Предупреждение: у нас есть цензура и предварительный отбор публикуемых материалов. Анекдоты здесь бывают... какие угодно. Если вам это не нравится, пожалуйста, покиньте сайт. 18+

История №1578238

«В Академии наук
Заседает князь Дундук.
Говорят, не подобает
Дундуку такая честь;
Почему ж он заседает?
Потому что жопа есть».

Даже не зная контекста, вы, вероятно, слышали эту едкую эпиграмму, которую Пушкин посвятил Михаилу Дондукову-Корсакову, вице-президенту Академии Наук.
И если я попрошу вас объяснить, как вы понимаете последние строчки, скорее всего вы скажете: «Ну вот раз есть у Дондукова на чём сидеть, это — единственная причина ему заседать».
Так думают многие, кому я цитирую эту эпиграмму. Так думал и я когда-то.
Теперь — контекст.
В то время мало кто сомневался, что «князь Дундук» занял свой пост по протекции министра просвещения Уварова. С которым, по слухам, они были очень и очень близки, если вы понимаете, о чём я.
Поэтому последняя строчка намекала не на анатомию, а на способ, которым князь получил должность, то есть через постель министра.
Без знания контекста — это просто стишок. С контекстом у нас сразу меняется смысл, чувствуете?

Ещё один яркий пример — фильм «Ширли-мырли».
Помните фразу героя Олега Табакова, когда он вскакивает и говорит, что узнал другого персонажа, он, дескать, в Химках «деревянными членами торгует»?
Я заметил, что даже мои ровесники на этой фразе четко представляют себе ассортимент секс-шопа. Мол, ну 90-е, разврат, все дела.
Контекст же такой: В первой половине 90-х одним из ходовых сувениров для иностранцев на Арбате были матрёшки. Но не простые, а политические. Внутри Ельцина сидел Горбачев, в нем — Андропов, Брежнев и так далее.
Сувенир назывался «Члены Политбюро».
Поэтому речь шла о сувенирных фигурках членов КПСС.
При этом многие из нас вполне вспомнят производное слово «членовоз», означавшее правительственный автомобиль.

А сколько мы не понимаем из-за утраты контекста в «12 стульях»! Там теперь целые приложения печатают с объяснениями, что та или иная мысль значила во времена Ильфа и Петрова.
Или, к примеру, в «Золотом теленке» клаксон Адама Козлевича играл «Матчиш». Модная в то время мелодия звучала, как бы сейчас сказали, «из каждого утюга». Но тогда этого выражения не было, поэтому факт чрезвычайной популярности писатели продемонстрировали, поместив раскрученную песню аж в клаксон. Что имело примерно тот же смысл, что и сейчас с «утюгом».

Когда вы готовите речь или используете метафору, цитату, отсылку — всегда проверяйте «срок годности» и бэкграунд.
То, что кажется вам понятным и актуальным, может совсем таковым не являться для ваших собеседников. А порой и даже оскорбительным (как у Пушкина).
А то, что кажется безобидным, может быть понято превратно (как с членами).
Уточняйте контекст, чтобы не попасть впросак с умным видом.
И, кстати, слово «просак» не имеет ничего общего с фамильярной трактовкой персонажа Михалкова из фильма «Жмурки», а означает довольно опасный станок для кручения веревок.
Если туда попадали волосы или одежда — можно было лишиться здоровья или жизни.

Leonid Smekhov
+159
Проголосовало за – 190, против – 31
Статистика голосований по странам
Статистика голосований пользователей
Чтобы оставить комментарии, необходимо авторизоваться. За оскорбления и спам - бан.
30 комментариев, показывать
сначала новые

dobrovit 06.02.26 22:25🇲🇩

Помню, больше 50-ти лет назад мне дед рассказывал, как после выхода "12 стульев" и "Золотого телёнка" Ильфа и Петрова они хохотали на каждой странице по нескольку раз. У нас дома была эту пухлая книжка, и я стал её читать, не понимая своим пионерским мозгом, что же там такого смешного. И вот тут дел стал мне объяснять тот самый "контекст" в соответствии с реалиями той самой жизни при военном коммунизме и НЭПе.
И многое стало понятно...
Но, как говорится, если анекдот надо объяснять, то можно и не рассказывать. Что актуально и смешно для одного поколения, через сто лет слишком долго надо разжёвывать тем, кто и книжек в руках уже не держит...

