Мне повезло с профессией.
Согласитесь, что многие сами тратят деньги на то, чтобы полетать на
самолёте, а нам ещё и платили за получаемое удовольствие. Иногда
лётчиков – разведчиков использовали и для выполнения полётов за цель.
И, хотя такая работа сводилась к простым маршрутам, но и такой полёт
приносил удовлетворение, если выполнялся чисто. Для имитации же атаки
целей нас использовали редко, но когда задание было ответственным и
требовало точного выхода на цель по месту и времени, а сама боевая
работа не планировалась, наши самолёты (Як-28Р) были «самое то»:
скоростные, красивые и громкие …
Я тогда был командиром звена, штурманом у меня летал татарин, Фарид
Колдашев – скрупулезный и ответственный человек. На малых высотах мы
летали постоянно, ведь главное в нашей работе – визуальная разведка и
контроль местонахождения самолёта для своевременной «привязки» целей и
определения координат... Вот нам и поставили задачу ровно в 11.00
нанести «удар» по понтонной переправе с помощью которой «южные»
планировали захватить плацдарм на левом берега реки Неман,
контролируемый «северными». Есть немало чисто штурманских «хитростей»
выхода на цель в строго заданное время. Мы использовали «веер». Это
когда километров за 20 до цели назначается контрольная точка, от которой
и считаются секунды. Скоростью тут особо не сыграешь, Выходишь на цель
раньше – отворачиваешь от неё на определённый угол, ну а если позже, то
доворачиваешь на цель.
Взлетели мы вовремя, полёт контролировался из штаба Армии. Погода –
благоприятная, маршрут мы прошли точно, время контролировали постоянно,
над контрольной точкой скорректировали его и связались с РП на
переправе. Там руководил наш авиационный генерал. Он разрешил мне
«пройти» над переправой, предупредив, что слева от меня будут взлетать
«вертушки», … это у них по сценарию так было.
- Как идёшь по времени, - спросил он меня.
- Нормально, - ответил я.
Тут надо сказать, что команда «пройди» над чем-то всеми лётчиками
воспринимается как выданный карт-бланш. «Пройди» - означает, делай что
хочешь, только не убейся (а бывало и такое). На предельно малой высоте
само положение самолёте контролируется не по горизонту, а как на
посадке: смотришь влево-вперёд-вниз, чтобы видеть малейшие перемещения
по высоте. Ветрушки я увидел километра за два, они мне не мешали.
Переправа перечёркивала реку точно по центру, я ещё немного «прижал»
самолёт, пока самому не стало страшно …
А в это время сухопутный генерал, руководитель учений подносил свои часы
к носу нашего генерала и со значением (ехидно так) на него поглядывал.
Он не видел, что творилось за его спиной, а наш генерал – увидел меня на
фоне деревьев и успел сделать успокаивающий жест руками, когда их немой
диалог взорвался грохотом двух турбин на максимале и душераздирающим
свистом 900 - километровой скорости.
- Что это было, - спросила пехота?
- 11.00, - ответила авиация.
- А он ещё так может? Только попроси его пройти чуть правее, чтобы я
видел.
Следующий мой заход хоть и был не столь эффектным, но стал более
эффективным, … Солдаты с понтона в воду попадали.