Русский язык в Узбекистане потихоньку латинизируется
Фергана.Ру, Александр Коровкин, Ташкент, 13.10.2005
ПРИКАЗАНО ПЕРЕПИСАТЬ ЛАТИНИЦЕЙ
Новый импульс в развитии узбекско-российских отношений придан вчера
неофициальным распоряжением начальника Ташкентского городского отдела
народного образования Шукурулло Закирова.
Согласно оригинальному творческому подходу, озвученному группой
подчиненных чиновника, и в строгом соответствии с его бурно
развивающейся мыслью, отныне во всех столичных школах, где еще
сохранилось обучение на русском языке, объявления и наглядные пособия
для учащихся разрешается писать по-русски, но непременно латиницей. По
мнению активного и явно неординарного борца за всеобщую грамотность,
такой подход позволит оставшимся в Узбекистане представителям некоренной
национальности легче и быстрее освоить государственный, то есть,
узбекский язык.
Робкие протесты преподавателей, осмелившихся выразить сомнение, что сама
по себе латиница, переход на которую в свое время инициировал Ислам
Каримов, вряд ли способна существенно повысить знания учащихся в области
овладения любым языком, успеха не имели. Учителям четко и однозначно
рекомендовали переписать и перепечатать все имеющиеся в наглядных
пособиях русские слова латинскими буквами.
Что ж, узбекская модель народного образования действительно весьма
специфична. По крайней мере, тем, что новации ее почему-то чаще всего
касаются только внешних параметров. Тех, что можно наблюдать визуально в
самом прямом смысле. Например, сельские школьники в этой стране по
полгода либо пропалывают кусты хлопчатника, либо заняты на сборе "белого
золота". Городских же приспособили к выдергиванию травы вдоль обочин
дорог и трамвайных путей.
Кроме того, еще в прошлом году по инициативе министра народного
образования республики в униформу нежно-мышиного цвета и откровенно
сталинского покроя были переодеты все учителя. В этом году аналогичные
действия предприняты и в отношении учеников средних школ.
Понятно, что подобные новации не имеют ничего общего с повышением уровня
самого образования, но этой цели власть, скорее всего, и не ставит. Ее,
видимо, вполне устраивает нынешняя ситуация, при которой подлинные
знания, те, что соответствуют программе, в лучшем случае имеют три
процента учеников. Именно этим объясняется самый низкий в государствах
СНГ процент поступления выпускников школ в вузы.
Если же принять во внимание, что четверо из пяти студентов Узбекистана
учатся на платной основе, базирующейся в этой стране не на знаниях, а на
своевременной сдаче денег, великое будущее, обещаемое президентом все
четырнадцать лет независимости, представляется по меньшей мере
проблематичным...