Предупреждение: у нас есть цензура и предварительный отбор публикуемых материалов. Анекдоты здесь бывают... какие угодно. Если вам это не нравится, пожалуйста, покиньте сайт. 18+

История №1575148

К ночи 22 января 1991 года в уже гибнущем СССР началась "павловская реформа", она же - обмен крупных денежных купюр. Реальной причиной настоящего грабежа населения была попытка "срезать избыточный денежный навес" (у народа оказалось в разы больше денег, чем продуктов и товаров в стране), решить проблему дефицита и не задирать цен - чтобы не вызвать восстания.

Реформа проходила на фоне пустых "горбачевских" прилавков, табачных и алко-бунтов. При этом официальной причиной реформы была названа борьба с фальшивыми рублями, якобы завозимыми в СССР из-за рубежа для разрушения страны.

22 января 1991 года Горбачёв подписал Указ об изъятии из обращения и обмене 50- и 100-рублёвых купюр образца 1961 года - об этом сообщили по ТВ в 21:00 по Москве. Все финансовые учреждения и магазины уже были закрыты. Самые находчивые (особенно жители столиц и "лимита" побежали менять купюры в кассах метро, железнодорожных вокзалов и у таксистов (которые не знали про указ). Кто-то успевал отправить родне или самим себе крупные денежные переводы в отделениях почты при вокзалах, работавших до 24 часов. Суперхитрые покупали самые дорогие ж/д- и авиабилеты на "через неделю" - чтобы потом сдать их.

С вкладов при этом позволяли снять только до 500 ₽. А обменять можно было до 1000 ₽. Для пенсионеров норма была еще меньше — 200 ₽. Зато им на два дня продлили сроки обмена. Бедные граждане (которым было нечего обменять) за "сотню-тыщонку" меняли деньги для "зажиточных" соседей, коллег и друзей. Но самый ад наступил для нелегальных коммерсантов, сдатчиков жилья и копивших на машину или квартиру наличными "под матрасом".

"Коммерсант" в номере от 24 января 1991 года писал "Реформа больше напоминает если не хорошо продуманный грабеж, то по крайней мере боевую операцию, где в роли противника выступает народ". Итог - сбережения отняты, денежная масса сократилась лишь на 8%, дефицит - остался, цены - взлетели.

С тех пор россияне опасаются любых слухов про обмен денег — вспоминая, как это происходило в начале "демократических 90-ых".
+218
Проголосовало за – 258, против – 40
Статистика голосований по странам
Статистика голосований пользователей
Чтобы оставить комментарии, необходимо авторизоваться. За оскорбления и спам - бан.
44 комментария, показывать
сначала новые

leo3621 ★★26.01.26 18:32🇷🇺

Брат рассказывал. Он работал начальником коммерческого отдела на заводе лифтового оборудования. Январь 1991.

К главному бухгалтеру на их заводе приходит простой сварщик с механического участка - Савельич его звали.

- Э, Савельич, ты куда это с чемоданом?

Тот прикрывает дверь, убедившись, что их никто не видит и не слышит, открывает чемодан - полный стольников и полтинников.

- Обменяешь, половина твоя.

Судя по тому, что история стала известна на заводе, обмен, к сожалению не состоялся...

+0
ответить

fidel_castro25.01.26 20:14🇷🇺

Дядя с семьей в начале февраля эмигрировал в Новую Зеландию. Условия были весьма мягкими: гражданство СССР сохранялось, и можно было вывезти через ленинградский порт контейнер. Оплата предусматривалась 23 января утром. Контейнер и услуги таможни оценивались что-то около 3 тыс. И тут как грянуло сообщение в 21:00. А у дяди только 50- и 100-рублевые купюры. В общем, все ближайшие родственники обменяли на 25-рублевки и меньше. Даже я "обменял" свои накопления около 400 рублей (будучи студентом, подрабатывал в кооперативе, куда дядя и пристроил).
Как мы в ближайшие 2 дян стояли в очереди, это уже другая история. А дядя благополучно расплатился.

+1
ответить

Ssss25.01.26 10:23🇷🇺

То ли дело ельцин с гайдаром. Эти мелочиться не стали. Отобрали вклады, цены в один день увеличили раз в пять. И это только январь 92года.

+2
ответить

Правдоруб Адекват➦Ssss25.01.26 17:10🇷🇺

И тот и другой ведь не из вакуума возникли.
Это ведь те самые члены коммунистической партии, комсомольцы и передовики производства. Выходцы прямиком из ЦК КПСС.

