Предупреждение: у нас есть цензура и предварительный отбор публикуемых материалов. Анекдоты здесь бывают... какие угодно. Если вам это не нравится, пожалуйста, покиньте сайт. 18+

История №849775

ПРАЗДНИК ЛЕТЯЩИХ ФОРЛУШЕК

В нашем доме он случался редко. Раз в месяц или даже два. Для детства это десять жизней. Достаточно, чтобы предыдущий праздник успел обрасти преданиями и легендами.

Мы ждали следующего, как чуда. Благая весть о нем разносилась внезапно. Она собирала толпища орущих детей, бегущих к заветному балкону. Мою компанию весть эта застигала обычно в самых дальних заговенях. Мы прибегали последними и видели только бестолковые остатки праздника – с неба летели неописуемые детские ништяки. Бесценные сокровища.

Что называется, в большой семье клювом не щелкай. С первого такого праздника мне достался только единственный мосёл. Прилетел прямо в лоб. Зато какой! Тяжелый, тускло отсвечивающий свинцом, ярко-красный. С резьбой и неведомыми письменами.

Для тех, кто не знает, что такое мосёл, (ваше детство прошло зря – зачеркнуто) – это баранья кость коленного сустава, прекрасная по форме. Ухватистая и имеющая всего два фундаментальных состояния – лежа и на попа. Третье состояние кратковременное, летящее – мослом сшибают мослы. Только этим способом можно перевести одно фундаментальное состояние в другое.

В общем, это базовый элемент целого куста увлекательнейших игр. О которых не игравшим рассказывать бессмысленно. Обладатель двух десятков мослов считался у нас богачом. Апгрейд мосла до свинцового или оловянного, его покраска всегда были событием на грани преступления. Налет на стройплощадку, обретенные свинцовые решетки и толстые оловянные провода, пламя костра, столовая ложка, сп.зженная краска.

В последующие годы мне доставались и многие другие трофеи этого праздника летящих форлушек. Они были поразительно разнообразны. Форлушки – это потому что прилететь может ЧТО УГОДНО.

Насколько безгранично это ЧТО УГОДНО, я это понял, только когда добрался до истоков. До первых секунд этого праздника. Они были на удивление будничны. Мне было уже 13. Мой друг Андрей, 14, хмуро вышел на балкон и сказал вниз: Ребята! Щас я вам выкину все свои детские игрушки на хрен. Но только когда вас станет сто.

Это было нетрудно. Дом для офицерских семей на 144 квартиры. Хаджимукана 20, Алма-Ата. Вокруг такие же офицерские дома. Золотое правило – родился первый ребенок, тут же получаешь двушку, второй – трешку. Бесплатно. Это способствовало плодородию почище нынешнего «материнского капитала».

Нас детей в этом доме было две-три сотни. После крика Андрея и начался праздник. Дети с воплями принялись собирать свою сотню.

А хмур был мой друг, потому что ему не хотелось со всем этим расставаться. Родители купили большой комод и обратили его внимание на то, что он уже вырос, и к этому десятку пыльных ящиков уже пару лет не прикасался.

«Я список кораблей прочел до середины» - написал когда-то Бродский. Есть такая вставка у Гомера, от которой и я успешно засыпал. Составлю и свой список – что кидал с балкона в толпу счастливых детей мой друг из обычной офицерской семьи в 1979.

Мослов – две сотни. Гильз АК-47 – сотен пять. Узких гильз Калашникова, уже не помню, как называются – еще сотни три. Пистолетные гильзы золотого цвета, они у нас шли в играх за офицеров – редкая сотня. Дуры большущие, крупнокалиберные от пулемета – двести. Пластмассовые рыцари и солдатики, красные за русских, ядовитого цвета за врагов – полтыщи. Оловянные солдатики - большая редкость, всего полсотни. Доминошки – две сотни. Из них хорошо стрелялось ударом кулака.

Разноцветные бетонные модули, отливались из доминошниц, по ним же мы из домино и херачили – полноценная крепость в 1 кв.м.

Неизрасходованные свинцовые решетки и оловянные провода – 2 кг.

Медные катушки, основа нашей любительской телефонной связи через спичечные коробки и прочих забав - штук 10.

