Предупреждение: у нас есть цензура и предварительный отбор публикуемых материалов. Анекдоты здесь бывают... какие угодно. Если вам это не нравится, пожалуйста, покиньте сайт. 18+

История №569705

БАЙКИ НОВОГО УРЕНГОЯ: Схороненные в дерновнике.

Студенческий стройотряд лет 30 тому... Н.Уренгой, поселок Заозерный, нынче уже - микрорайон Нового Уренгоя. Сам город через дорогу, но там ничего интересного, а вот тундра – самое то для пополнения знаний об особенностях природы бескрайнего Севера. О природе как-нибудь потом, хотя это и прикольно – березки-елки до подбородка, качающиеся под ногами кочки с пригоршнями голубики и морошки, стада грибов. И чудной пористый лед вечной мерзлоты под сапогом – это если провалиться между кочек в дерн.

Все это почти плоско – до горизонта. Лишь некоторые песчаные «сопки» и «лужи-озерца» разбавляют монотонность пейзажа. Солнце в июле почти не прячется, спать приходится, закрывая окна фанерой и одеялами.

Ни к нефте-, ни к газодобыче студентов не подпускали, ясен пень, доверили нам (и то – натихую) только транспорт. «Урал» пользую я, а трактор К-700 (складной такой, кто в курсе) – водит Серега. Катаемся с двумя группами студентов туда-сюда по тундре целыми днями, короче – лафа, еще и деньги плотют… Перед отъездом из «зеленки» в поселок закурили, ждем загрузки последних «кубов» чего-то там. Из-за соседней сопочки появляется мужик, просит помощи – застрял на ЗиЛе. Чутка тягнуть надо. Отчего ж не помочь-то? Тут так принято – все бросай, а «попавшему» помоги. Отрядили Серегу, ибо у него прицеп отстегивающийся (мы-то оба загружены). Минут через двадцать из-за сопки приходит опять тот же мужик.

- Давай, – говорит, - и ты подъезжай. Чо-та там не того, ЗиЛ наш из лужи не достается.

Ладно, поехали. ЗиЛ стоит на краю линзы-озерца (нахрена вдоль озера-то переться, приснул, что-ли?), врылся в дерн до вечной мерзлоты, как раз где-то на полметра. «На мостах», называется. Колеса в воде, конечно же – по вечной мерзлоте аки по мылу жужжат, с посвистом. Серега на К-700 на сопку влез, тросом подцепился, но, видимо, чуть поелозив, содрал всю зелень и на песке тоже юлит, не тянет. Ладно, еще один трос к морде трактора, я становлюсь «паровозом». Никак. Серега открыто намекает, что очень неуютно болтаться распятым на тракторе между двумя тросами, но, все равно мы его пристраиваем «средним», однако, уже переехав на другую сторону – перецепившись вдвоем к «заднице» ЗиЛа.

Ухнули, вытянули. Сели курить. Вот тут-то мужик и рассказал уренгойскую байку, ибо – было «по теме».

Году эдак в восемьдесят-затертом у япошек была закуплена очередная партия бульдозеров «KOMATSU». Ха-а-арошие такие бульдозеры, с ковшом где-то под 15 кубов и габаритами примерно 10х4х4 метра. Тяжелые – жуть, тонн 50. Но – нужные, ибо… Ибо… Ну хрен знает зачем, но – по зарез. Привезли их до соседней станции (километров 70 до Н.Уренгоя) по «железке», а дальше, так как рельсы кончились – своим ходом. Автобаны в Сибири несколько оригинальные, если кто не в курсе. Поверх тундры в нужном направлении насыпается много чего (в основном щебень, конечно), кладется «дарнит» - искусственный такой, типа синтепона, материал, песчаная подушка и ж/б плиты. Двухполоска, так сказать, приподнятая на метр над тундрой. Без шика, но для строительной техники самое то. После зим, под воздействием многотонной техники многие плиты разъезжаются, а посему эти «шоссе» чуть ли не ежегодно перестилают. Когда участками, когда километрами.

Ездит по этим бетонкам всяка-разна многотонная техника, включая и «KOMATSU». Непонятно, что заставило два из трех бульдозеров сползти прямо перед Уренгоем чуток в сторонку, с трассы. То ли кому дорогу уступали, то ли по стыкам меж плит надоело скакать, но они съехали в чисто поле. Упс… В «чисту тундру» Всего-то на пару-тройку метров от трассы. Ну, съехали и съехали, правда, дело к вечеру – чо шоссе в ночь шебуршить-то, правильно? Вот завтра поутру и погоним, фигли тут осталось? Тракторист решил - тракторист сделал, все пересели в третий бульдозер и погнали ужинать.