ЕБН так вообще по лучшим практикам нынешних западных политтехнологов ездил на общественном транспорте, "с народом", ещё до того, как это стало мейнсримом (так что меня особо умиляют восхищенные возгласы очередной либшизы, узревшей очередного "президента" или "премьера" евросовковой страны в магазине или метро).

+2
ответить

Ssss➦Правдоруб Адекват25.01.26 18:11🇷🇺

И тот и другой ведь не из вакуума возникли.
---
Ну да. Просто забавно как те же самые люди что в начале 90х говорили "потерпите пару лет и ух как хорошо будете жить" теперь говорят"у вас
ностальгия по СССР потому что вы тогда
молодые были". Вот и сейчас гневно обличают павловскую реформу с обменом а вот гайдаровскую заморозку вкладов как то умалчивают.
Ну я был молодой и в 88год( после армии) и в 92году тоже. Но вот по 92 году никакой ностальгии я чтото не испытываю.

+3
ответить

Правдоруб Адекват➦Ssss26.01.26 09:02🇷🇺

Ну, в защиту СССР могу сказать, что в 80-е, которые я помню, жить было НАМНОГО лучше чем в 90-е, которых мне никогда не забыть.

+0
ответить

Соломон Маркович ➦Ssss26.01.26 17:38🇳🇱

Таки мы одногодки и я тоже помню этот треш

+0
ответить

Dimas 25.01.26 03:21🇩🇪

Хорошо помню очередь в банк на морозе. Нам пришлось сделать некоторые бухгалтерские документы, чтобы поменять наличку кооператива. А когда вошли внутрь банка, то увидели людей с мешками налички. Мешками не инуассаторскими, в как из под картошки - метр с кепкой в высоту. С заводов и фабрик привезли ещё не выданную зарплату. И все это нужно было пересчитывать руками.
Такая вот развлекуха.

+2
ответить

ana goly25.01.26 00:31🇨🇱

Не совсем так. Можно было обменять и больше на районной комиссии подтвердив источник дохода.

+0
ответить

maxuta24.01.26 22:26🇩🇪

Моя бабка накопила мне "тыщу", хотела подарить к какой-то дате. Не успела.

+2
ответить

au324.01.26 21:32🇱🇹

Нормальному гражданину павловская реформа была до лампочки ибо хранили в сберкассе на счетах. За советское время видел сотку одну и 2-3 50ки. Такие купюры еще где-то достать надо было, зарплату такими почти не платили.

+-6
ответить

asto0324.01.26 19:53🇷🇺

Я помню шутку из КВН на эту тему: "Решением партии и правительства в СССР ликвидирована партия зелёных, а также жёлтых".

+3
ответить

НМ ★★24.01.26 19:32🇹🇷

Моя старая история:
"Рассказывала мне знакомая году в 1993-ем.
Летом 1991 года у нее умерла бабушка, около 80 лет. Последние 2 года она почти не ходила, постоянно лежала на кровати в своей комнате, на этой кровати и умерла.
Дочь с зятем погоревали, и после похорон решили выкинуть старую бабушкину кровать.
Их внимание привлекла какая-то неровность в матрасе. Решили посмотреть, что внутри - обнаружили ДВАДЦАТЬ ТЫСЯЧ рублей - все 50-рублевыми купюрами. За эти деньги еще недавно можно было бы купить "Волгу", или даже две (если по госцене), или большую кооперативную квартиру, или пару небольших домов в деревне. После Павловской реформы - уже ничего.
Знакомая рассказала, что ее отец с горя ушел в запой на пару недель, периодически бормоча себе под нос: "Своими бы руками убил бы полгода назад, если б знал!" В итоге, по примеру многих, полусотенными купюрами был обклеен туалет типа "сортир" на фазенде.
Источник такой суммы денег у, казалось бы, малообеспеченной пенсионерки так и остался для ее родных невыясненным - то ли бабка банк ограбила на старости лет, то ли еще что криминальное.
Официальная зарплата у нее, мелкой конторской служащей на заводе, даже не бухгалтера - никогда не превышала 70 руб."

https://www.anekdot.ru/an/an2402/o240212;100.html#3

+5
ответить

fidel_castro➦НМ25.01.26 15:21🇷🇺

Была здесь история (в принципе, ее можно найти) от кого-то, кому летом 1991 г. было лет 14-16. Взял он почитать какую-то серьезную шибко умную книгу. Открывает, а оттуда выпадает 50- или 100-рублевая купюра. Одна, но всё равно "абыдна, да". Ну и "бонусом" легкий подзатыльник от отца - "раньше надо было браться за такие книги, сынок".
Как-то примерно так.