+2
ответить

Youl Lips06.02.26 20:46🇳🇱

Ну, про Дундука я знал давно. Не помню где и когда, но вычитал в какой-то книге.

А вообще - таки да, согласен с аффтаром: контекст и отсылки знать весьма полезно - для понимания истинного смысла и юмора. Их, кстати, полным-полно в разных фильмах. Не только голливудских.
У Гайдая вот, в "Бриллиантовой руке" - номер автомобиля такси: 28-70 ого. Знаете, что это и в чём прикол? В это новая цена бутылки водки после резкого подорожания! За несколько лет до фильма. Когда цена резко поднялась, народ в шоке говорил: Сколько-сколько? 28-70! ОГО!!

+0
ответить

finnn 06.02.26 20:44🇷🇺

Как ужасно, что в науку
Жопой открывали путь.
Как же кадры в шоу-бизнес
Попадали в те века?

+0
ответить

kamakama 06.02.26 20:42🇷🇺

Меня до глубины души интересует, проходят ли сейчас "Отцы и дети" в школе?
"…Холодная усмешка скривила губы Базарова.
— Ну, насчёт общины, — промолвил он, — поговорите лучше с вашим братцем. Он теперь, кажется, изведал на деле, что такое община, круговая порука, трезвость и тому подобные штучки.
— Семья наконец, семья, так, как она существует у наших крестьян! — закричал Павел Петрович.
— И этот вопрос, я полагаю, лучше для вас же самих не разбирать в подробности. Вы, чай, слыхали о снохачах?"

Что учитель поясняет о том, кто такие "снохачи"?

+0
ответить

finnn ➦kamakama06.02.26 20:48🇷🇺

Школьников так задалбливают конфликтом отцов и детей (которого в романе Тургенева нет), что они, несчастные, даже не замечают снохачей (которые, как видно, есть). Кстати, Павел Петрович сожительствует открыто с крепостной девушкой, тоже благолепием и не пахнет.

+0
ответить

Youl Lips➦kamakama06.02.26 20:51🇳🇱

Ну, на фоне той сексуальной, не побоюсь этого слова, разнузданности, что описана в первом томе "Тихого Дона" - это вообще ни о чём.)))

Или вот у Пушкина, в детском стишке:
А царица молодая
Дела вдаль не отлагая
С той же ночи понесла.

+0
ответить

MAGDANOZA➦Youl Lips06.02.26 21:26🇷🇺

"В чужой ... соломинку ты видишь,
А у себя не видишь и бревна". Тоже наше все.

+1
ответить

ГенАндр➦MAGDANOZA06.02.26 22:24🇷🇺

Цитата точная. Но чересчур невинная.

+0
ответить

48306.02.26 16:01🇷🇺

В просак теперь попасть проблематично, а вот академия наук традиции бережёт. Кстати, Ковальчука таки выбрали в академики, не?

+1
ответить

Prisheletz06.02.26 15:44🇷🇺

Эпиграмма по поводу смеха в театральной зале, когда поэт, переболевший лихорадкой, был обрит и имел неосторожность обмахиваться париком.
***
Что смех от публики досужей
О ней поэту говорит?
Есть люди лысые снаружи
А чаще - лысые внутри!

+1
ответить

Tio Marcos 06.02.26 15:39🇨🇷

о сувенирных фигурках членов КПСС - я бы поспорил. Кто, кроме самых упоротых, отличал члена Политбюро Варенникова от члена Политбюро Чебрикова ? не говоря уж матрешки с ними делать !
Проверять лень, но мне помнится, что Табаков прямым текстом выдавал: "...хуями деревянными торгует..." Это ж 95-й год !
Хотя могли потом и переозвучить. Нежные все стали.

+0
ответить

kamakama ➦Tio Marcos06.02.26 15:42🇷🇺

И сейчас торгуют на Арбате подобными матрешками для туристов. С генсеками, Обамой, Бушем, Ельцином - главное, чтоб спрос был. Другое дело, что в Химках и сейчас туристов хрен найдешь и какой смысл этим там торговать - вопрос

+0
ответить

Tio Marcos ➦kamakama06.02.26 15:48🇨🇷

"Матрёшка с генсеками", "матрёшка с президентами" - согласен. Но никак не "матрёшка с членами политбюро".

