Многие наверное знают о законе сохранения энергии и слышали о законе
сохранения импульса, а вот о том, что есть еще закон сохранения момента
импульса знают видимо единицы.
В одном приморском городе стояло пятиэтажное здание. В нем находилась
аппаратура для перехвата всевозможных сообщений потенциального
противника. По сути аппаратура представляла собой магнитофоны, только
запись осуществлялась не на пленку, а на быстровращающийся барабан,
покрытый ферромагнитным слоем. Поскольку частота передачи сообщений
неизвестна, весь возможный диапазон разбивался на небольшие куски по 1
Герцу. Каждый барабан работал со своим участком и записывал сигнал с
эфира, стирая запись предыдущего оборота. Как только умная электроника
обнаруживала хоть какой-то всплеск активности, на соответствующем
барабане перезапись прекращалась и оставался только нужный участок.
Вобщем работало все просто и надежно, а главное позволяло перехватывать
даже очень короткие сообщения.
Однажды на объект приехало высокое начальство и увидев возможности
аппаратуры, кому-то в голову пришла гениальная идея - смонтировать все
это хозяйство на корабле. Был разработан соответствующий проект,
построен корабль, смонтировано оборудование. Пока стояли в гавани, все
шло гладко. Но вот вышли в море и запустили все барабаны. командир
корабля рапортует комиссии об успешном испытании аппаратуры. Всеощее
одобрение, можно ложится на обратный курс, да вот беда - корабль не
слушаеся руля. Полчаса вся команда разбирается с управлением, но тщетно.
Нервы у всех на пределе, но вдруг один матрос говорит: "А вы свою
аппаратуру выключите и все получится". На него вначале шикнули, но затем
все же решили попробовать - все равно других вариантов нет. И тут
произошло чудо - корабль ожил и стал прекрасно управлятся. Матроса
вызывают к высокому начальству - откуда, дескать ты знал, салага?
Испугашийся такого внимания матрос начал что-то лепетать о плоскостях,
вращении и законе сохранения. Из этого путанного объяснения начальство
сделало вывод - нужно расположить барабаны не в вертикальной плоскости,
а в горизонтальной.
В общем, на доработку были выделены нехилые деньги, разработана новая
конструкция подвеса и подшипников, и вот корабль снова выходит в море.
на этот раз все прошло нормально. корабль хорошо слушался руля,
аппаратура прекрасно работала. все были в приподнятом настроении и
обсуждали возможность перехвата сообщений из любой точки Мирового
океана. Впрчем радость была недолгой. Волнение моря усилилось и волны
все сильнее били в рубку. Вроде бы и шторм был небольшим, а с палубы уже
начало смывать мелкие предметы. Оказалось опять виновата аппаратура -
моменты вращения всех барабанов складывались и корабль четко держал
горизонталь. Из-за этого корабль не поднимался на гребнях, а проходил
сквозь них.
В итоге снова все пришлось переделывать. Оказалось достаточно поменять
направление вращения половины барабанов для самокомпенсации момента.
Так что в детстве играйте не в солдатиков, а с юлой, а в школе учите
физику.