чиновники от работающих на себя
предпринимателей отличаются в худшую сторону по многим пунктам:
1. Успешность чиновника определяется в первую очередь умением понравится
начальству и способностью к кабинетным интригам, и только во вторую (или
третью) - деловыми качествами. То есть при плановой системе руководят
экономикой не те, кто может делать это наиболее эффективно, а те, кто
сумел занять соответствующую должность.
2. Ответственность за конечный результат и заинтересованность в нем у
чиновника несравнимо меньше, чем у работающего на себя предпринимателя.
При советской номенклатурной системе начиная с определенного уровня
ответственности вообще практически не было. Завалил сельское хозяйство,
ничего, перебросили на строительство.
3. Результаты деятельности чиновника оценивает начальство, а не
потребитель. Соответственно, можно, например, производить то, что никому
не нужно, лишь бы план выполнять. Помните способ продажи неходовых
товаров «в нагрузку»? Исключительно эффективно – делать то, что можно
продать только принудительно. Предприниматель никогда бы до этого не
додумался в силу классовой ограниченности.
4. Чиновник распоряжается чужими средствами и ресурсами, и с пользой для
себя может делать это исходя из соображений, к экономической
эффективности отношения не имеющих.
5. Чиновник заинтересован в том, что бы его предприятию, району, отрасли
и т. д. выделялось как можно больше средств и ресурсов (не за его же
счет), а в их экономии он заинтерсован гораздо меньше. Сэкономишь -
срежут норму выдачи.
Po-Vashemu neponyatno, kak tol'ko takie krupnye mirovye koncerny, kak
Coca-Cola ili tam General Motors voobsche ne razvalivajutsa. Pribyl' -
ne edinstvennaja motivacija rabotat' horosho. Kar'era, polozhenie v
obschestve, bojazn' tyur'my za halatnoe upravlenie, v konce koncov.
Kak skazal odin moj znakomyj professor nyne vo France, esli by delo
bylo v den'gah, torgoval by v Rossii pirozhkami.