Начальство поутру самоволку трактористов не одобрило, пообещав люлей и премию «с гулькин пенис». Утренняя попутная «вахтовка» довезла механизаторов к уныло стоящим бульдозерам, и уехала по делам. Механизаторы чуток удивились факту уменьшения высоты бульдозеров «в холке», так как вчера на лесенку приходилось забираться после карабканья на гусеницу, а это чуть ли не метр высоты. Сегодня же лесенка была чуть не вровень с кустиками голубики. Ладно, пох, как говорится. Завели, тронулись. Ну, в смысле – взревели и покачались. Оба бульдозера, видимо, все-таки загребали гусеницами (судя по волнениям кочек), но не ехали ни вперед, ни назад.

- Ха! Йоптать! – пришла трактористам мудрая мысль. - Япошки же умеют поднимать ковш чуть ли не вертикально!

Подняли, стали похожи на бульдозеры под зонтиками, но, заразы, с насиженных мест – ни-ни.

Оп-паньки. Попадалово. На попутке один из трактористов отправился каяться и договариваться с начальством о возврате третьего собрата на место событий. Начальство или было в отъезде, или долго кочевряжилось в назидание, но третий «KOMATSU» с механизатором прибыл только к вечеру. Опять, казалось бы, вечер – не время коверкать шоссе, но напутствие начальства было сопровождено слухом, что ЧЕРЕЗ ДВА ДНЯ в Н.Уренгой приезжает то ли Громыко, то ли Подгорный, короче – кто-то из аксакалов политбюро. И поедет аксакал как раз по «центральной авеню», мимо двух украсивших собой унылый пейзаж «KOMATSU», ибо больше негде.

Дело уже попахивало гарью. За несколько последующих часов проделана следующая полезная работа: был раскурочен отрезок трассы длиной метров по 50 в обе стороны от двух засевших бульдозеров; эти сто метров развороченного шоссе заполнились талой водой; третий «KOMATSU» был спасен от сползания к братьям. Вследствие проведения указанных мероприятий движение на трассе приостановилось, образовав пробки в обе стороны на пару километров. Пора было уже что-то делать, поэтому приехало начальство и раздало пряники по собственному усмотрению. Механизаторов и третий «KOMATSU» отправили спать. На место действия были вызваны дорожники. К утру движение вдоль сироток-бульдозеров восстановили, но сиротки ушли в мерзлоту еще где-то на полметра - метр.

Случайно проезжающим открывалось несколько аляпистое зрелище. Нудная серая тундра и торчащие по уровень моторов ярко-канареечные «KOMATSU». Как два наскоро посаженных апельсиновых деревца на футбольном поле нижегородского «Шинника» в трех метрах от скамейки запасных. Вроде и полезный цитрус, но как-то он неуместен при игре с «Манчестером». Не поймут и не оценят. Впрочем, члены политбюро не оценили бы тоже.

Следующий день был посвящен каранию причастных с отвлечением на поиск решения по эвакуации техники. Если первый вопрос еще как-то решался, то все телефонные переговоры даже с вертолетчиками (млять, и здесь вертолеты!) ни к чему не привели. 100 тонн никто не брался эвакуировать воздушным путем, пусть даже и по частям, «два-по-пьсят».

Решение выработалось к утру, за три часа до прибытия «самого-самого», когда от обоих «KOMATSU» виднелись только трубы и остекленные кабины. Был подогнан самосвал, в кузове которого болтались баллоны с ацетиленом и кислородом. Дядя Вася-газорез мужественно добрался до крыш кабин и за час срезал их к бениной маме. Под грозным надзором начальства, сопровождающий дядю Васю ученик-помощник заложил дерновыми квадратиками скорбное место захоронения обоих бульдозеров, после чего вся процессия удалилась.

