Тут недавно хохму увидал по телевизору. Хоть и политика, но отвлеку читателя - авось простит. Некий пришибленный во Вьетнаме сенатор жаловался ихнему министру иностранных дел (госсекретарю), что русские издеваются над санкциями по Крыму. И вспомнилось: лет десять назад подряжались на серьезный завод: как водится бюро пропусков, где сидит пожилой мужик, (ну как я сейчас) и спрашивает: «фамилия у вас редкая, Ивана Ивановича не знаете часом?» «Это - мой отец» в ответ:- а я с ним во Вьетнаме воевал! Так, похоже, батя и был причастен к приземлению этого аса - будущего сенатора. Был он в то время зам командира части по экспорту и, как сам говорил, утыкал нашими зенитными ракетами полмира: Корея, Куба, Сирия, Ирак и тд..
Американцы мастера провокаций - устроили и во Вьетнаме Тонкинский кризис (обстреляли свой корабль и обвинили вьетнамцев) и стали бомбить Северный Вьетнам в 1965году. Вот по просьбе ДРВ наша страна поставляла зенитные ракеты.
Везли их эшелоном через хунвейбиновский (это-русская транскрипция, по факту звучит как, у Высоцкого - неприлично) Китай. Там их тормознули какие-то сопливые мальчишки с повязками и, прыгая с цитатниками Мао, обличали «Черные замыслы Советского представителя» и часов пять держали под прицелом - ну типичный Майдан.
Прибыли. Расположились в гостинице Ханоя и тут- налет бомбардировщиков. Отец прошел войну от Сталинграда до Белграда, он был под бомбежками многажды, а его молодые офицеры раздухарились (типа - фигня) залезли во дворе в траншею, там уже несколько местных сидели с напряженными лицами… Но, когда бетонные стенки траншей заходили ходуном, у лейтенантов челюсти отпали. Установили они комплексы, проверили и приготовились встречать гостей. Лето 1965: летела четверка «Фантомов» и нарвалась на первый пуск. А ракета не обязана прямо попадать в самолет - просто происходит подрыв боевой части при подлете к цели и несколько тысяч осколков разлетаются с радиусом поражения 90 м. В результате первый «Фантом» в - пыль, второй упал на поле, третий в Тонкинский залив, а четвертый сел или не сел на авианосец Мидуэй уже не помню. Батя говорил, что на экране радара было видно отчетливо. После этого две недели пиндосня не лезла вообще. А так, по словам отца, потери за все время около 5000 хвостов, но вьетнамцы писали только по вещдокам: обломки с номером нашли - ставим галочку. Дома есть медалька с цифрой 400 из обломков, есть кольцо с 1000 и есть 2500; официально сбито 4000. И есть фото: летит самолет, удирая от ракеты, и пилот уже катапультировался (21 не железное). Сначала говорит, сбивали полковников, потом майоров, потом они кончились у американцев и пошли лейтенанты. Особенно часто летали после выходных, проигрывшись и пропившись в тамошних кабаках летели за деньгой (за вылеты платили). И однажды сбитый летчик приземлился рядом с батареей, наши сели на «газон» и к нему; тот сидел, выставив оружие, но увидев белых людей (наши ходили в гражданском) сдался, потому как крестьяне сбитых забивали мотыгами, а когда им запретили категорически то говорили: - «он попил молочка и умер». Оставшихся в живых сажали в кутузку, был даже фильм документальный «Пилоты в пижамах». В 1972 американцы бежали оттуда. Бати, светлая ему память, уже ровно 10 лет нет с нами но, пусть стебанутый сенатор не забывает! И еще: на днях разговаривали об этих событиях с молодым попутчиком, так он сначала не понял, он думал, что СССР помогал Америке, слушал удивленно и искренне благодарил меня за рассказ. Посему я и решился написать.