+2
ответить

finnn ➦Tio Marcos06.02.26 16:48🇷🇺

Ни Варенников, ни Чебриков членами Политбюро не были, матрёшки с ними не делали. Ельцин тоже членом Политбюро не был, только кандидатом, а матрёшки были с лидерами.

+2
ответить

finnn ➦kamakama06.02.26 16:59🇷🇺

Да, туристы в Химках могут быть только на шоссе, проездом из Шереметьева. Смотреть там нечего.

+0
ответить

Tio Marcos ➦finnn06.02.26 18:17🇨🇷

матрёшки с ними не делали
"- Вы член партии ?
- Нет. Я её мозг !"

+1
ответить

finnn ➦Tio Marcos06.02.26 18:39🇷🇺

Тио, это чудесный анекдот, но Вы его так сказать... обрезали! Вопрос был задан не кому-то, а генсеку Андропову:
- Юрий Владимирович, а Генеральный секретарь, он член партии?
- Вы что? Генсек - мозг партии!

+2
ответить

nikbuda➦Tio Marcos06.02.26 18:58🇹🇭

Из подельников Табакова, Игорь Угольников должен быть в теме.
Может озвучит тут, было бы интересно.

Возможно и правда был придуман такой посыл.
Кажется не вполне удачный.

+1
ответить

Tio Marcos ➦finnn06.02.26 19:15🇨🇷

обрезали!
Sapienti sat :)))

+1
ответить

ГенАндр➦finnn06.02.26 22:32🇷🇺

Варенников, Воротников... Какая разница?

+0
ответить

Янги06.02.26 14:57🇷🇺

убедительно. Познавательно. А с точки зрения юмора вообще восхитительно и изумительно. И если перенестись в наше время то токарный станок и есть тот "просак".
Эх! То ли дело веретено

+1
ответить

finnn 06.02.26 14:35🇷🇺

Сергей Сергеевич Уваров ещё известен тем, что призвал строить образовательный процесс на формуле "Самодержавие, православие, народность"

+0
ответить

kamakama 06.02.26 13:13🇷🇺

Так вся литература этим набита, не только русская. "Желтый билет", "турецкоподданный", "давить муху" и прочая, прочая
Юмор вещь очень контекстно зависимая, причем то, что смешно родителям, совершенно непонятно и не смешно детям и наоборот.

Очень многие вещи теряются при переводе. В этом смысле фантастически удачно переведен на русский язык фильм "Бобро поржаловать"

+3
ответить

Youl Lips➦kamakama06.02.26 21:41🇳🇱

А, кстати, о турецкопадданном. Знаете ли вы, что речь тут идёт вовсе не о турецком гражданине, а очень даже об одесском контрабандисте!?
Тут вот в чём фокус. Во времена Российской империи иностранцев, пойманных в России на контрабанде, не сажали в тюрьму, а депортировали на родину. За государственный счёт.
Понятно, да?)) Если одессит, занимаясь контрабандной торговлей турецкими товарами, становится подданным турецкого султана (меняет гражданство), то его каждый раз, поймав в Одессе, отправляют в Турцию за новой партией товара, с которым он таки снова приедет контрабандно торговать в Одессу!

+0
ответить

kamakama ➦Youl Lips06.02.26 21:56🇷🇺

Нет. Дело было совершенно в другом. Турецкоподданный еврей имел гораздо больше прав в РИ, чем еврей обычный

+0
ответить

Youl Lips➦kamakama06.02.26 21:58🇳🇱

А разве одно противоречит другому?)))

+0
ответить

kamakama ➦Youl Lips06.02.26 23:30🇷🇺

В вашей схеме государство выступает в роли идиота что-ли? Если человека депортировали (вообще редкость для конца 19 века, обычно сразу в тюрьму), то повторно на территорию не пускали. А если пролезал по подложным документам, то это уже вполне себе статья с подделкой, а не контрабанда

+0
ответить

Youl Lips➦kamakama06.02.26 23:55🇳🇱

Какие ваши доказательства? (с)

Будьте добры, процитируйте соответствующие правовые нормы, действовавшие на тот момент в Российской Империи.

+0
ответить

kamakama ➦Youl Lips07.02.26 00:30🇷🇺

Здравый смысл. А вы можете процитировать их же, но подтверждающие ваши слова?

+0
ответить

Общий рейтинг комментаторов
Рейтинг стоп-листов