История услышанная мною давно, в студенческие годы, от одного советского
этнографа, назовем его Пал Палыч. С тех пор я уехала в другую страну,
говорю и пишу на совсем другом языке, посему за ошибки простите.
Так вот, на полуострове Таймыр живут нганасаны. Говорят нганасаны на
своём нганасанском, добывают пропитание охотой и рыболовством, пасут
оленей и обитают в чумах. Когда нганасан умирает, его не хоронят, а
совершив необходимые обряды относят тело в тундру и там оставляют. Дело
было в Хрущевские времена, и Пал Палыч - молодой и энергичный
этнограф - жил среди нганасан месяцами ведя подробный дневник.
Как-то вернувшись в Москву, за бутылкой водки, Пал Палыч рассказал про
погребальные обычаи нганасан одному знакомому антропологу. Антропологи
тогда, впрочем как и сейчас, очень интересовались черепами разных
народов, мерили их разными хитрыми способами с целью установления
древних миграций и происхождения разных этнических груп. Антрополог
конечно загорелся, и попросил Пал Палыча подсобирать нганасанских
черепов для коллекции института антропологии. С тех пор, каждое лето,
Пал Палыч примечал места куда нганасаны относили покойника, а на
следующее лето приходил туда же и забирал уже чистенький череп. Вскоре
этих черепов скопилось у него с полтораста. Как транспортировать такую
кучу черепов в Москву было не совсем ясно и пока суть до дело они были
распиханы по коробкам и складированы где-то в местном райцентре.
К этому времени Пал Палыч уже опубликовал ряд статей и даже отснял
документальный фильм про нганасан. Фильм демонстрировали самому Хрущеву.
В процессе просмотра, по словам Пал Палыча, Хрущев не проронил ни одного
нематерного слова - он просто не мог представить что в его
асимптотически приближающейся к коммунизму стране мог твориться такой
беспредел. После фильма Хрущев подошел как Пал Палычу "поговорить". Суть
разговора сводилась к тому что вот такой хороший народ эти нганасаны,
такие песни поют, обычаи у них всякие, промыслы народные, а живут в
грязи хуже зверья и как бы им помочь? "Кой черт меня дернул за язык!" -
восклицал в этом месте своего рассказа Пал Палыч, - "не успев толком
подумать я предложил построить нганасанам школу." Далее события
развивались очень быстро. Деньги на строительство школы были выделены
немедленно, Пал Палыч был назначен начальником проекта, и уже в начале
весны выехал на Таймыр во главе небольшого строительного отряда. Строили
тоже быстро, и уже к лету здание стояло, оставалась отделка и мебель.
Сам же Пал Палыч стал вроде как хозяином здания школы, перетащил туда
все свои пожитки включая коллекцию черепов.
Тем летом из местных лагерей бежали несколько заключенных. Когда их
взяли в одной из местных деревушек при них обнаружилось несколько ружей.
Поскольку Пал Палыч к тому времени был в большой дружбе с местными
стражами порядка, эти ружья были переданы ему на хранение и тоже
припрятаны на чердаке строящейся школы.
Наконец школа была полностью достроена, отделана, и сдана. Праздновал
весь поселок несколько дней подряд, и Пал Палыч отъехал на материк чтобы
продолжить праздновать с друганами. И вот тут... тут-то его и взяли. Не
просто так взяли, а по подозрению в шпионаже и кажется конспирации. Ведь
как оно вышло? После отъезда Пал Палыча поселок продолжил праздновать, и
праздновал так бурно что школа загорелась и сгорела до тла. И вот ведь
по всем свидетельствам в школе сгорел один только сторож, а приехавшие
из центра криминалисты выгребли из нее человеческих зубов на целую роту,
плюс три боевых ствола.
Вот так простой советский этнограф был заподозрен в сговоре с мировым
империализмом и подготовки секретной группы внедрения, но со временем
выслушан, оправдан, и отпущен строить для нганасан новую школу.