Как меня принимали в голландцы.
Всего через 3 года после моего приезда в Голландию в наш дом пришла радостная весть - я уже имею право на получение голландского паспорта. После некоторой возни с документами мы получили очень красивое приглашение явиться со всеми чадами и домочадцами в субботу вечером в городской Музей музыкальных шкатулок и часов, расположенный в одном из красивейших готических зданий города, где самой госпожей бургомистром будет произведена процедура обращения в голландцы. После чего будет фуршет. Форма одежды парадная.
Мой муж (голландец) очень авторитетно заявил, что для получения паспорта требуется выучить наизусть голландский гимн целиком. Мол, все голландцы при получении паспорта обязаны его по памяти спеть. И я, натуральная блондинка, памятуя наше пионерско-комсомольское прошлое - заучивание наизусть клятвы пионеров, кодекса молодого строителя коммунизма и отрывков из Манифеста Коммунистической партии перед принятием в ряды, на этот развод купилась. Был раздобыт текст гимна (между прочим, очень трудный, с устаревшими выражениями), и выучены все 14 длиннейших куплетов. Не подвела железная механическая память, накачанная как бицепс обучением на историческом факультете (я после этого факультета еще 3 года даже телефонными книжками не пользовалась - и так все запоминала).
В обшем, в назначенный день являемся мы все трое (с 2-летней дочкой), наряженные и взволнованные, в музей. В фойе тусуется еще человек 50 таких же кандидатов в голландцы, подавляющее большинство - Ближний Восток. Наконец, в главном зале старинные музикальные аппараты играют бравурный марш, нас заводят в зал, где уже стоит на трибуне госпожа бургомистр и произносит нам красивую речугу об ответственности быть голландцем и ответственности Голландии перед новыми гражданами. Ах да, перед входом нам всем вручили текст гимна (мой муж тут довольно заухмылялся - ага, наколол), и после речуги заиграла музика гимна, но никто не пел - все стеснялись начать первыми. Тем не менее, сразу после этого бургомистерша начала лично приглашать каждого на трибуну и вручать паспорт с пожатием руки: "Поздравляю, именем Королевы, вы голландец". Мне после этого захотелось по-пионерски отсалютовать.
После официальной части нас пригласили в ресторанный зал, и тут все онемели. Вдоль стен стройными сомкнутыми рядами стояли официанты во фраках с эмблемами дорогущего французского ресторана, и на подносах у них были разложены самые изысканные яства. Все это выглядело настолько дорого и роскошно, что никто не решался подойти, и зависла пауза на 15 минут. Затем крайний официант, стоявший возле нас, наклонился ко мне, и интимным шепотом на ушко сообшил: "Вся еда тут для вас сегодня бесплатно. А также все напитки, включая алкогольные. Ровно до 9 часов вечера". Я тут же насобирала себе, мужу и дочке полную тарелку непонятных кругляшей, думая, что это пирожные - они были настолько красивые, что их было жалко есть, а муж сбегал к бару за вином. "Пирожные" оказались французскими и итальянскими сырными закусками с орехами, с песто, с оливками, но дочь моя тем не менее их слопала на ура и попросила еще. Официант скармливал ей, сидящей в коляске, эти закуски с живым интересом естествоиспытателя на лице - и когда же она наестся? И сколько же в нее помещается?
Народ, глядя на этот пир, ринулся на штурм. Не-мусульмане быстро обосновались у барной стойки (некоторые так напраздновались, что потом забыли там свой новый паспорт), мусульмане налегли на сладкое. Нам мягко намекнули, что мы можем также бесплатно осмотреть музей, и мы всей семьей, как наевшиеся первыми, отправились на экскурсия. Там я впервые увидела пресловутую белку с золотыми орешками, описанную у Пушкина - оказывается, была в 18 веке такая популярная среди знати механическая игрушка с музыкой. Дочь, однако, требовала продолжения банкета, и никакая белка не могла ее отвлечь. Поэтому мы вернулись в ресторан, где некоторые у барной стойки уже затянули нестройным хором голландский гимн наизусть (не только меня так развели).
Я до сих пор не понимаю, зачем Королевство Нидерланды пошло на такое расточительство - все "новообращенные голландцы" были и так настолько рады получить свой паспорт, что не было никакой нужды в французских закусках и розовом шампанском. Если они хотели сделать событие незабываемым - они своего добились. У меня до сих пор при виде своего голландского паспорта начинается обильное выделение слюны и желудочных соков.