История эта произошла в то суровое послеперестроечное время, когда Союз
окончательно развалился и первые вестники "цветных революций" стали
уверенно давать о себе знать во всех уголках бывшей великой державы. Моя
знакомая работала тогда в крупном дорожностроительном предприятии
Киргизии. Расстановка позиций была примерно следующей: шеф - киргиз, зам
- немец, главинж - русский, начальник транспортного отдела - татарин,
знакомая моя (экономист) - еврейка, да еще множество инженеров,
прорабов, мастеров и рабочих - русских, казахов, киргизов... Словом,
типичный по тем временам многонациональный коллектив, в котором люди,
проработав бок о бок не один десяток лет, давно уже перестали
задумываться о цвете волос, форме носа или разрезе глаз своих коллег.
Но, как это часто бывает в смутные времена, катастрофическое ухудшение
условий жизни, прежде всего материальных, возродило к жизни великие
вопросы "что делать?" и "кто виноват?". И если на первый вопрос история
преподносит нам весьма ограниченное количество дельных ответов, то на
второй, с подачи рьяных активистов, стремящихся достигнуть в обозримом
будущем всевозможных благ для народа (ну и, конечно же, сиюминутных
выгод для себя лично), решается по стандартной схеме. Где-то ненавидят
негров, где-то - арабов, еще где-то - евреев, а в Киргизии, точнее, в
крупной Ошской области, виновниками всех бед были признаны узбеки. Для
полноты картины следует отметить, что в Киргизии еще со времен
средневековья и до наших дней существует негласное деление на кланы, и
очень часто мотивы поведения, довольно странного и неожиданного на
первый взгляд, определяются всего лишь местом рождения человека. Так
вот, собственно, сама история.
На обычную утреннюю планерку стекались сотрудники за очередной порцией
нарядов, указаний, поправок и прочих пилюлЕй. Появившийся чуть раньше
времени прораб по имени Айдар, сразу же привлек внимание своим необычным
возбуждением. Безо всяких предисловий он начал рассказывать о
бесчинствах, учиненных в городе Оше узбеками, которые обнаглели до
всякого беспределья, жируют на бедах киргизских сельчан и вообще пьют
кровь мусульманских младенцев. Беспорядки действительно имели место, но,
если верить прессе, события развивались не совсем так, как он это
представлял. Тем не менее, неожиданно для всех, в разговор вклинился
начальник транспортного отдела, причем с явной поддержкой Айдару и болью
за весь угнетенный Ошский народ:
- Э-э, Айдарчик, да ты че? Да это же нельзя пускать на самотек! Да там,
может, твои братья кровь проливают за святое дело, а ты тут отсиживаться
станешь? Нет, надо что-то срочно решать! Да я в министерство сейчас
позвоню... хотя это такая волокита... Давай так: звони всем знакомым,
кто хочет поехать на подмогу - пусть срочно собираются. Если вы прямо
сегодня поедете - я свои два "Камаза" с закрытыми глазами отдам!..
Ободренный прораб бросился было к записной книжке и телефону, но вовремя
заметил окаменевшие лица коллег, тщившихся не разоржаться в голос...
P.S. К чести Айдара следует отметить, что некоторое время спустя он и
сам посмеялся над этим происшествием, справедливо рассудив, что эмоции -
не самый лучший помощник для серьезных решений.
Мыскыл.