Еще раз о Наири.
В дополнение к историям от 25 и 27.04.2013.
Знаю эту машину (тогда говорили – ЭВМ) с 1970г, сам, будучи студентом, ей пользовался. Кстати, наири по-армянски – мечта. Она действительно походила на пианино, но это был, собственно, пульт оператора со встроенной ЭВМ, и клавиши на нем предназначались для ввода команд и данных в двоичном формате. Пульты оператора всех тогдашних ЭВМ так выглядели. А тумба с пишмашинкой Консул, служившей основным устройством ввода – вывода, стояла отдельно. Когда разрабатывалась Наири, электронно–лучевых дисплеев ЭВМ во всем мире и в помине не было.
Насчет гомерического хохота Запада очень сильно сомневаюсь. В 70-х на ежегодных международных выставках «Электронмаш» в Сокольниках видел (и даже реально поработал на одной) машины такого класса передовых западных фирм, но более поздней разработки. От Наири если и отличались, то только формой и, может быть, быстродействием, а не возможностями и составом периферии. На технические решения разработчики Наири получили западные патенты, а в 1971 г. – Госпремию СССР. И вообще, пока верхами не было принято позорное решение не разрабатывать свои, а передирать машины IBM и DEC, многие советские ЭВМ были не хуже, а то и получше западных в своем классе. Другое дело, что не было унификации по софту. Унификацию получили, развитие задушили.
По-моему, Наири - наивысшее достижение Армянской ССР в области техники. Не в обиду, но коньяки у них получаются гораздо лучше, чем любые железяки.
У нас в институте было несколько Наири разных модификаций. Если память не изменяет, Наири-М, Наири-К, Наири-2. Стояли они в отдельной аудитории и были доступны для студентов – приходи и считай свои курсовики в порядке живой очереди, хотя машинное время на один подход было ограничено. Чтобы долбежом по клавишам не занимать машинное время, программу можно было подготовить заранее на перфоленте (если кто не в курсе - такая бумажная лента с дырочками). Оборудование для этого было тут же.
Народ стебался, что это армянская машина для решения армянских задач. Говоря по правде, это были самые слабенькие из машин, имевшихся в институте. Не знаю, как насчет решения дифуравнений методом Рунге-Кутта (в ту пору – стандартная задачка для студентов, а у меня был доступ к машинам посерьезнее), но для расчета курсовиков по техмеху, электронике и т.п. она вполне годилась. Язык программирования – автокод Наири – в отличие от всех других до и после, был на основе русского, проще Бэйсика, самый бестолковый студент мог его освоить за пару дней. Машина могла не только считать, но даже рисовать графики, ну, насколько это позволяла пишмашинка.
Была у Наири интересная особенность. При вводе оператора достаточно было напечатать две первые буквы, остальные машина допечатывала сама. Например, оператор «введем», набираем «вв», машина допечатывает «едем». И т.д.: вы – числим, пе – чатаем, на – чертим (график). Если вводить программу вручную, распечатка получалась нормальной. А если вводить программу с перфоленты, то Консул печатал только то, что на него выводила машина, т.е. огрызки операторов, а все, что вводилось с перфоленты – нет. Распечатка программы получалась весьма забавной:
едем
едем
едем
числим
числим
числим
чатаем
чатаем
чатаем
чертим
чертим