Набор диафильмов, нарисованных нами самими, включая мультипликацию – до хрена. Игральные карты – несколько сот. Шахматные фигурки – до сотни. Несколько килограммов пластилина, в виде виртуозно вылепленных крепостей и храмов. Магниты, вынутые откуда угодно – пара килограмм. Желудевые солдатики – на трех спичечных ножках, но с головой и при каске – несколько сот. Мозаика из пяти коробок. Она шла у нас на цветные шляпки для гильз, обозначение врагов и родов войск.Виртуозная игрушечная железная дорога чешского производства – я потом в Сингапуре своему сыну ничего подобного не нашел. Несколько сот редких разноцветных камушков, найденных в окрестных горах. Великолепная коллекция рогаток. Коллекция парусников. Ну и прочая дребердень, этот список бесконечен.

Весь этот клад был лишь крошечным кусочком нашего детства. На редкие непогожие дни. Во все остальное время мы катили на великах куда вздумается, в зоопарк или в горы, перестреливались брызгалками, играли в самолетный гольф, и самозабвенно фехтовали по-македонски на бетонных плитах стройплощадок - у каждого в руках по два дрына. Купались в трех открытых бассейнах во дворе нашего дома или катили на речку Алма-Атинку. Может, поэтому расставание с кладом проходило относительно легко.

И вот я думаю – почему прервался этот праздник. Казалось бы, естественный. Все дети когда-нибудь вырастают. Но чем кидаться нынешним подросткам с балкона при расставании с детством? Тремя старыми сотиками и большим плюшевым мишкой?
+246
Проголосовало за – 539, против – 293
Статистика голосований по странам
Статистика голосований пользователей
Чтобы оставить комментарии, необходимо авторизоваться. За оскорбления и спам - бан.
52 комментария, показывать
сначала новые

Рауль07.10.16 01:21

М-да! Закусывать надо!

+2
ответить

Некто Леша ★★★★★07.10.16 00:09

Из многих комментов понял, что все это было нетипично, что мы были привилегированной кастой, в то время как все остальное население СССР страдало. Но минуточку. Из моего "списка кораблей", сокровищ, валившихся на головы детей даром, абсолютно ясно, что сокровища эти в основном не стоили родителям ни гроша. Ни найденные нами камни. Ни гильзы, подобранные отцами на стрельбище. Ни коллекции рогаток, кроме грошовой стоимости жгута. И так далее. Почти все было сделано нами своими руками, ну частично с помощью слямзенных со строек материалов. Купленные солдатики-домино-шахматы-карты безусловно были. Но полагаю, что их общая стоимость для каждого ребенка не превышала 50 руб. за все его детство. Домино - 1 руб. Самый дорогой подарок, который я получил - 17 руб за великолепную железную дорогу. В Сингапуре я потом ничего подобного не нашел для своего сына за любые деньги.

И это означает, что элита по меркам любой страны - старшее офицерство - жило достаточно скромно. Но умело развить в своих детях умение создавать детские сокровища из воздуха и простых подручных материалов.

+0
ответить

bigler06.10.16 21:18

Искренне, спасибо!
Но я не знаю значения слова "форлушка". И такие "мослы" мы называли бабками, играли в бабки.

+0
ответить

Некто Леша ★★★★★➦bigler06.10.16 21:37

Форлушка - некий добряк, неожиданно валящийся на тебя с неба :)

+0
ответить

AleM ➦bigler06.10.16 22:15

Мы называли "альчики" и играли в альчики.

+-1
ответить

Michael Ashnin ★★★06.10.16 21:05

Отличная история!
Всё так и было- велики, свобода, фехтование, плавание , грибы и ягоды...
И никто не думал об опасностях.
Единственная опасность -мы сами, с нашими рисковыми приключениями.

+1
ответить

avj➦Michael Ashnin07.10.16 07:23

катались во дворах,иногда даже по дорогам, родители ругали правда, но тогда не было такого обилия машин. Родители жили в городе, не в центре, если раньше(в начале 90-х) 1-5 машин в час по дороге рядом с домом проезжали(во дворах 1-2 машины за пол дня), сейчас даже приблизительно не смогу сказать, просто много, кататься, не подвергая свою жизнь опасности, не возможно.

