:50🇱🇹

А иначе он упал бы.
И "горячий" по сравнению с "-50", а не с "+20".
Даже "0" будет весьма эффективно игнорировать окружающие его "-50", если это целое облако на километры.

+0
ответить

Grok07.12.25 18:19🇺🇸

TLDR - самолет летел, но не упал

+2
ответить

dobrovit 07.12.25 18:17🇲🇩

Летит лайнер на высоте 10 тысяч метров. Вдруг командир вызывает стюардессу и говорит: "Слышь, Марина, у нас отказал один двигатель, пойди скажи пассажирам, мол, ничего страшного, прилетим на час позже!"
Ну, выходит она в салон и говорит: "Уважаемые пассажиры! У самолёта отказал один двигатель, не волнуйтесь, просто прилетим на час позже!"
Летят дальше. Снова командир зовёт стюардессу: "Марина, отказал второй двигатель. Скажи, прилетим на два часа позже!" Стюардесса: "Уважаемые пассажиры! К сожалению, у нас отказал второй двигатель, но ничего страшного, просто прилетим на два часа позже!"
В третий раз зовёт командир. "Пиздец, Марина! У нас отказали все двигатели! Пойди скажи им что-нибудь!"
😢
Стюардесса упавшим голосом: "Уважаемые пвссажиры! У нас отказали все двигатели..." Её перебивает недовольный мужской голос: "Так что, бл@ть, нам теперь всю ночь лететь, что ли?!" 🤔

+4
ответить

Алитет07.12.25 17:49🇷🇺

Почти у каждого человека старше 50 лет есть воспоминание о том, как хладнокровие и настойчивость позволили ему спастись или спасти. Может, не 260 человек, а одного.

+1
ответить

AleM ➦Алитет07.12.25 19:00🇷🇺

Сын проглотил какую-то мелкую деталь от игрушки и начал задыхаться. Жена схватила его за ноги и стала трясти вниз головой, игрушка выпала и сын задышал.
Мне об этом случае рассказала сестра жены уже через 30 лет после события...

+3
ответить

Жека 7707.12.25 16:40🇷🇺

Также важно чтобы зарядки в батарейке хватило. Провернуть турбину прилипшую застывшим стеклом, это вам не пьяным дирижировать.

+2
ответить

LimeGreenSky07.12.25 16:10🇦🇲

Не очень понятно, кто героический "четвёртый" мужчина. Основной экипаж 747 тех лет - три человека.

+0
ответить

shurkin1977➦LimeGreenSky07.12.25 16:54🇷🇺

Вероятно радист Морзе.

+3
ответить

Plato07.12.25 16:06🇷🇺

В принципе, возможна и посадка на воду, для этого самолеты спасжилеты и возят, Индийский океан все-таки не Северный Ледовитый, тем более в Индонезии островов много и развитое судоходство, это не за тыщи км от ближайших судоходных путей.
И когда лобовое попало в пескоструйку можно было и догадаться про пепел, и попытаться снижением выйти из облака.

+-1
ответить

ЪУЪ07.12.25 15:36🇷🇺

Вот-вот. Бывали случаи, когда двигатели можно было и не пытаться запустить по причине отсутствия топлива, тем не менее лайнеры все равно сажали без тяги. В одном случае это было над Атлантикой, пилоты планировали до ближайшего острова с ВПП около 120 км, что стало рекордом для пассажирского лайнера.

+0
ответить

abai07.12.25 14:21🇷🇺

Эта история давным-давно изложена на сайте "Расследования авиакатастроф"

+0
ответить

John Freeman07.12.25 13:58🇷🇺

Обделались лёгким.
Самая жесткая катастрофа с самыми крутыми пилотами была на моей памяти когда 747 Японии упал.
Там такие вещи вытворяли , но не помогло. Внезапно там была пара выживших.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B0_Boeing_747_%D0%BF%D0%BE%D0%B4_%D0%A2%D0%BE%D0%BA%D0%B8%D0%BE

+1
ответить

Озорник07.12.25 13:48🇷🇺

А что ещё они делать кроме как пытаться запустить двигатели !

+0
ответить

Общий рейтинг комментаторов
Рейтинг стоп-листов

Рейтинг@Mail.ru