НМ,
>>Слепому Пью - я, увы, не имею опыта строительства ни больших
универмагов (типа ЦУМа или Военторга), ни оперных театров. Но думаю,
что строить первые не намного проще, чем вторые.
Ну давайте поразмышляем - что общего и в чем разница между зданиями
унивемага (большого или маленького - разница в масштабировании) и
оперного театра?
разница в строительстве оперного театра и "универмага" - такая же как
между изготовлением скрипки и комода.
Основа здания оперного театра - акустическая камера с очень тонкими
характеристиками. Если вы бывали внутри оперного театра - то наверное
заметили отсутствие несущих колонн, которые бы поддерживали обширный
потолок, свободные консоли ярусов, галерки? Кроме этого существует
глубокая сцена с кучей механизмов, то что наблюдается из зала - не
более чем треть от ее размеров.
Принципы проектирования таких зданий очень консервативны, авангардизм
и новаторство в проектировании концертных залов быстренько превращает
оперный театр в помпезный склеп, который не может использоваться без
звукоусиливающей аппаратуры.
Так например довольно важной акустической характеристикой является
время реверберации. Если оно велико - до 2,5 секунд, то это концертный
зал для симфонических оркестров, около секунды - опера, иначе слова
арий будут неразборчивы.
Так вот при строительстве таких зданий скорость возведения - верный
убийца звука. Все ярусы, все несущие конструкции должны осесть,
упокоится - ведь каждая балка, каждый лонжерон - вся поверхность
потолка - это поверхность резонатора. Никаких допустимых в других
зданиях перенапряжений или недостаточной, отличающейся от расчетной,
нагруженности не должно быть, иначе не будет звука. Сельский клуб
получится.
Например Сиднейская Опера из-за явного приоритета скультурности перед
назначением несмотря на огромное количество примененных в усилиях
родить звук приемов и технологий очень ограниченно подходит для
собственно оперы. И звук не идеален, и просто геометрически нет места
для классических постановок.
(Кстати - архитектурый символ Австралии был заложен в 1959 году,
(проектировался с 1957 г.), а открылся в 1973. Долгострой?!)
Часть архитектурных догм, используемых при строительстве оперных
театров пришла из опыта строителей и проектировщиков храмов. Где тоже,
кстати, не сильно поощрялось ни авангардное мышление, ни пренебрежение
архитектурным каноном и законами физики. Проповедь, служба должна быть
слышна с амвона всем находящимся в храме, звуки прихожан (шорохи,
шопот) - не должны быть слышны. Звук от певчих должен распространяться
особым образом - как бы от стен внутрь. Колокольный звон - должен
"исходить" наружу, "не попадая" в храм.
>>Насколько я помню цитированный уже мною первоисточник, новосибирский
театр строился так долго из-за многочисленных ошибок в проектировании,
а вовсе не из-за какой-то сверхсложности объекта. М.б. и отсутствие
денег играло роль.
Интересно было бы почитать. Таки в войну деньги, строители, инженеры,
архитекторы - нашлись? Хм.
>>И, тем не менее, сей театр все-таки "был в основном
построен в 1941 г."
А в Германии Универмаг был построен за два месяца? И начал строится не
до войны? Удивительно. Вот в Рейхе во время войны было достаточно
излишних или неучтенных работников, денег и самое главное -
стройматериалов для строительства объектов первой необходимости -
бомбоуб.. тьфу.. универмагов.
Слепой Пью