В 2008-м я увидел презентацию о Владивостоке 2012 года. Мне она показалась тогда антинаучной фантастикой. Аэропорт Владивостока превращался в международный хаб, соединительный узел для миллионов авиапассажиров. Прямо в зал огромного великолепного здания вкатывался аэроэкспресс из центра города, смахивавший на цельную малиновую колбасу безупречной аэродинамической формы. Мы тогда гадали, сколько минут он будет лететь из города до аэропорта. Если 250-300 км/ч, как экспрессы по всей Японии и Франции, получалось минут 10-12. Если как советский скоростной поезд образца 1950 года - полчаса. Тоже неплохо.
И вот он пошёл, буквально на днях. Понятно, что это забота родной партии и государства о нас, простых гражданах. Немножко совпало, конечно, с тем, что через месяц во Владивосток прилетят на три дня 21 президент стран АТР и 6 тысяч иностранных гостей рангом поменьше. Стало интересно, что они увидят. Я как раз направлялся в Москву и воспользовался аэроэкспрессом.
Таксист высадил меня у старинного железнодорожного вокзала в центре Владивостока. Никаких указателей на аэроэкспресс не наблюдалось. Я воспользовался системой навигации ОБС - "одна баба сказала". Вряд ли эта баба через месяц заговорит по-английски, но иностранные гости запомнят место и так. Потому что сначала они туда из аэропорта приедут. Для потеряшек местного происхождения: смотрим на центральный вход ж/д вокзала, двигаем на 200 м влево и на 50 м ближе к улице Алеутская.
Там целое здание размером со средний магазин. В кассе мне предложили билет бизнес-классом за 320 руб. и стандартный за 200. Я приятно изумился цене. В московских аэроэкспрессах 320 - это как раз стандартный. Выпендриваться не стал, взял за 200. Мне выдали билет со штрих-кодом для турникета, точь-в-точь как в столице.
Долгие годы перемещений по планете убедили меня в том, что турникеты - это рука Москвы. В нормальном мире это экзотика, а вот в столице без них не войдёшь ни в трамвай, ни в госучреждение. Не говоря уже об аэроэкспрессах. Стоило Дальневосточному университету стать федеральным, турникеты немедленно появились и там. Пусть бездействуют - главное, чтобы стояли.
В билетике меня встревожило то, что штрих-код был какого-то мутного письма. Как будто вместо лазерного принтера подсунули струйный. Как в воду глядел - турникет на входе меня не пропустил. Ко мне подошла сотрудница и поводила бумажкой по окошку сама. Но уже как-то обреченно - у трёх пассажиров, пытавшихся пройти через турникет одновременно со мной, тоже приключился облом. Им тоже помогали сотрудницы. В конце концов нас всех пропустили просто так. Я не против автоматизации, но без неё в этом случае вполне хватило бы одного контролёра на входе вместо нынешних четырёх ассистентов.
Выйдя на перрон, я увидел аэроэкспресс. Тот самый, из презентации 2008 года. Только это была перекрашенная в красный цвет обыкновенная советская электричка. Однако внутри вместо деревянных скамеек стояли кресла, обтянутые то ли синтетикой, то ли просто из пластика. Я сел. Поезд ещё не отошёл, как заявились кондукторы. "На хрена им турникеты, если у них столько кондукторов?" - успел подумать я. Но понял, что кондукторы нужны - нас всех тут же потребовали убраться из этого вагона. Оказывается, это был экономический класс, о котором в кассе вообще не сообщали. А у всех на билетах был стандартный. Нас погнали с чемоданами через два вагона по тамбурам в зону особого комфорта, который мы заслужили.
Попав в эту зону, я горько пожалел о покинутом пластиковом кресле - в спёртом воздухе стоял удушливый запах дешевых китайских химикатов. Тут недавно что-то клеили и красили. Форточки были закрыты и не открывались в принципе без специального ключа, который я с собой взять не догадался.
Как и в московском аэроэкспрессе, над дверью вагона был большой экран. Только в московском всякие коралловые рыбки на экране плавают, а нам показывали наш собственный вагон. Точнее, по очереди фотки вагонов всех четырёх имевшихся классов аэроэкспресса - бизнес, стандартный, экономический, пригородный. Вагонов во всём экспрессе было всего шесть. Впрочем, вместо вида пригородного вагона показывалось на обоих языках сообщение, что он оборудован системой вентиляции. Сам вид вагона благоразумно не показывали.