- - - - - -

Мы случайным образом навестили оставшегося в живых третьего «KOMATSU», посидели в его кабине. Это лайнер. Электроники в нем – как блох на дворовой шавке, не говоря уже о кондиционере, гидроусилителях, попогрейках, гидроседенья и прочих коммунальных услугах в кабине бульдозериста. Стоимость его в те времена (по слухам) была чуть больше пресловутого танка Т-80. Но кто в партийные времена считал нефтедоллары? Это сейчас мы умеем переводить рубли в йены или пиастры, а раньше просто пользовались тем, что вручили. Независимо, у нас это сделали, или в Японии. Как могли, так и пользовали.
+374
Проголосовало за – 480, против – 106
Статистика голосований по странам
Статистика голосований пользователей
Чтобы оставить комментарии, необходимо авторизоваться. За оскорбления и спам - бан.
10 комментариев, показывать
сначала новые

ИЩИК 05.04.12 17:41

А слабо было один доругого ковшом подцепить ?

+0
ответить

Человече04.04.12 15:23

Пилятьььь, в конц выпуска аликовский высер. Я уж было подумал, что он уже червей кормит...

+0
ответить

Человече04.04.12 15:16

За обсуждалку - респект. Не ссыкун автор!

+0
ответить

Гость29.03.12 17:17

еще и обсуждалку открыл, клоун)

+0
ответить

Галлюцинация29.03.12 15:35

Вась_Кин_Сын
Не, ну такой ширины отвалы как только не называли. Матом, правда. Когда трактор таких габаритов первый раз видишь все правильные слова чуть пониже спины опускаются, особенно когда он на тебя двигается.
А краны Катерпиллеров у нас все-таки были редкостью. Потому что наши или гедеэровские ДЭКи (гусеничные естественно)не многим хуже и живучие донельзя. Еще сейчас можно увидеть работающие шестидесятых-семидесятых годов выпуска. Подпольно в основном (кран старше десяти лет через надзор провести сложно очень и дорого).
Кстати, бульдозеры с трубоукладчиками тяжелее тридцати-сорока тонн достать из тундрового болота и восстановить обходится дороже чем новый купить, да и шанс утопить рядом еще парочку очень велик. Но еще возникают конторки из молодых и ушлых с желанием найти, вытащить и на металлолом сдать. Разыщут кого-нибудь из участников той большой стройки, попросят показать, где сколько утонуло, послушают нездоровый нервный смех с матерными словами и отваливают. Говорят, правда, что до некоторых запчастей иногда удается дорыться. В единичных случаях. Когда лупинг прям на них попадает. Но я такого ни разу не видел.

+0
ответить

Вась_Кин_Сын 29.03.12 13:30

Наивный: Да-да, "отвал", виноватый. Простолюдный слэнг применил, думаете, не стоило? :0) На счет соотношения цен тоже врать не буду, ибо не в курсе - все со слов рассказчика... :0)
Из "Катерпилларов" тока кран пользовали. Тоже охрененно по тем временам - вылет стрелы что-то за 20 метров был, по-моему, с 5-ю тоннами на весу. Впечатлило. А сам ни-и-изенький такой... :0)

+0
ответить

Наивный29.03.12 13:03

У больдозера ковша нету, у него отвал есть и рыхлитель иногда сзаду ставят. Стоил такой «KOMATSU» в восьмидесятых порядка четырехсот тыщ долларов, что значительно меньше танка Т-80. Трубоукладчик 380, то есть на томже тракторе под семьсот.
Трубоукладчиков там гораздо больше утопили чем бульдозеров. С ними сложнее только. Тонуло обычно так, что кабину закрывало (а первые вообще без кабин шли, там печка такая, что при -40 без кабины можно в рубашке за рычаги дергать), а вот стрелы срезать надо было, ага. А до них еще добраться надо.
Коматсу , кстати, в начале восьмидесятых только пошли, до этого Катерпиллеры топили, только потом, когда эмбарго началось, стали технику у японцев покупать. Там в Уренгое даже поговорка есть, что трассу построили хохлы, татары и карепилары.

+0
ответить

Татарен29.03.12 12:28

Год эдак восемьдесят-затертый и был как-раз лет 30 тому назад. Афтеру обратно в школу арифметику изучать...

+0
ответить

Разводящий сс29.03.12 09:17

Чем круче трактор, тем дальше пиздовать....
Н-да...Похоже перефразировать эту поговорку уже не удастся. Ну не за вертолетом же в самом деле пиздовать. Только и остается, что нарезать лопатой дерн и соорудить трактору могильный холмик.

+0
ответить

Jakob29.03.12 09:10

Ой, да ладно! Сколько их потопили в болотах по всей стране, двумя больше, двумя меньше...

+0
ответить

Общий рейтинг комментаторов
Рейтинг стоп-листов

Рейтинг@Mail.ru