+2
ответить

Правдоруб Адекват24.01.26 18:31🇷🇺

Ну, не первый грабеж советского народа, устроенный уникальными советскими экономистами.

Денежная реформа 1961 года.

Моя прабабка топила печку рублями, вырученными за продажу половины дома.

+7
ответить

Янги24.01.26 18:12🇷🇺

Реальной причиной настоящего грабежа населения была попытка..

- Вау! Живой свидетель принимаемых государственных решений! Наверное из самого политбюро! Знал какие причины реальные, а какие не реальные.
А что так долго терпел и не рассказывал?
Подписку давал о не разглашении?

+-6
ответить

Andreiiiii24.01.26 15:51🇷🇺

Для работающих меняли в размере оклада. Дебилы... Что горбач, что его гайдаровские последыши.

+4
ответить

Жека 7724.01.26 14:59🇷🇺

Словосочетание "с тех пор" лишнее. Моя бабуля была жива и в трезвой памяти. Она очень хорошо помнила и 1947, и 1961. Она заранее чуяла что надвигается, но мамуля сотню то наличкой имела и когда её меняла на родном заводе, имела ещё и неприятный разговор с лицом в сером пинджаке, откуда говорит он, у матери одиночки целая сотенная бумажка? Ну за одну бумажку в СССР не сажали, как бы не злословили демократы и доброжелатели, а разговор профилактический был.

+7
ответить

yura987 ➦Жека 7724.01.26 15:34🇷🇺

В то время уже было столько ворья, жуликов всех мастей, кооператоров-перекупов (напр. мыльные короли - скупили по всей стране мыло и переработав (разлив в другие формочки, продавали за бешеную цену). Да и люди в серых пинжаках стали другие. Мой одногруппник (незадолго) был взят в "контору", его напр. - бизнес (кооператив - закупка орг. техники на западе - продажа). Так, что ваши 100 рублей в то время, "похожи на детскую игру в крысу"(с).

+-4
ответить

yura987 ➦yura98724.01.26 15:38🇷🇺

Добавлю про одногруппника - впоследствии $ миллионер.

+0
ответить

Жека 77➦yura98724.01.26 22:36🇷🇺

Ну да, помним мы эти кооперативы создаваемые при ВЛКСМ. Только ваша осведомленность не повод всех под одну гребёнку и на свой вкус. Не к чему грубить.

+4
ответить

yura987 ➦Жека 7724.01.26 23:23🇷🇺

Про сотенную бумажку вашей мамы утрировать не надо - никаких первых отделов не хватило бы разговоры разговаривать по поводу одной бумажки. И я знаю не со слов мамы, а сам уже работал. Да, и похер все и всем уже было, как я написал и хотел донести, а вы про какую-то осведомленность, гребенку и вкус, да еще обиделись - на что? Цитату из Ильфа...?

+-1
ответить

Жека 77➦yura98725.01.26 07:00🇷🇺

За давностью события, не помню подробности, тем более что мне было то 13 лет. И разговор был не со мной. Я просто недалеко находился. Но даже при наличии отдела у КГБ на том предприятии, я не думаю что они лично следили за этим. Скорее всего это был какой-то гандон из коллег по работе, возможно профсоюзной или партийной линии, по привычке пробивающий грудью свою карьеру и показывающий свою необходимость "делу Ленина".

+0
ответить

yura987 ➦Жека 7725.01.26 08:05🇷🇺

Мой двоюродный брат, наладчик, к тому времени уже сдал обратно партбилет, как и все работяги в цехе. Да, было и такое - собирались, и всей толпой шли в партком, сдавали партбилеты - от з\п 6% не лишние. Повторюсь все пошло по пизде, и уже давно.
Я к тому, что зачем комментировать то, что не знаете или что-то, где-то слышали. Подождите, когда наше поколение очевидцев уйдет или станет недееспособным - вот тогда и ловите свой хайп на мифических сенсациях.

+1
ответить

Пездыбайлов24.01.26 14:34🇩🇪

Поэтому незыблемости и честности банковской системы страны верят только ххомячки, родившиеся после 1998г.И то не 100℅.

+6
ответить

darth95524.01.26 14:26🇳🇱

Обменять полтинники можно было по месту работы, две бумажки на брата.
Я даже пособил мастеру. У меня таких крупных купюр не было.
Через год, при переезде, я нашёл заначку в книге...

