История 7. О китайских и не только бедных
«Бедный не тот, у кого нет, а тот, кому не хватает» Конфуций
Как известно, деньги имеют свойство начинать кончаться или кончать начинаться. Идем как-то по Гуангжоу с Ю-Фенгом в крупный супермаркет – покупать европейский хлеб. Только там и «выбрасывают». Попадаются нищие. Вид непрезентабельный. Сидят прямо “на палубе”. Некоторые спят. Благо – тепло! Во время тропического ливня все нищие куда-то сразу исчезают. Ю-Фенг говорит, что отсиживаются в ближайших ресторанах!? Но, это к слову. Начинаю понемногу раздавать нищим по юаню. Ю-Фенг меня одергивает:
- Ты чего делаешь? Больше 5 джианов (10 джианов=1 юань) не давай! И, вообще, ни черта не давай! У этой псевдо-голытьбы, поди, доходы, как у гарвардских профессоров, и виллы на Багамах!
Тогда рассказываю Ю-Фенгу историю. Как-то в начале 90-х, когда Ельцин со своей компанией решили, что науке деньги не нужны, я, как и все российские ученые (извините за нескромность), мягко говоря, нуждался. Довелось в ту пору приехать в порт 5-ти морей город-герой Москву. Встречает меня на машине мой старинный товарищ Дима Рубцов. К тому времени он уже забросил физику и стал преуспевающим бизнесменом. Едем по центру вечерней Москвы. Останавливаемся у дорогущего супермаркета. Дима спрашивает:
- Что будем брать на вечер?
- Дима, знаешь, у меня сейчас с шансами не очень...
- Я тебя спрашиваю, что на вечер брать будем, а не о твоем финансовом процветании...
Заходим в супермаркет. Дима накупают полную корзину и… закусить, расплачивается, выходим. Дима идет прямо к машине. А я замешкался – у входа сидит нищий. Дал ему какую-то мелочь. При этом нищий посмотрел на меня как-то недобро. Димка злой встречает у машины:
- Ты чего там делаешь?
- Да вот, нищему дал...
- Ты совсем охренел со своей наукой? Ты цены в магазине видал? Тут этому нищему меньше 10-20 долларов и давать-то не принято! Как он на тебя посмотрел? Волком? Он, поди, только за это место в месяц тыщу баксов «крыше» отстегивает, а ты тут со своей академической мелочью...
Подводя итог, говорю Ю-Фенгу, что, возможно, эти гуангжонские нищие и профессионалы, и сами могут подать гарвардскому профессору, но православие советует лишний раз дать тому, кто не нуждается, чем не дать тому, кто нуждается. И, кроме того, как справедливо заметил Конфуций: «Бедный не тот, у кого нет, а тот, кому не хватает!». Ю-Фенг не православный, но Конфуция уважает. Поэтому задумался. Конечно, на улицах Гуангжоу и бедные люди встречаются. Например, многие заняты сдачей разного вторсырья. Но линии электропередачи, памятники и кладбищенские оградки, не сдают, слава Богу! Некоторые пожилые китаянки банки-бутылки собирают. Одна как-то шла за мной метров двести, пока я не допил банку пива! И рад бы был выпить залпом, но пиво плохое – приходилось потягивать. Потом тетка долго кланялась и благодарила. Даже неловко. Надо было отдать недопитое. А иногда на улицах можно встретить пожилого взлохмаченного с глазами на выкате китайца в шлепанцах, разношенных семейных трусах и такой же семейной майке. Но, не понятно - то ли бедный, то ли с перепоя?
Небольшое отступление. Возможно, я ошибаюсь, но со времен незабвенной «сладкой парочки» – «Карса Марса», натравившего пролетариат на национальную промышленную буржуазию в угоду космополитичного банковского капитала, и спонсировавшего его по душевной простоте «Фридриха Сникерса» никто ни черта путного в теории социализма не сделал. Поэтому, чтобы объяснить всякие несуразности, наши апологеты развитого социализма, и их молодые продолжатели-перевертыши, вроде Гайдара, Чубайса, Бурбулиса и прочих, объясняя «собравшим трудящим» терминологию политэкономии социализма придумали этакую приставку-приговорку – «особого рода». Кто изучал политэкономию социализма - должен помнить. Рабочая сила при социализме, дескать, особого рода, деньги - особого рода, товары - особого рода. Да, и, вообще, наша жизнь – особого рода!
Интересная вещь, все-таки, генетика. Дед Егора Гайдара – Аркадий Голиков-Гайдар (настоящей фамилии не знаю), командуя в 16-летнем возрасте полком, рубал шашкой безоружных пленных белых офицеров. За что, кстати, был отозван с фронта. Отец, вроде, был приличным. На внуке природа опять «отдохнула». До перестройки, если помните, он стал доктором экономических наук и зам главного редактора журнала «Коммунист». Любопытно, на какую тему защищал докторскую и когда врал, тогда или потом? И еще интересно, дети Гайдара снова пойдут в компартию? Кстати, у кандидата наук экс-доцента политэкономии Чубайса, говорят, брат приличный человек. Зачем я все это вспомнил? Потому что нищета в Китае тоже «особого рода». Возили на экскурсию смотреть какие-то 1000-летние развалины. Но, как ни странно, там не музей, а живут люди, в ожидании нового муниципального жилья. И вот туристы-иностранцы бродят по улочкам, заходят, с позволения сказать, в квартиры, смотрят на быт «папуасов»... Как в зоопарке. Вообще-то, не очень удобно. Странно, но аборигены внимания на туристов не обращают – занимаются своими делами. На их месте надо было бы «таньгу» за просмотр брать! В «квартирах» удобств вообще нет. Не видно и на улице. Нищета в домах страшная – стол-развалюха, пара стульев, тюфяк какой-то “на палубе”, на кухоньке каких-то червяков с травой жарят, портрет великого кормчего душу греет «фотографией на белой стене». Одеты тоже плохонько. Детишки по виду полубеспризорные бегают. Но, если присмотреться, все детишки, хотя и голопузые, а на ногах «Пумы» или «Адидасы». Конечно, китайского производства, но тем не менее. Почти у каждого аборигена мобильный телефон. В каждой хате в углу цветной ТВ 35-дюймов по диагонали, микроволновка (червяков удобнее разогревать), в некоторых – компьютеры, а перед входом в хату японский мотороллер «Ямаха»… Правда, спутниковых тарелок и «вилок» не видно. В Китае с этим строго: никаких тебе вилок - ешь палочками! Так что, не знаю, может быть, как в старом анекдоте, о нищем пьянице, покупающем коньяк вместо одежды и дешевого портвейна - «…здоровье дороже»?!