Помню старый документальный фильм.
В детском саду психологи проводили такой вот эксперимент: За круглый
стол садились дети и по очереди пробовали из одной тарелки кашу,
сваренную без сахара и соли. «Подготовленная» воспитательница первой
пробовала кашу и говорила, что каша очень вкусная. Следующая девочка,
попробовав кашу, с жаром поддержала «мнение старшего товарища» и,
передвигая тарелку соседу, со значением на него посмотрела. Тот, тоже
объявив кашу вкусной, передвинул тарелку дальше. Детей было много,
человек 10-12. Последним кашу пробовал мальчик. Он проглотил кашу, с
недоумением посмотрел на воспитателя и ничего не сказал.
Ответа от него добивались долго. Мальчик, красный от смущения, со
слезами на глазах, в конце концов, сказал:
- Каша невкусная.
Что тут началось!
Дети с возмущением объясняли правдоискателю, что они и сами знают, что
каша невкусная, но авторитет воспитателя для них выше.
Что получится, если каждый будет иметь своё собственное мнение?
- Ты что, самый умный, - кричали они, - неужели ты не мог нас поддержать
- Ну и жрите вы свою кашу, - чуть не рыдая, сказал мальчик и выбежал из
комнаты.
За дверями его ждал психолог, который успокоил мальчика и объяснил ему,
что дети не виноваты, их так подготовили, чтобы проверить его (мальчика)
способность формировать свою точку зрения и отстаивать её правильность.
- Всё равно я не вернусь в этот садик, - сказал мальчик.
- Да, - сказал психолог, - тебе пора в школу.