Шекспир ошибался.
То что на Руси народ немного не тем увлекся, стало понятно при приземлении в аэропорту города Вероны. "Родина" героев Шекспира поразила ухоженными полями. Первое впечатление от "столицы романтической любви" - сельскохозяйственный рай. Шекспир сам видел, о чем писал? Вряд ли. Только британец мог, наверное, к вящему удивлению адекватных итальянцев, приписать им совершенно чуждую смесь мазохизма с трагизмом. "Леди Макбет Мценского уезда" - из той же серии, но это к слову. Пагубная страсть писать о том, чего не видели - характерная черта многих писателей.
Воспитанная советской школой, а именно, шекспировскими представлениями об итальянцах, а также опять-таки инородным для итальянцев Оводом, столкнувшись с реальностью, поразилась разительному контрасту между литературой и жизнью. Подозрения закрались в душу еще несколько лет назад в Риме и на побережье Тиренского моря, но Верона и Милан окончательно развеяли все сомнения: если у кого с головой все в полном порядке - это у итальянцев. Дружные большие семьи, необыкновенно красивая архитектура для всех и достаточно скромный быт для каждого. Эти люди любят свою землю и умеют ее обрабатывать. Самое прекрасное для Бога - храмы сказочной красоты, достойная архитектура для государства, а аристократия, судя по всему, ведет себя сейчас скромнее, чем хотелось бы отдельно взятым плебеям.
Итальянки, настоящие итальянки, а не "понаехавшие" эмигрантки и туристки, одеваются стильно и достойно, в связи с чем опять-таки начинаю сомневаться в прямой логической связи между Ватиканом, Италией и инквизицией. Можно сколько угодно обвинять Святой Престол в интеллектуальных излишествах - сожжениях еретиков, но не были ли там явные перегибы в истолковании руководящих инструкций на местах? Самые красивые женщины в Европе очевидно в Италии. Ну и кто, кого и где жгли?
Восхваляемый британцами common sense очевидно что в полной мере воплотился именно в Италии. Легко процветать на острове, сложно собой закрывать Европу от полчищ инородцев, для которых христианская цивилизация как кость поперек горла. Неудивительно, что оплотом христианской веры остаются Италия и Испания - государства, которые лучше многих других знают цену и опасность утраты собственной идентичности.
"Ужасы" итальянской мафии создал скорее Голливуд, чем жизнь. Причем опять-таки сделаем поправку на то, что законопослушные итальянские граждане в те годы в Америку массово не приплывали. А по части здоровой семейной клановости, наверное, вполне сопоставимы с итальянцами наши поволжские татары. И у тех, и у других остались представления о норме.
Так что в древнейшем государстве Европы, подарившем миру разумную систему права, государственного устройства (все-таки Древний Рим был совершеннее греческого полиса), оперу, возвышенную архитектуру, дизайн, красивый кинематограф, народ по-прежнему с увлечением занимается сельским хозяйством. Это христианская сельскохозяйственная держава, в которой глобализация еще не успела истребить национальную промышленность и семейные ценности.
Как человек православный хочу сказать католикам спасибо за то, что они подарили нам искусство посвящать лучшие шедевры архитектуры Богу. Когда много рассуждают о выборе Святого Князя Владимира, наверное, имеет смысл подумать о том, что он выбрал скорее истину, правильную систему рассуждений об устройстве Церкви и душеспасительности, чем внешнюю атрибутику. Строить красивые храмы нас научили как раз католики.
Экуменизм, наверное, утопия, потому что истина одна, и кто-то обязательно ошибается. Но христианство - это общая история Ближнего Востока и Европы, без которой нет будущего.
Хочется надеяться, что Рождество и Пасха останутся главными праздниками Европы. Если раздражает празднично украшенная елочка, наверное, не надо оскорбляться и завидовать: вспомните, что именно ближневосточные христиане евреи первыми провозгласили внутреннюю свободу и равенство пред Богом для всех. Тут или христианские ценности, или тоталитарный паспортизм. Все-таки даже на уровне подсознания у беженцев есть вера в Христа - бегут они не в дебри и пустыни Африки, не в Америку и Китай, а в христианскую Европу, в которой осталось понятие милосердия.
С наступающими Праздниками!