+0
ответить

Ленка пенка 06.10.16 21:04

Мои столько разнообразных конструкторов раздадут, что не знаю, кто это все возьмет :) У нас и железные дороги тоже в форме конструктора. Я уже сейчас пытаюсь им намекнуть, что необязательно дома иметь сто машинок. Кое-какие игрушки сама втихаря оставляю на детской площадке. Столько не нужно, это плюшкинство, и место занимает, и беспорядок, но дарят, а дети всегда новому радуются. Значит, надо тоже раздаривать. Гаджетов в руки не даю, видеоигры запрещены, мультики под контролем - что и сколько, и только если все сделано и безобразий не было. Но они, правда, временами в мое отсутствие смотрят :)

+0
ответить

Некто Леша ★★★★★➦Ленка пенка06.10.16 21:19

:) Я уже написал в начале комментов, что настолько увлекся описанием прелестей своего детства, что в конце зря охаял нынешние. Пока сын вырастал, я сохранил дух самоделки и понял неисчерпаемые преимущества житья в нулевые - нашел, например, в инете фигурки всяких воинов-танков-кораблей-самолетов, распечатал, заламинировал, нарезал - получились отличные карточки для разных игр. Только раскидывать такое добро сейчас некому, и не поймет детвора, зачем это вообще, когда есть планшеты...

+1
ответить

irida06.10.16 20:14

" мне достался только единственный мосёл. Прилетел прямо в лоб. Зато какой! "

Да уж! Страшно даже представить себе какой это был мосёл, раз последствия его прилёта до сих пор сказываются... Бедный Мандельштам... ну и немножко Бродский...

+-1
ответить

Whale5106.10.16 17:03

"Бессоница, Гомер, тугие паруса...
Я список кораблей прочел до середины...
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся..."

Это не Бродский... :>(

Это Мандельштам.

+6
ответить

Некто Леша ★★★★★➦Whale5106.10.16 20:01

Блин, садовая голова. Это я про себя :) Мне всегда казалось, что нетерпеливый пофигист Бродский бросил читать это список вообще сразу, а Мандельштам задумчиво плыл до конца, ища скрытые смыслы и ловя порывы вдохновения :)

+0
ответить

mathematicus 06.10.16 14:22

А у нас в детстве покупных игрушек не было. Соседи - те просто не могли себе их позволить, а наши родители считали, что игрушки мы должны делать сами. Они нас учили, и мы их резали из бумаги и дерева, клеили, сшивали. Но ленились, конечно, так что больше читали.

Покупные игрушки появились дома, когда отец помирился с дедом-генералом. Тот приехал к нам в деревню (в форме! то-то гордости было!) и привез нам подарки. Как сейчас помню: старшей сестре - большого набивного льва (может, пуделя, но мы его считали львом), мне - синий пластмассовый пароход, младшей сестре - куклу, которая издавала звуки, если ее положить на спину, а младшему брату - набор пластмассовых солдат: Богатыря, Суворовца, Красноармейца и Пограничника (с автоматом).

+2
ответить

Янги➦mathematicus06.10.16 14:35

отсутствие заводского изготовления игрушек восполнялось неуёмной фантазией. Да и игры на улице не уединяли, а сплачивали в команду

+1
ответить

mathematicus ➦Янги06.10.16 14:58

Ну, насчет команды - эт' спорно. Но бывало весело.

+0
ответить

Некто Леша ★★★★★➦mathematicus06.10.16 20:11

У нас в продаже были тематические и ровно по десятку пластиковых воинов одного цвета. Русская дружина, немецкие рыцари, советская армия и т.п. Но это итп было очень коротким, другие наборы сразу и не вспомню, хотя были. На естественную антитезу советской армии - такому же отделению фашистов, изготовители не осмелились :) В каждом наборе воины все разные, со своим не просто вооружением, а характером. Были там и пешие и кони, правда не помню уже, в одном ли наборе.

+-1
ответить

Некто Леша ★★★★★➦mathematicus06.10.16 20:16

У нас был ближний круг - три неразлучных друга, дальний - пара десятков детей со своими группками, периодически присоединявшиеся к нашим играм и полакомиться эклерами моей мамы, а также группы, которые мы сильно недолюбливали. Но для игр в войнушку так было даже к лучшему :) Эти к эклерам допущены не были.