+5
ответить

Nik_v_nik➦darth95524.01.26 14:51🇷🇺

😂😆🤣 Через год, при переезде, я нашёл заначку в книге...

Хорошая история. 🤭👍

+1
ответить

darth955➦Nik_v_nik24.01.26 15:27🇳🇱

С тех пор ничего не прячу на чёрный день.
Вселенная видимо так понимает, - раз я деньги изымаю из обращения, значит они мне не нужны)))

+2
ответить

Nik_v_nik➦darth95524.01.26 15:57🇷🇺

Да.
Вселенная, она ваще баба стрëмная. 😄

+1
ответить

eva13 24.01.26 14:20🇷🇺

А у меня в тот момент не было ни одной 50- и 100-рублёвой купюры... и вся эта вакханалия как-то прошла мимо меня.

+1
ответить

Соломон Маркович ➦eva1324.01.26 16:29🇷🇺

И я подарил дамам по пятьсот рублей полтинниками за несколько дней до этого которые в заначке лежали, что бы они девственность восстаноаили даде история в профиле есть!)

+1
ответить

Denial➦Соломон Маркович24.01.26 16:54🇷🇺

Я, конечно, не Hop za za
И стихов сочинять не умею
Но не трудно представить несколько дам
Благодарных за целку еврею )))

+2
ответить

Соломон Маркович ➦Denial24.01.26 16:57🇳🇱

Ну талант к стихам яано есть!) И да благодарность это да, в профиле есть история пятилетней давности

+1
ответить

eva13 ➦Соломон Маркович24.01.26 17:18🇷🇺

По причине врожденной ехидности прям вот сразу старый анекдот вспомнился...
Приходит как то женщина к врачу:
- Доктор, я замуж выхожу, сделайте мне восстановление девственности.
- Конечно. Какую вам операцию? Есть за двести рублей, есть за сто, а есть всего за пять рублей.
- Чего тратиться, давайте за пять рублей.
На следующий день приходит:
- Доктор, что вы сделали? Мой муж всю брачную ночь пробовал, и не смог войти.
- Извините, мадам, за пять рублей я только волосы связываю.

А Вы вот прямо широкий жест сделали. Интересно, Ваши дамы воспользоваться Вашей щедростью успели?

+2
ответить

Леонид Хлыновский ★★★★★➦Соломон Маркович24.01.26 18:40🇷🇺

Надеюсь, что ты их потом таки всё-таки вернул на исходные позиции?

+1
ответить

Соломон Маркович ➦eva1324.01.26 18:44🇳🇱

И таки успели! Почитай историю там все написано!) ☝️

+1
ответить

Соломон Маркович ➦Леонид Хлыновский24.01.26 18:45🇳🇱

О Леонид приветствую! Я только с одной был а второй просто помог!)) Посмотри историю!)

+0
ответить

Armin24.01.26 14:02🇱🇹

Помним, помним.
Один мой сокурсник год перед этим работал где-то на севере и накопил немало сбережений для старта взрослой жизни. Было жалко на него смотреть в эти дни. Ребята говорили, что он вроде нашел какую-то банкиршу из далекой деревенской сберкассы, которая за определенный процент ему помогла.
И как после этого было не перейти на доллары?

+3
ответить

Жека 77➦Armin24.01.26 15:01🇷🇺

В том году за доллары до расстрела с конфискацией.

+3
ответить

Жека 77➦Armin24.01.26 15:02🇷🇺

Даже за злотые и левы.

+1
ответить

Соломон Маркович ➦Жека 7725.01.26 02:15🇷🇺

В девяностом уже меняли прям на рынке в турляндию первый раз через Батум ездили за сабами и слаксами)

+0
ответить

Жека 77➦Соломон Маркович25.01.26 06:36🇷🇺

Я не знаю. Но по моему в рф её отменили в декабре того года. Из Узбекистана мы выезжали в январе 1993. Там статья действовала. В любом социуме есть те кто первый что то нарушит, есть тот кто последний. А есть те кто не будет нарушать.

+0
ответить

Соломон Маркович ➦Жека 7725.01.26 09:15🇷🇺

Да, меняли условно подпольно так сказать, спутал с 92 годом

+0
ответить

Arturius24.01.26 13:50🇮🇹

Вот только это было не в демократические 90-е, а самые настоящие советские.
И советская власть занималась таким грабежлм регулярно, достаточно вспомнить денежные реформы 1947 и 1961 года.

+10
ответить

Общий рейтинг комментаторов
Рейтинг стоп-листов