Шёл поезд до аэропорта 55 минут. Советская артёмовская электричка с остановками на Океанской и Угольной шла с 70-х годов 50 минут. Добавили несколько километров шпал до нового аэропорта, убрали остановку на Океанской и пустили с той же скоростью ту же электричку, но перекрашенную и с закупоренными окнами.
Трепетно сохранена и другая черта советской электрички - редкость движения. Раз в два часа. Кому из пассажиров лень 1-2 часа ждать, по-прежнему на такси добираются за 1200.
Зато когда я вышел в новом аэропорту, я восхитился. В основном размерами, с эстетикой там слабовато. В старом аэропорту меня доставала скученность, в новом - беспредельность. С золотой серединой у нас вечно не очень. Ладно бы эта беспредельность была разумной. Но перрон аэроэкспресса присобачен к вокзалу палочкой к букве Г. А любой профессиональный логист сделал бы её палочкой к букве Т - идти по перрону вдвое меньше. Метров через 300 марша с чемоданом я это понял за бесплатно. А они где-то учились.
Нет, ну ладно пришлось бы пристраивать перрон к уже построенным зданиям, как в Шереметьево. А они-то с нуля планировали. И понятно как - с парадного входа на эскизах буква Г смотрится гораздо эффектнее.
В самом вокзале 12 выходов наружу. Они снабжены табличками на обоих языках. На некоторых слово "Выход" указано трижды, для самых непонятливых. "Если на клетке слона написано буйвол - не верь глазам своим!" - заметил ещё в позапрошлом веке один классик. Работает только один выход, в самом дальнем конце зала. Что касается остальных - сообразительный русский сразу заметит проволочку, обмотанную на ручках. Но некоторые выходы слишком коварны даже для местных граждан - и проволоки нет, и указатели висят, а вот дверь не открывается. Решаешь проблему методом тыка до самого конца аэровокзала.
Естественно, на входе в единственный пропускник громадная очередь. Это по всей стране так. Однажды на входе во внутренний пропускник взорвали бомбу. С тех пор при входе в любой российский аэропорт надо пройти дополнительный досмотр. Что мешает взорвать бомбу именно в этом скопище пассажиров, вряд ли объяснят даже авторы закона.
Зарегистрировавшись, я решил зайти в туалет. Указатель имелся. Путь от стойки регистрации - метров 200. Интересна задумка архитектора - открываешь широкую дверь, и вид на длинный ряд писсуаров и писающих открывается всему вокзалу.
Возле умывальника бумажные полотенца, имеющиеся в любом второразрядном аэропорту мира - отсутствуют. Нет, они не кончились - просто не предусмотрены в принципе.
При выходе на посадку я обнаружил наличие 4 международных гейтов и четырёх российских. В моем посадочном талоне под надписью Gate не было ровно ничего. Как и на экранах аэропорта. "Какой у меня гейт?" - жалобно спросил я сотрудницу на пропускнике. "Чего?" - изумилась она. Подумала, объяснила - "Объявят голосом! По громкой связи!"
Громкая связь не работала. По 300-метровому залу метались пассажиры, обмениваясь последними слухами. Я нашёл свой гейт. Кажется, он один и работал, как в старом аэропорту. Экран над ним показывал "Temporary out of service", зато откуда-то шёл адский писк почти на ультразвуке.
За окном терминала высились огромные лайнеры, навстречу им торчали шлюзы. По шлюзу мы спустились на 3 этажа вниз по обычной лестнице. С чемоданами. И поехали к самолёту на обычном автобусе.
Оговорюсь: искренне считаю, что и новый аэропорт, и аэроэкспресс - дело хорошее. Я просто против пафосной презентации дареного ботинка с гвоздём, торчащим из подошвы. Для Дмитрия Анатольевича, лично принимавшего работу, и даже боюсь подумать для Кого ещё, всё это было подано так: "новый международный аэропорт Владивостока открыт!"
Фотографии выгружаю на своём сайте. С последней, на которой ДАМ принимает работу, я просто хохотал. Рядом с этим местом я как раз выходил из креативного туалета :)