+0
ответить

Michael Ashnin ★★★➦Янги06.10.16 21:06

Так и было...

+0
ответить

lod 06.10.16 14:02

Хорошо у вас было в Алма-Ате!
Столичный город и квартиры так раздавали (если не приукрасил, конечно).
А у нас, несмотря на то, что полк отца считался расположенным в Алма-Ате, а на самом деле на оз.Балхаш квартиры выдавали очень скупо: Пока нет ребенка - в гостинице, появился ребенок - дадут однокомнатную, появился второй - двухкомнатную, а трехкомнатную давали только если дети разнополые. Да и то это было в 60-х, начале 70-х. А потом вообще с квартирами стала напряженка.
А у тебя описан конец 70-х/начало 80-х судя по гильзам от АК-74 (узкие, если я правильно понял)
Так что армия она разная. Хотя детство похожее. Мы еще коллекционировали крышки от бутылок.

+2
ответить

Некто Леша ★★★★★➦lod06.10.16 20:47

Я год указал же точно - 1979. Правда, слегка перепутал, это была осень 1978, если о заключительной раздаче Андрея. А первая на моей памяти - 1973. Периодичность праздников указал на глаз, обычно мы катались или купались далеко от дома, сами появлялись на таких раздачах примерно раз в год.

Ну и да, все несколько преувеличено, если говорить о среднем ребенке этого дома. Андрей был на год старше меня, а если ребенок страстно ищет достать что-то хоть из под земли, запасы пополняются стремительно. Поэтому у него всегда было гораздо больше патронов, мослов, мозаик и т.п., а детские глаза завидущие - может, что и преувеличил по памяти. И отец у него был то ли майор, то ли подполковник, в полку это штучное. Мой отец в эти годы проходил путь от старлея до майора. Свои собственные запасы я помню гораздо более реалистично. Гильз АК-47 около 250, АК-74 - не более полусотни, пистолетных штук 30, крупнокалиберных - всего десяток, доминошек - сотни полторы (три коробки), шахматы из двух коробок, пластиковых воинов штук 70, и так далее. Труба пониже и дым пожиже. Бетонная крепость - скорее экзотика, моя мама инженер по строительным материалам, давала нам цемент, пигменты и технологию. Формы, песок и воду мы раздобывали сами, и сами отливали все что вздумается в бетоне. Ну, в общем, это скорее рассказ своем о счастливом детстве, чем о его типичности. В стране, и даже в этом городе, и даже в соседних домах все было совсем не так.

Квартиры. Норма в шесть метров - все таки перехлест. У множества моих знакомых из самых разных слоев в целом было явно больше. Это минимальная норма. Если статсборник СССР не врет, к началу 80-х в среднем было примерно по 16 м на человека. А я погорячился со "сразу". Но принцип "два ребенка = трешка" в целом неукоснительно соблюдался, с задержкой от полугода до двух по опыту моей семьи и моих знакомых. Правда, я забыл важную оговорку - это если дети разнополые. А забыл потому, что офицеры как будто чувствовали подвох, и во всех семьях, которые я знал, были мальчик + девочка в нарушение теории вероятности :)

+1
ответить

Ленка пенка ➦Некто Леша06.10.16 23:24

> во всех семьях, которые я знал, были мальчик + девочка в нарушение теории вероятности :)
Обменивались, не иначе!

+1
ответить

RangerPCW 06.10.16 13:54

Спасибо!!!

+0
ответить

авось06.10.16 13:51

Праздник прервался, потому что количество празднующих было строго ограничено.
А остальная страна - по коммуналкам и однушкам, 6 квадратов на человека. Какие коробки с игрушками, места для кровати ребёнка нет.
В бассейн? Пожалуйста. 40 минут на метро туда-обратно, если в ДЮСШОР или секцию взяли.
На речку на велосипеде? Без проблем. Главное, чтобы по дороге не отпиздили, велик не спиздили, и чтобы бензином в "речке" не провонять, а то аж корюшка дохнет.
Ну и так далее. А так ниче, счастливое детство было. Потому что детство оно обычно такое - счастливое. Ну, разве что только не в Сирии или где ещё.

