ФОТОАППАРАТ "КИЕВ"
"Мне ни на что не променять
Ту заводскую проходную,
Что в люди вывела меня..."
А. Фатьянов. "Когда весна придет, не знаю" (песня из к/ф "Весна на
заречной улице")
Навеяно историей №31 от 12.09.06 в "Остальных" про киевский завод
"Арсенал".
К опусам несерийных аффторов отношусь либерально, с пониманием: ну,
человек поделился случаем из жизни, как писалось в салунах, "не
стреляйте в пианиста, он играет как умеет".. ".
И замечания у меня не к стилю, языку или еще каким "баечным" заморочкам
помянутой истории, а к неким важным обстоятельствам, которые аффтар
заволынил или исказил.
Заволынил – ничего не сказал о главных виновниках гибели некогда мощного
завода – оголтелых националистах-самостийниках, которые губили "Арсенал"
дважды: первый раз - на заре века его буквально расстреляли петлюровцы,
германские наймиты; второй раз – в конце века, нынешние
самостийники-евроинтеграторы, перерезав технологические связи с бывшими
республиками СССР, с которыми завод работал в тесной кооперации.
А исказил - якобы фотоаппараты "Киев" (кстати, неплохие) имеют какие-то
перспективы в конкуренции с цифровой фототехникой, не заметил участия ПО
"Арсенал" в "Буране" и многих областях космической да ракетной техники.
Обратил же внимание на эту историю, потому как к "Арсеналу" до сих пор
питаю самые теплые чувства: полтора года сам был штатным "арсенальцем",
потом много лет читал лекции в разных цехах, КБ и заводоуправлении, а
сын получил самое начальное образование в арсенальских ясельках, что
располагались на самой верхней оконечности Институтской улицы.
Наконец, свое подводное ружье переделал в навороченное из арсенальского,
купленного за 27, вестимо, советских рублей и произведенного явно под
контролем общества защиты животных: подстрелить из него рыбину удалось
бы только в упор, да у себя на кухне. И то бы скончалась не от гарпуна,
а со смеху.
Но все же мои нежные отношения с "Арсеналом" начались с его детских
яселек. Сосед-арсеналец похвастался, какие они у завода крутые. Я
загорелся пристроить туда сына - ему исполнялся год и мы искали ясельки
получше.
Сосед замахал руками как ветряная мельница: постороннему ребенку - ни за
что, кому-то из родителей надо обязательно быть членом заводского
коллектива. В общем, облом, какие у меня шансы, если я – строитель?
Тут уж мой собеседник взвыл, типа, как раз строитель сейчас позарез - и
уже буквально на следующий день я был оформлен по штатному
совместительству с аспирантурой на должность мастера какого там цеха, да
сразу приступил к проектированию, а потом и строительству новой
проходной.
Каркас я спроектировал из подручных заводских материалов – рельсов для
метро (завод строил свою секретную ветку). На всякий случай проект
отдали на экспертизу "Киевпроекту". Институт подтвердил мой запас
прочности раз в десять выше нормативного.
Проект я завершал уже как прораб. Конструкции варили заводские
электросварщики с лицензией инстита электросварки им. Патона. После
сдачи "объекта" я честно заверил заказчика, что в случае атомной
бомбардировки здесь самое надежное укрытие, а еще можно надстроить с
десяток этажей, использовав проходную как стилобат.
Сына в первые же дни мрей работы на "Арсенале" сразу взяли в ясельки,
"за них" скажу одно – за два с половиной года он ни разу не болел, а
закончив, самостоятельно научился читать.
Завершив "объект", я уволился. Но связи с заводом не утратил: однажды,
когда еще работал, угодил на лекцию от общества "Знание" (тогда еще
"Общество по распространению научных и политических знаний"). Лекцию
читал (буквально - с бумажки и по слогам) какой-то военный, уволенный
явно после контузии.
Мне стало обидно за родное общество, я предложил свои услуги и выдавал
свои лекции следующие четверть века, пока общество "Знание" уже в
самостiйной Неньке ни выродилось в вонючую националистическую "Просвiту"
под председательством махрового антисемита Павла Мовчана,
проворовавшегося вместе с супругой Л. Голотой на этой взращенной еще
СССР обильной ниве.
Собсна, ничего личного или особенного, патриотизм всегда служил
прикрытием оголтелого воровства "чистых ручек". И не так уж зря оный
Мовчан был в свое время побит как собака в Верховной Раде лидерами
прогрессивных социалистов пламенной Натальей Витренко и кулачным бойцом
Владимиром Марченко
(http://www.alikdot.ru/anru/state/state1/poetstrike/). Руки Владимира и
ноги Натальи стали руками-ногами Божьего провидения: "Катюзi по
заслузi!" (укр.). И если от общества "Знание" я прочитал тысячи лекций,
то от гребанной "Просвiты", несмотря на страсть к острым выступлениям
перед публикой, не произнес и единого слова.
... Наконец, после столь пространного предисловия, сама история о
главном герое - фотоаппарате "Киев".
Однажды после очередной лекции, уже в завершающем году "5-тки
перестройки", ко мне в достаточно темном углу подвалил нехилый амбал и
предложил вынести в дипломате парочку фотоаппаратов "Киев", дескать,
тебя не проверяют, один – мой, другой – твой.
Я резко отказался, пояснив, что выступаю по другим темам, и поспешил
заверить случайного собеседника - разговора не было. А сам сразу, чтобы
невзначай не получить по голове за отказ, вернулся в цех. Да попросил
дать провожатого, вроде забыл дорогу. Начальник цеха неожиданно
обрадовался возвращению:
- А мы уж позвонили на проходную, чтобы вас задержали!
Ни фига, думаю, оперативность - не успел я ничего еще украсть, как
приняли меры по задержанию. Может, кто заметил воровитого амбала, когда
он ко мне клеился, и заподозрил неладное? Как-никак, предприятие
режимное.
И все таки решился спросить начальника цеха:
- А зачем меня задерживать?
- Вас хочет видеть директор.
Тут уж я совсем в полных в непонятках: директор "Арсенала" - легендарный
уже тогда Сергей Владимирович Гусовский - ой какая величина в
"оборонке", номенклатура, член ЦК, депутат и прочая. На кой ляд ему
мелкая сошка вроде меня? Ну, вроде как знакомы – он однажды посетил мою
лекцию для коллектива арсенальского КБ, после был ему представлен, ну,
встречались на совещаниях в городе, он мне кивал, я отвечал... Но не
больше.
К директору меня препроводил начальник цеха, а тот встретил меня как
родного и "от имени и по поручению", за многолетнее сотрудничество,
вручил значок "Почетного арсенальца", грамоту и ценный подарок – опять
же, тот самый уже трижды помянутый в этой истории фотоаппарат, "Киев"!
Оказалось, я попал под раздачу по случаю какого-то юбилея предприятия.
Но, больше под свежим впечатлением криминального варианта, я тупо
поинтересовался, а не задержат ли на проходной как несуна? Директор
расхохотался: мысль верная, и фотоаппарат мне вписали в разовый пропуск
на завод.
... И вот до сих пор ломаю голову: предложения амбала-"несуна" и
директора были связаны между собой только мистически? Или криминальное
предложение было изощренной "проверкой на дорогах"?
Увы, спросить уже не у кого - Гусовский почил в Бозе где-то в один год с
Андроповым, а несуна-амбала больше не встречал, да и не узнал бы - видел
мельком в темном углу....
© Алик, арсеналец-1965-1990 www.alikdot.ru/anru/word/lect/camerakiev/