"СОБАКА НА СЕНЕ"
"Я пришел к тебе с приветом,
я прочел твои тетради:
в прошлом веке неким Фетом
был ты жутко обокраден."
И.Губерман
Навеяно историей № 6 в "Читательской десятке" от 15.11.05 - про то, как
хозяйка везла для будки своей собаки клок сена.
... Когда мы высадились для летнего отдыха на берегу Ольгинского пролива
Днепра, под палатку снадобилось сено. Сын высмотрел его на соседнем лугу
и через дамбу перетащил нехилую охапку. Мы мы ее расстелили, но палатку
сразу поставить не удалось: на сене разлегся королевский пудель Атос
Второй, погрузившись, как положено ночному сторожу, в крепкий дневной
сон. А все попытки стащить его оттуда своенравный кобель жестко
пресекал, отбрыкиваясь мощными лапами, рыча и нешутейно выщеривая
дюймовые клыки. Видать, решил нас выстроить: на природе главным в стае,
коей считал нашу семью, теперь будет он.
Я уж было собрался напомнить поводком по собачьей заднице, кто хозяин в
доме, пусть и вынесенном на пленер, но не успел - кобелино внезапно
вскочил сам и с рыком ринулся защищать помеченную им же границу.
Оказалось, прибежал мужик, обвинивший нас в краже госимущества - сена.
Я принес ему извинения и рубль. Извинения он принял, рубль - нет:
- Нэма здачi.
- Да какая,- говорю,- сдача, берiть усе, й спасибi".
Он согласился и исчез - чтобы появиться с возом сена: оказывается,
привез на сдачу. Так у нас появился целый стог, хватило и добавить под
палатку, и на лежки Атоса на всей территории нашего летнего лагеря...
Пудель укладывался на них в таких живописных позах, что не заснять их -
преступление не только перед человечеством, но и собачеством.
Цивилизация развивается, глядишь, со временем будет и собачий
кинематограф, не случайно в слове "кинология" (наука о собаках) первый
корень - кино. Вот уже появилось радио для собак. Телевидение. На
очереди - концерты собачьей рок-музыки.
И я снял тогда фильм, который, несомненно войдет в собачью классику.
Правда, включил в него и собственный музей деревянного зодчества -
вырезанные из пней фигуры бобра и волка, медведя и лисы, Атоса и Ленина.
Дивную природу Ольгинского пролива. Подстреленных рыб. И даже
соседей-бобров. Но главным героем все равно остался Атос, который или
валялся на сене, или покидал его для участия в общественной и всякой
другой жизни.
Фильм оказался особенно занятным при просмотре в обратном направлении:
меточная струя из куста засасывалась обратно в собаку, лодка лихо
неслась задним ходом, смыкая за собой волну, я с подводным ружьем, в
маске с трубкой и ластах лихо вылетал из воды в лодку, самолет над нами
проносился хвостом вперед, молния пряталась обратно в грозовое облако...
И, наконец, самое впечатляющее: выпивающие выливали водку изо рта в
стаканы, возвращали их на стол, заливали обратно в бутылки и эти бутылки
укупоривали !
Фильму я без колебаний дал название «Собака на сене». Конечно, после в
чем-то аналогичной проделки Лопе де Вега, кинокритикам это название
могло показаться не очень оригинальным. Но я, по santa simplicita
инженера-конструктора, тяготеющего к простым решениям, имел на это
больше права, чем прославленный испанский драматург: в основу фильма
положены эпизоды, где Атос в разных королевских видах позирует на сене.
То есть, у меня "собака на сене" - в самом прямом смысле, у испанца -
сильно в переносном. К тому же я, а не Лопе, много лет проучился в
киевской школе № 11, находившейся рядом с Сенным базаром.
... Уверен, что потомки разберутся, кто у кого украл название, и как
достанется этому бесстыжему плагиатору Лопе бля де Вега!
© Алик, продюсер, режиссер и оператор художественного фильма "Собака на
сене"
www.alikdot.ru/anru/state/art/doggrave/