+7
ответить

Мимоходом походя➦авось06.10.16 16:09

Зато сейчас как здорово. И покататься на бмв, и пострелять из пистолета, да и не только. И скакать можно - находятся желающие. И ширнуться, и в соцсетях с маньяком познакомиться... Романтика!

+0
ответить

Мимоходом походя➦Мимоходом походя06.10.16 16:10

Да, как же это я про ведро попкорна в кинозале забыл?

+-1
ответить

Некто Леша ★★★★★➦авось06.10.16 20:51

Ответил выше lod на похожую реплику.

+-1
ответить

авось➦Некто Леша06.10.16 21:08

Тут дело вот в чем. Ты написал о том, что видел в своём детстве. Я - о том, что я видел. А ты полез за справочником.

+1
ответить

Некто Леша ★★★★★➦авось06.10.16 21:24

Конечно, у всех было по-разному. Но поровнее, чем сейчас. Полкан, ректор, директор завода, популярный артист - все это было в зоне ниже 1 тыс. руб. в месяц, всего в 2-4 раза приподнято над простыми смертными. Хотя такие люди один на несколько тысяч.

+-1
ответить

авось➦Некто Леша06.10.16 21:39

Монолог "Дефицит" Райкина давно смотрел? Специфические отношения.
Деньги не решали почти ничего. Решала возможность достать дефицит. Включая жилплощадь. Директор завода, артист и семейный офицер жили не в коммуналках не потому что были гораздо богаче населения, а потому что о них власти заботились больше, чем об остальных.

+2
ответить

Некто Леша ★★★★★➦авось06.10.16 22:41

Ну, скорее это обирание тех групп населения, которые сейчас богаты или средний класс, в пользу бедных. Актриса или певица, которая могла бы владеть виллами и яхтами, радовалась куску колбасы по знакомству.

+-1
ответить

авось➦Некто Леша06.10.16 23:10

Да-да, Ротару и Пьеха так радовались колбасе! А пугачиха вообще так подпрыгивала, преданность смотрела в глаза и просила ещё.
Лёша, ты как будто не в стране советской вырос. Были люди с привилегиями. Например, военные. Были люди с деньгами. Например, фарцовщики. И были люди с привелегиями и деньгами. Например, нефтяники. Или артисты эстрады.
А основная масса населения была в жопе различной степени жопости, потому что на них ресурсов не хватало.

+1
ответить

Некто Леша ★★★★★➦авось06.10.16 23:28

Да это понятно. Мне при капитализме лучше, чем было бы при совке. Сама идея "давайте ограбим успешных, чтобы раздать остальным" в принципе работает плохо. Но в СССР она реализовывалась на полную катушку. Помню Голос Америки 1990, зачитывавший мемуары Ельцина. Там горько рассказывалось о роскоши, в которой утопал президент сверхдержавы - двухэтажный дом, почему-то четыре унитаза - зачем столько? Полагаю, сейчас Макс лучше живет. Кстати, идея не совсем покинута - в США и Европе налоги стригут прежде всего богатых и средний класс, чтобы угомонить бедных. Уточню - "средний класс" - это вовсе не большинство. В США примерно 25% населения. У нас - пожалуй, 5%. Среднее только по логарифмической линейке доходов. В общем, "начинать жизнь надо в Одессе, а заканчивать в Москве" можно перелицевать в "счастливое детство в СССР, счастливые взрослые годы - в РФ. Если вписался"

+1
ответить

Sanja77706.10.16 13:22

В каждом поколении свои приколы, игры с КОСТЯМИ - да тоже могут не так понять, ха ха , у нового поколения другие напряги, им надо с новой техникой далее развивать человечество, космос,и.т.д. мы губим землю ,а им скоро для нас- людей- новую " землю 2.0" искать нужно, " КОСТЯМИ" не найдёшь.

+-1
ответить

LA style➦Sanja77706.10.16 20:18

Если "Земля 2.0" - это виртуальный мир, то верю.

+0
ответить

Некто Леша ★★★★★➦Sanja77706.10.16 20:52

Кстати, игра в кости - старинное выражение. Понятия не имею, какие именно кости, но может, частично и мослы.

+0
ответить

МБ ★★06.10.16 13:03

Вот уж это рассказы про современную молодеж, без детства, без пломбира в бумажных стаканчиках, без смекалки рожденной из-за отсутствия компьютеров/телефонов/тамагочи (нужное подчеркнуть)... Да все у нынешних детей есть :) У моего чада есть планшет, и переодически есть мой телефон в руках... НО есть еще не менее ценные камешки, пластмассовые фигурки, 100 барби, лего, железная дорога, чемодан поделок/рисунков, набор доктора, чайный набор, рыбки и удочка, мячики, мелки, краски/блестки/наклейки/пластелин, кило плюшевых медведей :) Ей было бы что выкинуть с балкона :)

+4
ответить

Некто Леша ★★★★★➦МБ06.10.16 20:53

А выкинет?

+0
ответить

МБ ★★➦Некто Леша07.10.16 01:11

ну, наверное ей будет тяжело, но она раздает игрушки, так что на праздник выкинет :)

+-1
ответить

Хрюн 06.10.16 12:45

...Не плачь, Алеша ...

И среди подарков нет ФОРЛУШЕК,
И тебе никто сейчас не нужен...

+7
ответить

Некто Леша ★★★★★06.10.16 12:33

Последний абзац я зря написал, хотелось сделать контрастное противопоставление. Моему сыну уже почти 16, и я порядком забыл набор его игрушек, хотя лично покупал их почти все. Тоже получился бы внушительный список, но - менее интересный, чем в моем детстве. Я это хотел сказать. И еще, что дети сильно подсели на электронные игры, с нашими игрушками мы больше двигались. И конечно, не все из "списка кораблей" летело с балкона. Я болею сейчас, на ан.ру пишу ночами и туплю часто.

+4
ответить

Ленка пенка ➦Некто Леша06.10.16 23:25

Выздоравливайте!

+0
ответить

Valy➦Некто Леша15.06.20 23:18

Надо-же: Вы, оказывается, почти, мой земляк- я родилась во Фрунзе.
А, у нас, эту игру называли- альчики (если не ошибаюсь).

+0
ответить

Valy➦Некто Леша15.06.20 23:35

Полностью с вами согласна. У меня двое : 12 и 7 лет. Им интересны только смартфоны и плейстейшены. Любая поделка для школы "ведёт" в ютьюб- их фантазии не хватает. Печально.

+0
ответить

Valy➦Некто Леша15.06.20 23:39

Выздоравливайте, быстрее, пожалуйста! !

+1
ответить

Некто Леша ★★★★★➦Valy18.06.20 00:02

Спасибо, но это давняя история, написанная в минуту светлой печали и болезни. Благодаря Вашему комменту я ее вспомнил и с удовольствием перечел. Заметил неточности - чешскими железными дорогами не разбрасывались с балкона, они дарились лучшим, но младшим друзьям. Гильзы - от АК-74 было много, от АК-47 мало, эти шли за офицеров со шляпами из цветной мозаики. Сейчас я редко заглядываю в обсуждалки, в Москве прекрасная погода и наконец можно встретиться с друзьями на веранде кафе - они открылись вчера.

+0
ответить

Янги06.10.16 11:55

Уф-ф! После упоминания Алма-Аты я понял что это ты.
Некто Лёша. Мне кажется что следующая твоя история где будет описана игра в лянгу не наберёт и трёх +

+3
ответить

Некто Леша ★★★★★➦Янги06.10.16 20:57

У этой 238 через полдня после публикации. Или ты о сумме? Негативщики меня не волнуют, я пишу для тех, кому мои тексты нравятся.

+-1
ответить

Alex Golovin➦Некто Леша06.10.16 22:00

Таких не существует. Плюсы - это просто промахнувшиеся.

+1
ответить

Некто Леша ★★★★★➦Alex Golovin06.10.16 22:37

Промахнулись две трети читателей? У Вас сложная внутренняя вселенная.

+0
ответить

Горшок с цветами06.10.16 11:29

Плюшевого мишку вычеркни из рассказа

+3
ответить

Общий рейтинг комментаторов
Рейтинг стоп-листов

Рейтинг@Mail.ru